Воху-Мана! Вразуми.
Пусть прибавит Арта силы мне!
Мазда, Заратуштре дай
Слово чудодейственное то,
Что поможет наконец
Одолеть всех злобных недругов!

Авеста в русских переводах

В «Бундахишне», древней книге об основах творения мира, говорится, что «первым из творений Хормазда в этом мире было Небо, и его добрый помысел (Вохуман) путем доброго действия произвел свет мира, вместе с которым возникла добрая религия маздаяснийцев». И именно благодаря Вохуману происходило продвижение (развитие) созданий Хормазда.

Вохуман и остальные Амеша Спента по своему ангельскому достоинству названы «вечными причинами процветания, бессмертными покровителями», которым поручена забота обо всем материальном творении. Все Амеша Спента и Вохуман в том числе — ипостаси Ахура Мазды. При этом каждый из них выполнял свою функцию. Так, «Первым был Вохумано, т.е. благой помысел, потом шел Ашавахишта, лучшая праведность, божество, олицетворяющее собой закон истины. Спента Армаити, святое благочестие, учившая тому, что праведно в жизни, а что нет. Божество Кшатра Ваирья — желанная власть, олицетворяло силу, при помощи которой можно было достигнуть при жизни праведности. Божество Хаурват, т.е. целостность, и Амертат, что значит бессмертие, обязаны были укреплять весь живой мир и давать вечную жизнь тем, кто добивался в жизни праведности» [3, с. 136].

Рождение Заратуштры было воплощением благого помысла Ахура Мазды, по этому поводу он советовался со всеми Амеша Спента. Представляем вниманию читателей отрывки из древнего текста «Денкарт» и других зороастрийских мифов, где рассказывается о Вохумане и встречах Заратуштры с ним.

По преданиям, за три дня до рождения Заратуштры вся деревня его отца Порушаспо просияла светом так, что жители ее испугались, не сгорит ли она дотла. Из-за высоких языков пламени люди были в ужасном смятении. И они решили, что «в этом доме рождается человек с сияющей славой», т.е. сбывалось предсказание Имы о рождении чистого, святого человека, который вызовет беспомощность демонов [4].

Когда пришел срок для появления на свет Заратуштры, Ахура Мазда послал Вохумана для того, чтобы он не позволил Ахриману осквернить будущего пророка. И когда тот приблизился к жилищу, где проходили роды, перед ним предстал Вохуман и закрыл ему доступ к младенцу, и злой дух понял, что ему здесь нечего делать. А когда Заратуштра родился, то он, в отличие от всех других новорожденных, не заплакал, а «чудо открылось тотчас в том, что он засмеялся (являясь на свет)». И когда один из карапанов, желая уничтожить младенца, подошел к нему, его руки вывернулись так, что он не мог больше с их помощью поглощать пищу [4].

Вохуман тщательно оберегал Заратуштру от любых посягательств на него и неоднократно сопровождал его к Ахура Мазде. Первый раз он явился ему в конце 30-летия от его рождения, «когда он нес воду для хаомы из речного канала». Как говорит откровение, «когда Заратуштра достиг третьего потока доброй Даити (ныне река Кама), он вошел в него и, после этого, когда поднимался из него, увидел человека, явившегося с южного направления. То был Вохумано. И он — Вохумано — показался ему образом ангельского воплощения (он был в теле, вид которого превосходил земную красоту), идеалом добродетели, и этот Вохумано показался ему ростом в три копья, каждое высотой с человека. И ему показалось, что этот Вохумано нес в своей руке побег кипариса, то был духовный побег откровения»[4].

Вохуман спросил Заратуштру: «О чем твое великое беспокойство, ради чего твое высокое утверждение и к чему направлено твое страстное желание? «И последовал ответ Заратуштры: «О святости великой беспокойство, ради святости великой самоутруждение и к святости направлено мое страстное желание». И изрек тогда Вохуман: «О, Заратуштра! Какова святость, такова и реальность. И потому, каково бы ни было то, что является святостью, оно — собственность человека, наша собственность». И на это ответил ему Заратуштра: «Реальность такова, какова святость. И что касается этого, то здесь я достиг просветления и знаю, что достижение святости в случае того, кто свят, происходит через Вохумано». И затем Вохуман препроводил Заратуштру на его первое совещание с Хормаздом, после чего Заратуштра заявил о своем пророческом призвании к тому, что было для него религией поклонения Хормазду и миром Хормазда, призывая человечество к ним [4].

