Глава 1. Происхождение Заратуштры
Душа Быка и Заратуштра
Священный первозданный мир, создание Ахура Мазды, был осквернен. Злой дух всюду сеял разрушение, тьму и смерть. Первочеловек и первобык были убиты, и Душа Быка, являвшая собой душу всех живых существ, вышла из его обездвиженного тела и возопила так, как закричали бы тысяча человек: «На (кого) ты оставил руководство творениями, что несчастья обрушились на землю и растения засохли? Где тот человек, о котором ты сказал: «Я создам (человека), чтобы он проповедовал заботу (о вас)?».

И Ахура Мазда сказал: «Ты больна, о Душа Быка, болезнью, которую принес Злой дух. Если бы было возможно в это время сотворить на земле человека, то Злой дух не был бы таким жестоким».

Тогда Душа Быка двинулась к стоянке звезд и там проголосила еще раз. Затем она поднялась к стоянке луны и голосила там. Потом – у стоянки солнца также раздался ее вопль.

И Ахура Мазда явил ей блистательную фраваши – предсуществующий дух, сотворенный Им изначально при создании обоих миров: духовного и телесного. И сказал: «Это фраваши Заратуштры Спитамы. Наступит день, когда Я пошлю его в оскверненный телесный мир, чтобы избавить его от несчастий и проповедовать заботу о тебе». Душа Быка обрадовалась и сказала: «Тогда я взращу все творения, что будут с нетерпением ожидать его прихода!»

Ниспослание хварна Заратуштры. Дугдова – мать Заратуштры.
Хварно (авест. Xarvnah-, перс. farr, то есть «блеск», «сияние», обеспечивающее славу) Праведного Заратуштры было сотворено творцом Ахура Маздой. По Его воле хварно, вместив в себя его сущность, устремилось вниз, в телесное бытие. Сначало оно попало в бесконечные сияния, от бесконечных сияний оно устремилось еще ниже, к Солнцу, от Солнца – к Луне, от Луны – к звездам, и спустившись от сферы звезд, он устремилось в огонь, горевший в очаге семьи Зоиш. Когда жена Фрахимравана («широкого речью»), главы семьи Зоиш, по имени Френи, подкладывала на этот огонь сухие дрова, хварно вселилось в нее и смешалось с ее внутренним огнем. Вскоре, а это было за 45 лет до обретения Заратуштрой Веры, в одну из ночей жена Фрахимравана родила ему дочь, названную Дугдовой («доящая») – будущую мать Заратуштры.

Как только Френи разрешилась от бремени, все домочадцы семьи Зоиш были поражены: от новорожденной струился чистый внеземной свет Хварна, перешедшего от матери к дочери. Более того, чудесным образом этот свет становился виден любому, кто в течение трех ночей после рождения благодетельной Дугдовы, проходил мимо дома Зоиш. О столь чудесном явлении Фрахимраван и его домочадцы уведомили правителя, который сказал по этому поводу: «Это хварно телесного бытия, хварно, без которого нет жизни, а есть лишь бессмысленное движение».

Дэвы были весьма напуганы сиянием этого хварна. Желая помешать его воплощению в Праведном Заратуштре, они наслали на селение Фрахимравана три беды: лютую зиму, мор скота и нашествие врагов. В умах невежественных односельчан Фрахимравана возникло подозрение, что эти беды вызваны колдовством подраставшей девушки; ведь раз ее окружает такое сияние, что когда она шла по дороге, оно, окружая ее, изливалось вдоль всей ее длины, значит, решили они, она обладает великой колдовской силой. Все соседи Фрахимравана были очень обозлены на него и наставивали на том, чтобы изгнать девушку из села. Отец Дугдовы отвечал им, говоря о несправедливости обвинения ее в колдовстве: «Когда она сидит в комнате, где нет огня, то в ней становится светлее, чем там, где на огонь подкладывают дрова – столь ослепительно ее сияние; известно ли вам, что бы кто-либо из колдунов был столь же блистательным»?

Однако эти слова не заставили опомниться невежественных односельчан, чему способствовали подстрекания дэвов, кавиев и карапанов, и Фрахимраван понял, что эти люди пойдут на все, лишь бы убить его дочь и что он не сможет им помешать. Тогда Фрахимраван собрал девушку в дорогу и приказал ей следовать в деревню потомков Спитамы, принадлежавшую Паитирагтараспе, сыну Аурватаспы в области Арахш.

