Спхуджидхваджа

Спхуджидхваджа (Яваначарья(Yavanacharya)) — классик индийской астрологии, живший в III в. Очевидно, он имел греческое происхождение. Его астрологическая поэма «Явана-джатака» была написана в 269/270 г. н.э. Слово «Явана» в названии поэмы означает «ионийский» или вообще «греческий»; «джатака» — «гороскопическая наука». Эта поэма во многом восходит к греческому астрологическому сочинению, видимо, написанному в Александрии в первой половине II в. н.э. и переведённому на санскрит Яванешварой в 149/150 г. Но ряд очень важных моментов (в частности, теория навамш, которой посвящена приводимая ниже глава) встречается в «Явана-джатаке» впервые и не может быть возведён к греко-египетской астрологии. Книга Спхуджидхваджи — самое раннее дошедшее до нас индийское сочинение о гороскопах. Эта поэма была основным источником для развития индийской астрологии вплоть до проникновения в Индию исламских теорий (через переводы с персидского на санскрит в XIII в. и позднее).

Имеется мнение (http://esopedia.ru/Pifagor?show_files=1), что под этим именем работал ни кто иной, как Пифагор.

Глава 33.

Марс.

1. Марс в своей собственной навамше*1 создаёт свирепого, могущественного, выдающегося героя, который сражает своих врагов; в навамше Венеры — неутомимого совратителя жён других мужчин, который разбогатеет благодаря запасам других мужчин;

2. в навамше Меркурия — мерзкого жулика, который делает своё дело; в навамше Луны — умелого героя, ревнивого человека; в навамше Солнца — nayaka (человека из высших слоёв) большой силы; в навамше Юпитера — главу деревни или города;

3. и в навамше Сатурна — злого нищего, получающего удовольствие от уничтожения богатства.

Венера.

Венера в своей собственной навамше создаёт богатого человека, имеющего много женщин, который наслаждается различными яствами и спиртными напитками;

4. в навамше Марса — мужа развращённой жены; в навамше Меркурия — мудрого человека, увлекающегося сексуальными связями и пением; в навамше Луны — того, кто много потворствует себе в половых сношениях и имеет статное тело; в навамше Солнца — ужасающего nayaka (человека из высших слоёв);

5. в навамше Юпитера — сильного и храброго человека, который превосходит остальных в своём городе или является лучшим поэтом; и в навамше Сатурна — богатого человека с нежной женой, который имеет слабый характер и плохо кончит.

Меркурий.

6. Меркурий в своей собственной навамше создаёт красноречивого человека, знающего поэзию; в навамше Марса — вора и убийцу людей; в навамше Венеры — того, кто вовлекается в смех и пение; в навамше Луны — поэта, стремящегося к добродетельности (dharma);

7. в навамше Солнца — слугу (служащего), находящего небольшую удачу; в навамше Юпитера — человека, ум которого станет прославляем, или поэта; и в навамше Сатурна — мужчину, характер которого разрушен непорядочностью, завистью и ложью.

Солнце.

8. Солнце в своей собственной навамше создаёт внушающую страх личность, могущественного человека; в навамше Марса — героя, который крадёт собственность других; в навамше Венеры — богатого человека, земля которого конфискуется царём;

9. в навамше Луны — личность, способную лишь на самые малые действия, которую преследуют бедствия, худого и слабого человека; в навамше Юпитера — гордого мужчину, имеющего хороших друзей; и в навамше Сатурна — того, кто имеет свиту низких людей.

Юпитер.

10. Юпитер в своей собственной навамше создаёт благородного, интеллектуального и преуспевающего индивидуума; в навамше Марса — личность с непоколебимым высокомерием; в навамше Венеры — советника (адвоката; mantrin) с благородной женой; в навамше Меркурия — того, кто знаком с правилами поэзии и искусств;

11. в навамше Луны — мудрого и преуспевающего человека; в навамше Солнца — известного человека, имеющего большие богатства; и в навамше Сатурна — великого и богатого человека с безжалостной речью.

Сатурн.

12. Сатурн в своей собственной навамше создаёт человека с плохим характером, который богат жёнами и сыновьями; в навамше Марса — смертоносного человека, наслаждающегося злом; в навамше Венеры — человека, увлекающегося положением и работой женщин; в навамше Меркурия — ремесленника, находящегося в зависимости;

13. в навамше Луны — того, кто соблазняет женщин и затем бросает их; в навамше Солнца — раба, имеющего много болезней; и в навамше Юпитера — того, чьё богатство прибывает от выполнения злых дел.

14. Говорят, что в варготтамамшах*2 хорошее влияние максимально, а плохое — минимально; в навамшах их собственной обители, говорят, их влияние среднее; а в навамшах обителей других [планет] они оказывают незначительное влияние.

15. Все двенадцать знаков всегда указываются в порядке их [т.е.планет] домов; от них, через значения природы домов, должны быть описаны характеры людей по гороскопам, если кто-то спрашивает.

16. Когда властитель двадашамши*3 Асцендента — самый сильный властитель или находится на углу карты, это означает, что характер натива соответствует характеру знака, которому двадашамша принадлежит.

Перевод Д.Куталёва
ПРИМЕЧАНИЯ.

*1. Навамша — 1/9 часть зодиакального знака, 3°20′. Управители навамш определяются в последовательности управителей зодиакальных знаков: 1-я навамша Овна соответствует Овну, её управитель — Марс; 2-я навамша Овна — Телец/Венера, 3-я — Близнецы/Меркурий и т.п. Иначе говоря, навамша планеты — это зодиакальный знак, который занимает данная планета в карте 9-й гармоники.

*2. Варготтамамша — зодиакальный знак в карте 9-й гармоники, идентичный знаку натальной карты, в котором находится данная планета. Напр., в варготтамамше будет планета, натальное положение которой 0° — 3°20′ Овна: в карте 9-й гармоники она тоже расположена в Овне. Планета с координатой 13°20′ — 16°40′ Тельца будет в карте 9-й гармоники тоже в Тельце, и т.д.

*3. Двадашамша — 1/12 часть зодиакального знака, 2°30′. Последовательность управителей (как и у навамш) соответствует порядку зодиакальных знаков. Т.о., в каждом знаке 1-я двадашамша соответствует Овну и управляется Марсом, а последняя — соответствует Рыбам и управляется Юпитером.