Та же самая встреча Вохумана с Заратуштрой в других переводах описывается следующим образом. Случилось это тогда, «когда во время весеннего праздника он пошел нa реку за водой для священного напитка. Желая набрать самой чистой воды, Заратуштра вошел в реку, стремясь достигнуть середины потока. Когда же возвратился он на берег, то оказался после омовения настолько чист, что сподобился узреть видение: увидел Заратуштра светящегося, как огонь, Вохумана» [4], который предстал перед ним «прекрасным, всезнающим, мудрым, осиянным божественной славой, и Заратуштра понял, что перед ним один из небожителей» [2, с. 265; 4].

Он спросил, к чему Заратуштра стремится более всего и о чем радеет, на что тот ответил, что «он — искатель праведности». В ответ посланник Неба сказал: «Знай же, есть в этом мире праведность, и твоя забота о ней не тщетна. Я явился к тебе как воплощенная праведность. Я — Boxy Мана, Благой Помысел. Но есть в этом мире Некто, Который превыше меня, — Творец Ахура Мазда», и велел следовать Заратуштре за ним. Чтобы не отстать от небожителя, Заратуштре приходилось «делать девяносто шагов в то время, как Вохуман делал только девять».

Когда Вохуман привел Заратуштру к Ахура Мазде, он увидел близ него «еще пять сверкающих огнем существ, и свет, истекающий от них, был столь ярок, что Заратуштра не увидел на земле даже собственной тени» [3, с. 137].

Вохуман покровительствует пророкам, святым, странникам и всем, находящимся в пути. Он осеняет избранников благим помыслом, благодаря которому те несут в мир свет божественного откровения.

Вохуман может предстать перед человеком так, как предстал перед Заратуштрой, в виде огромного светящегося столба света, а может и неожиданно возникнуть в виде старца с посохом, которым он разгоняет тьму и бесов, указует путь заблудившимся и нуждающимся в водительстве. Он внезапно приходит на помощь к тем, кто тонет, либо терпит бедствие.

В христианстве Вохуман отождествляется с Николаем Чудотворцем, который так же, как и Вохуман в зороастрийской традиции, считается проводником и водителем ищущих и связан со спасением на море. Под морем здесь подразумевается не только морская стихия. Море — как бы вся наша жизнь, с ее бурными потоками, водоворотами и подводными течениями.

В Санкт-Петербурге Никольский Морской собор является храмом Николая Чудотворца. Там можно молиться за тех, кто находится в море, и за тех, кто нуждается в покровительстве Вохумана. На христианских иконах Николай Чудотворец изображается с книгой священного писания в руке, символизирующей свет знания и божественной мудрости.

А теперь рассмотрим проявления Вохумана в календарных циклах, его священные тотемы в символике года, месяца и дня.

В зороастрийском календаре Вохуман проявляется через тотемы дельфина (в хварне года), верблюда (в хварне месяца) и собаки (в хварне дня). Он считается покровителем и нынешнего 1998 года, священный тотем которого дельфин — символ доброты и справедливости, проводник в неизведанные глубины, спасатель от гибели. Верность и честность для дельфина очень важны. Дельфины миловидны, игривы, отважны, стремительны, любят детей, бескорыстны во всем, обладают очень высоким интеллектом и редкими талантами. Способны улавливать ультразвуки и распознавать предметы на расстоянии.

Высшие психологические качества и блестящий интеллект могут быть дарованы от Бога рожденным в годы Дельфина зороастрийского календаря — с 22 марта 1934 г. по 21 марта 1935 г., с 21 марта 1966 г. по 21 марта 1967 г., с 21 марта 1998 г. по 20 марта 1999 г.