По пути туда навегда покидавшая родину девушка остановилась на возвышенности, откуда она обозрела всю расстилавшуюся ниже область потомков Спитамы. В этот миг до нее донеслись голоса язатов: «Вступай в их область, о Дугдова! Она очень низменна и широка. Здесь люди, живущие в ней, ходят со своими стадами многочисленного скота. И она создана Творцом быть твоим убежищем, где тебя примут тебя и помогут тебе». Девушка с благодарностью приняла их слова и убедилась, что ее отец был прав, отослав ее сюда. Она омыла руки в потоке и с успокоившейся душой спустилась вниз.

Так с божественной помощью Дугдова спаслась от козней дэвов и благополучно прибыла в область потомков Спитамы, где была принята главой Спитамидов Паитирагтараспой. У Паитирагтараспы был неженатый сын, по имени Поурушаспа. Он полюбил юную Дугдову, и поскольку последней уже исполнилось пятнадцать лет – возраст вступления в совершеннолетие – вскоре была устроена свадьба, и Дугдова вышла замуж за Поурушаспу – будущего отца Праведного Заратуштры.

Ниспослание фраваши Заратуштры.
Как уже говорилось, Творец Ахура Мазда и Амешаспанды сотворили фраваши Заратуштры при первотоврении Бытия, когда оно оставалось без противодействия Разрушителя. Они наделили фраваши устами и языком – тем, чем впоследствии, в земном воплощении он будет возвещать Веру Ахура Мазды. В течение всего срока эры Смешения, наступившей после нападения Злого Духа на Творение, фраваши Заратуштры находилась в тесном общении с Амешаспандами и казалось, она сама уподобилась Амешаспандам благодаря этому общению.

В преддверии наступления срока явления Праведного Заратуштры в мир, Ахура Мазда спросил у Воху Мано и Аша Вахишты: «Узрели ли вы мать, через которую мы сможем воплотить в телесный мир Заратуштру?». Воху Мано и Аша Вахишта отвечали: «Ты ведаешь, о Святейший Дух, о Заратуштре, которого мы сотворим, и о его появлении в телесном мире. О Благодетельный, объяви нам, которые суть иные Амешаспанды, о месте его появления, ибо Ты его знаешь!» Так обсуждал Он появление Заратуштры с Воху Мана, Аша Вахиштой, Хшатра Ваирьей, Спента Армаити, Хаурватат и Амеретат, сказав: «Послание Заратуштра в телесный мир случится не ради Меня, ибо владея устами и языком, он будет провозглашать нашу Веру всему воплощенному миру. Если мы посылаем его в плотский мир живых существ как провозгласителя духовной истины, то очевидно, что они будут обсуждать происхождение его – моего праведника, которого мы сотворили одновременно с водой, землей, растениями и животными. Так ниспошлем же  в селение Поурушаспа того, кого назовут благородным Заратуштрой».

Тогда Амешаспанды сотворили красивый, сочный и свежий стебель Хаомы высотой с человека и поместили в него фраваши Праведного Заратуштры, и выведя его из Бесконечного Света, поместили туда же его врожденный разум. Хаома был окружен стеной из света, и в нем постоянно появлялись отверстия, из которых сочился его сок. Когда оставалось тридцать лет до обретения Веры Заратуштрой, Воху Мано и Аша Вахишта объединились в своем превосходстве и спустились в земное бытие, держа в руках этот стебель Хаомы.

Рядом с рекой Вахви Даити на большом дереве две птицы свили гнездо в надежде вывести потомство. Но семь лет подряд древесные змеи приползали и пожирали их птенцов. Увидев Амешаспандов и Хаому, птицы взмолились: «Мы, как и люди, можем совершать почитание с помощью Хаомы. Даруйте нам этот великолепный стебель!». Так совершалось замысленное по воле Ахура Мазды и Амешаспандов. Воху Мано схватил одну птицу за ноги, а Аша Вахишта – вторую, и двое Амешаспандов поместили Хаому на том дереве в их гнезде. И вот приползли змеи, стремившиеся как обычно пожрать птенцов этих птиц. Но тут они увидели фраваши Заратуштры и придя в ужас, поползли жаловаться дэвам, но фраваши Заратуштры ударила их по челюстям, и они издохли. Так в этом гнезде соединенный с деревом рос этот стебель Хаомы, оставаясь всегда свежим и сочным, храня в себе фраваши Заратуштры.

