Вo имя Изедов!
Да возрадуется Ахура Мазда!
Ашэм Boxy…

На празднике, который отмечается в 23° Весов, каждый из нас проходит обряд отречения от бесов, от Ангро майнью, читая вслед за хорбадом, проводящим ритуал, один из древнейших и священнейших авестийских текстов — Символ веры зороастризма, молитву «Фраваране». Многие читали ее и при вступлении в общину В этом году на празднике эта молитва прозвучала уже на авестийском языке из уст настоятеля нашей общины П. П. Глобы (к сожалению, год не указан — примечание Ашавана).

Но понимаем ли мы смысл этой молитвы? Отдаем ли себе отчет в тех словах, которые произносим? Что значит он« для нас в наше время и в наших условиях?

Сегодня, как и тысячи лет назад, значение молитвы одно, и оно выражено в заключительной фразе: «Сия есть присяга вере маздаяснийской». Это момент выбора, мгновение, когда колебания остались позади, когда человек, выяснивший для себя, для чего он пришел в этот мир, сознательно выбирает Добро, раскаивается в грехах, выбирает для себя зороастрийский образ жизни, выбирает для себя зороастрийскую религию и ритуал.

Мы знаем, что существует противостояние, что есть воинство под предводительством Бессмертного Святого Изеда Кшатра Ваирья, что каждый человек, до поры пребывающий в «спящем» состоянии, рано или поздно должен вспомнить о своем долге перед Создателем и Фравашами и вступить в ряды этого воинства. Это открыто в зороастрийской религии. Прочитав «Фраварвне», мы делаем этот шаг и становимся «военнообязанными», спрос с нас становится гораздо большим, чем был, когда мы были «допризывниками». Колебания теперь расцениваются как малодушие, а уход — как дезертирство. В вере нельзя быть «одной ногой», нельзя быть зороастрийцем пару раз в году, а вере (и в ритуале) надо быть всегда, потому что вся жизнь — это ритуал. Ведь Ангро майнью не в заоблачных высях, он приходит не по транзитам Черной Луны, он — внутри каждого человека, и в отличие от нас он не дремлет, а подкарауливает добычу в каждый момент времени.

Я не призываю к фанатизму, фанатизм — это слепая вера, а в зороастризме наряду с Дайэной — Верой всегда почиталась Чиста — Знание, они равнозначны и равноценны. Но богослужение и праздники в нашей религии не связаны со словом «праздность», это наша работа, исполнение нашего воинского долга, и нет необходимости пояснять, чем является уклонение от него, даже если смысл того или иного ритуала или праздника нам пока не понятен — в этом случае мы обязаны доверять Наставнику. Даже прочтение мантры перед сном или перед едой, не говоря уже о сложных ежедневных ритуалах, — это часть нашей работы, ведь не подпустить к себе нового демона, значит, не усилить, а может быть, и ослабить демонов внутри себя, а это и есть наша главная задача.

Но даже осознавая значимость той присяги, какую мы принесли, понимаем ли мы, что значит быть эороастрийцем? Вся молитва «Фраваране» пронизана идеей: не иметь зла в своем сердце, прежде всего не вредить своим же единоверцам: «…выбираю для себя святую, добрую Армаити, … отныне я не буду … причинять ущерба и разорения маэдаяснийским селениям.» Любая, в том числе наша, община состоит не из идеальных людей, у каждого из нас есть свои недостатки, и чрезвычайно важно понять, что то раздражение, какое может вызывать у нас тот или иной несимпатичный нам человек, основано зачастую на субъективном восприятии, это проявление в нас демона гнева, демона розни, ведь каждый человек, с которым столкнула нас судьба, это в чем-то наше зеркало, это мы сами, тем более, что все мы произрастаем от одного корня Машия-Машияни, что все мы призваны делать одно общее дело! Так давайте будем терпимее к друг другу, будем доверять своим единоверцам, как обязались мы в молитве «Фраваране», тем более что зороастризм — это единственная религия, где на первое место ставится служение Истине.

Добрая Мысль, Доброе Слово и Доброе Деяние — вот основная триада зороастризма, и это то, что мы обязались вершить, прочитав молитву «Фраваране». Давайте же не забывать об этом.

Окончено в здравии и спокойствии, Арьям.

Михаил Чистяков