Родившиеся в месяц Вохумана — с 15 января по 13 февраля — за заслуги перед родом могут быть обладателями высших качеств священного тотема этого месяца верблюда. Им может быть свойственна целеустремленность и терпение, выносливость и умение достигать заветной цели. Верблюд — специфичное животное, несколько грубое, неуклюжее, обладающее тяжелыми копытами, не увязающими в тяжелых песках. У него громоздкая челюсть, говорящая о непритязательности к пище. Сила Верблюда в его ногах, а ноги — ствол нашего рода, как древо рода, они связаны с прошлым. Верблюд — магическое существо, способствующее воссоединению двух оазисов, как бы связующее звено между прошлым и будущим. А мы знаем, что этимология имени Заратуштры связана со словом «верблюд». Россия же находится под знаком Водолея, покровителем которого является Вохуман, и его священный тотем верблюд — может генетически проявиться в каждом русском человеке, а также в любом человеке другой национальности, проживающем на территории России. Характер русского человека таков, что он, как верблюд, ради достижения заветной цели может выдерживать большие физические и нервные перегрузки, может долго терпеть, преодолевая «безводную пустыню», но когда доходит до «долгожданного оазиса», он должен получить свободу, и тогда уже ничто не удержит его на привязи, он должен получить все, в чем нуждается.

image002

Кувшин с изображением крылатого верблюда.

Серебро с позолотой. VII в Эрмипшж, СПб.

В центре Санкт-Петербурга, в Адмиралтейском саду, к которому стекаются три главные улицы города: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект, есть памятник Пржевальскому, географу и исследователю Центральной Азии. У подножия памятника находится замечательный отдыхающий двугорбый верблюд. А ведь именно двугорбый верблюд считается священным. В этом можно усмотреть хороший знак, как бы указание на то, что именно Санкт-Петербург может быть местом отдыха для верблюда, тем самым «оазисом», где он обретет долгожданную свободу и сможет восстановить растраченные ресурсы.

В зороастрийском календаре Вохуман считается также и покровителем второго солнечного дня, священный тотем которого — собака-поводырь с золотистой шерстью. Собаке свойственна верность, преданность и служение хозяину. По заслугам добрых дел у человека, родившегося во второй солнечный день, могут проявиться лучшие качества собаки — великолепное чутье и слух.

Интересно, что месяцы Верблюда, Собаки (с 14 февраля по 15 марта) и Дельфина (последние дни года — с 16 по 20 марта) идут последовательно друг за другом в зороастрийском календаре и завершают год, что говорит об их несомненной взаимосвязи и плавном преобразовании одних качеств в другие, более совершенные.

Дельфин и верблюд — стадные животные, а для собаки важно иметь хорошего хозяина. Поэтому в этом году нельзя отрываться от стаи, обособляться, лучше быть в коллективе. Год хорош для обретения водителя по жизни, учителя, так как Вохуман — пастырь.

Праздник Вохумана приходится на 29 января, когда Солнце входит в 10° Водолея. В этот день освящают ключи, шапки и посохи. Праздник связан с «обретением головы», мудрости, умением управлять своими мыслями, контролировать мыслительный процесс.

Растение Вохумана — белый жасмин. Цвет — светло-зеленый. Стихия — животные.

Звезда Вохумана — Бенетнаш, «ручка ковша» из созвездия Большой Медведицы, проецируется сейчас (1998 г. — примеч. ред.) на 26°55′ Девы. Это оккультная звезда, дает познание гармонии мира.

Знак Вохумана Магический символ Вохумана изображается в виде сердца с двумя каплями (одна внутренняя, другая внешняя), как признак проявления любви, милосердия, сострадания, благожелательности. Над сердцем — корона или язычок пламени, символ величия и власти над чувствами.

Особенно Вохуман покровительствует тем людям, в космограмме которых сильно задействованы последние термы знаков Зодиака (с 26 по 30°). Они могут быть учителями, проповедниками, миссионерами.

Литература

1. Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред. И.В. Рака. СПб., 1998. 480 с,

2. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана / И.В. Рак. СПб., 1998. 560 с.

3. Всемирная галерея. СПб., 1994.

4. Денкарт. Древний зороастрийский текст.

© Надежда Бутакова, 1998
© Галина Соколова, 1998

МИТРА № 3, СПб, 1999, стр.3 -5.