А Воху Мано и Аша Вахишта, объединенные в своем превосходстве, отправились на пастбище потомков Спитамы к пасшему скот Поурушаспе, все время мысля о Хаоме. Они внушили ему благочестивую мысль о необходимости служения духовным сущностям, и вдохновленный желанием совершить Ясну, Поурушасп вышел к реке Вахви Даити, где высоко на дереве, в гнезде птиц он увидел великолепный стебель Хаомы. «Это величайший знак для меня, — подумал Поурушаспа, — я должен взять этот стебель, однако я не могу до него достать, поэтому придется срубить это дерево, чтобы снять тебя, о Хаома, чтобы от тебя произошло великое благо мне и моему роду».

Поурушаспа пошел к водам Даити, совершил омовение и омыл свои одежды. Здесь произошло чудо: Воху Мано перенес стебель Хаомы с верхушки дерева на его середину. Поурушаспа, совершив омовение, подошел к дереву и снял весь стебель. Это был дар Амешаспандов, подобно тому, когда человек угощает сына своего друга двух или трех лет отроду чем-нибудь вкусным, тот воспринимает это как дар Амешаспандов.

Принеся Хаому домой, Поурушаспа сказал своей благородной жене: «О Дугдова, ты должна оберегать этот стебель Хаомы до тех пор, пока он не послужит нам в обряде», то есть до тех пор, пока Поурушаспа не отожмет его для Ясны.

Ниспослание телесной сущности Заратуштры.
Когда Ахура Мазда сотворил телесную сущность Заратуштры, та по Его воле устремилась в дольний мир, смешавшись с небесной водой. Амешаспанды Хаурватат и Амеретат собрали из этой воды тучу и ниспослали на селение потомков Спитамы теплый дождь к радости скота и людей. Капля за каплей, подобно семени двух могучих быков, вода падала на сухие пастбища, питая их влагой, и вместе с ней в сок растений вошла телесная сущность Заратуштры.

Поурушаспа погнал на пастбище шесть белых желтоухих коров. Здесь вновь произшло чудо: двое коров были яловыми, однако неожиданно после выпаса на этом пастбище вымя их стало полным молока. Когда Поурушаспа пригнал коров обратно, он сказал жене: «О Дугдова! У двух из этих коров, непокрытых и нетелившихся, появилось молоко. Подои этих коров, в которых вместились вся слава и великолепие коров телесного мира».

Дугдова встала, взяла свое большое кожаное ведро, складываемое в четыре части, и стала доить то молоко, что было в их вымени, а в то молоко переместилась телесная сущность Заратуштры. Коровы дали столько много молока, что оно переполнило ведро женщины и большую часть его ей пришлось вылить на землю.

Рождение Заратуштры в телесном облике должно было вот-вот случиться, и всполошившиеся дэвы устроили сходку. Верховный Дэв дэвов прогнусавил: «Вы, дэвы, стали весьма ненаблюдательны. Из-за вашего нерадения пища часто потребляется людьми свежей, из-за чего скоро в телесный мир водворится сущность того, кто станет Праведным Заратуштрой. Кто из вас возьмется предать его погибели все то время, что он будет существовать для людей, и сделать его бессильным?». Тогда Каэшма, дэв вихря, искусный в зле, прогнусавил в ответ: «Я возьму на себя его уничтожение». Вместе с трижды по пятьдесят дэвами – карапанами Каэшмы, он набросился на селение потомков Спитамы. Многие дома селения были разрушены, а многие пастухи погибли, но все, кто в тот день, были в доме у Поурушаспы и ели его пищу, уцелели.

Зачатие Заратуштры. Смешение его хварна, фраваши и телесной сущности.
После Порушаспа спросил у Дугдовы о Хаоме и взяв его стебель, отжал его в церемонии Ясны и смешал с тем молоком от двух яловых коров. Так фраваши Заратуштры смешалась с его телесной сущностью. Поурушаспа отпил из чаши сам и дал отпить напитка своей жене. Супругов охватило желание, и они слились в объятиях, желая зачать сына. Однако притаившиеся дэвы, желавшие во что бы то ни стало помешать появлению Заратуштры, прокричали в злобе: «Почему ты это делаешь, о подлый Поурушаспа?!», и испугавшись, супруги в смущении разомкнули объятия. Они слились в объятиях во второй раз, но дэвы вновь прокричали свой вопль, и они опять остановились. Тогда они слились в объятиях третий раз, но вновь дэвы криком смутили их. Наконец супруги сказали друг другу: «Мы не будем останавливаться, даже если сюда прибудут весь Арахш и весь Наотара» и исполнили свой долг до конца. Так был зачат Заратуштра, когда в теле Дугдовы смешались его хварно, фраваши и телесная сущность.
Глава 2. Рождение Заратуштры
Рождение Заратуштры.
Но злокозненные дэвы не оставляли попыток погубить Заратуштру. Когда Дугдова еще носила его, они наслали на нее страшную боль, как будто ее пронзало острейшее из лезвий. Возопив от боли и отчаяния, она решила пойти к колдуну Стаораке, бывшему самым искусным в колдовском врачевании в той округе и жившим в фарсанге от дома Поурушаспы, в надежде, что тот даст ей лекарство, что избавит ее от боли. Предвидя ее приход, колдун сгорал от нетерпения, думая, как погубить плод, и даже подскочил с сидения, когда Дугдова вдруг остановилась.

Ей явился небесный посланник Ахура Мазды, который изрек: «О женщина! Не ходи к колдуну! Он не вылечит тебя, но погубит. Вернись домой, омой руки, зажги в очаге дрова и благовония и накорми огонь коровьим маслом во благо себя и своего ребенка, что в чреве твоем. И тебе станет лучше».

Дугдова поступила таким образом, и ей полегчало. А пособники дэвов говоили между собой: «Нет нам успеха из-за существования огня. Он в помощь всякому, кто дружественен к ней. Мы ничего не можем сделать из-за силы, что внутри нее».

За три дня до рождения Праведного Заратуштры все селение Поурушаспы озарилось чудесным светом, подобным тому, какой расстилается перед самым рассветом солнца. Это на защиту рождающемуся пришли все язаты. Ошеломленные пастухи из потомков Спитамы, выпасавшие скот и коней в окрестностях, говорили: «Великая благодать снизошла на селение Поурушаспы, где свет струится из каждой расщелины, поражая разум». Затем они сказали: «Не снизошла еще в полной мере благодать на селение Поурушаспы – в его доме рождается блистательный сын!».

В ночь, когда Дугдова разрешалась от бремени, Ангра Маинью вывел полчища дэвов, чтобы напасть на селение Поурушаспа и погубить сиятельный плод, но благодаря свету, излучаемому защищающими Заратуштру язатами, все они оказались бессильны.

Тогда Ангра Маинью сказал Ака Мано (Злому Помыслу): «Ты бестелесен и всюду можешь проникать тайно. Проникни в ум Заратуштры и отведи его внимание от язатов к нам, дэвам». Ака Мано поспешил к дому Поурушаспы, намереваясь в него проникнуть, но в дверях он встретил Воху Мано. Однако Воху Мано, притворившись, отошел от дверей и воскликнул: «Заходи!» Неумный Ака Мано подумал: «Мне нечего здесь делать из того, что было наказано мне, иначе Воху Мано не отошел бы от дверей». И удалился.

В этот миг благодатное чрево Дугдовы разрешилось блистательным плодом – Праведный Заратуштра родился на свет. Воху Мано вошел в дом и смешался с разумом новорожденного Заратуштры. И поскольку Воху Мано – Благой Помысел – маленький Заратуштра засмеялся.

Семь повитух, присутствовавших при родах, испугались этого смеха, столь необычного для природы людей, которые рождаясь всегда плачут, а не смеются: «Что это значит? Благодать это или проклятие? Подобно достойному человеку, чье удовольствие происходит от своей деятельности, этот ребенок смеется от своего рождения!» Поурушаспа же сказал: «Положите его на мягкую овчину. Все дело в твоей благодетели, о Дугдова, от нее и это сияющее хварно, и этот смех при рождении».

И в этот миг рождения Заратуштра принял Веру Ахура Мазды, произнеся телесными устами: «Как избранный Господь да будешь Ты Заотаром!». Это значит, что мы, люди, избираем Тебя, Ахура Мазда, вселенским Заотаром, Священником над всеми творениями, Который совершит Совершенную Ясну и уничтожит зло.

И Ахура Мазда ответил ему в духе: «Так и ты да будешь Ратом (Образцом, Судьей), да будешь ты благодетельным благодаря и согласно Праведности, и Я назову тебя праведным!» Так Ахура Мазда объявил Заратуштру своим пророком.

Новорожденный Заратуштра и карапаны.
Удивленный Поурушаспа отправился к величайшему в той области карапану по имени Дурасроба и сообщил ему о рождении своего сына и о чудесах, сопровождавших его с просьбой объяснить их природу и значение. Дурасроба вызвался сам осмотреть ребенка.

Войдя в дом и приблизившись к новорожденному, он был поражен сиянием хварна Заратуштры и возжелал погубить младенца. Он попытался сжать в своих лапах нежную головку Заратуштры, чтобы раздавить ее или пожрать ее своими клыками, но на защиту Заратуштры устремились Спента Армаити, Арэдви Сура и праведная Фраваши. Рука Дурасробы была силой выркучена и безвольно повисла в воздухе.

От бешенства и боли Дурасроба закричал. Показав свою отсохшую руку Поурушаспе, карапан стал твердить о вредоносности новорожденного ребенка и требовать за причиненный ему ущерб жизнь Заратуштры. Силой своих чар он сумел внушить Поурушаспе такой страх за себя по отношению к сыну, что Поурушаспа обезумел и сам стал просить Дурасробу умертвить ребенка. Злокозненный Дурасроба предложил ему собрать много дров, положить среди них ребенка и поджечь их. Так они и сделали. Однако дрова не занялись, лишь чуть затлев, ибо сила хварна Заратуштры хранила его. На рассвете же прибежала любящая мать и нежно взяла его на руки с того места, где он сидел среди дров.

На второй день обезумевший от страха Поурушаспа сам принес Заратуштру Дурасробе, рассказав, что огонь не повредил его, и снова попросив предать ребенка гибели. На этот раз карапан решил отдать младенца копытам быков. В одном узком месте, где прогонялись стада, он положил его на землю с тем, чтобы проходящие быки затоптали его. Однако среди стада был один пожилой бык. Учуяв Заратуштру, он кинулся вперед вожака и перед самым местом, где лежал ребенок, остановился. И весь день он охранял его, пасясь около него и последним ушел с этого места. На рассвете прибежала любящая мать и нежно взяла его на руки с того места, где он сидел среди пастбища.

На третий день обезумевший от страха Поурушаспа опять принес Заратуштру Дурасробе, рассказав, что быки не повредили его, и снова попросив предать ребенка гибели. На этот раз Дурасроба предложил оставить младенца близ водоема, куда водили поить коней с тем, чтобы кони затоптали его. Однако один желтоухий конь выбежал вперед вожака и остановился рядом с Заратуштрой и последним ушел от него, оградив ребенка от копыт лошадей. На рассвете прибежала любящая мать и нежно взяла его на руки с того места, где он сидел среди дороги к водоему.

На четвертый день обезумевший от страха Поурушаспа опять принес Заратуштру Дурасробе, рассказав, что кони не повредили его, и снова попросив предать ребенка гибели. Дурасроба придумал вот что: убив в волчьем логове щенков, вместе с Поурушаспой они положили рядом с ними младенца в расчете на то, что пришедшая волчица в гневе растерзает Заратуштру, мстя за свое потомство. Но когда волчица вернулась в свое логово благодаря помощи язатов она остолбенела и не трогая Заратуштру, лишь скорбно прижималась мордой к своим щенкам, а потом удалилась.

Ночью Сраоша и Воху Мано привели на то место шерстистую овцу, вымя которой было полным от молока, и она поила маленького Заратуштру мелкими глотками, пока не настал рассвет. На рассвете по следам овцы к этому месту прибежала любящая мать. Она подумала, что волки растерзали Заратуштру и хотела вытащить его скелет. Издали она приняла овцу за волка и промолвила: «Чтоб ты лопнул! Да будешь ты страдать весь век!». Овца промолвила ей: «Ты зря прибежала сюда такой разъяренной, потому что волчица была к твоему сыну добрее, чем была бы я к тебе, если бы я явила твоему взгляду его кости или кровь». Дугдова подошла ближе и увидела своего сына целым и невредимым. Она нежно взяла его на руки с того места, где он сидел. Тогда она сказала: «Больше я тебя никому не отдам, мой сын, пусть даже сюда явятся весь Арахш и весь Наотара!»

Пророчества о судьбе Заратуштры.
Дурасроба убедился, что маленький Заратуштра с помощью язатов и силой своего хварна с успехом разрушил все его козни, и карапан отчаялся отыскать способ убить блистательного младенца. На собрании карапанов его верный ученик, карапан туранец Брата-урвахш, прогнусавил: «Я, наиболее проницательный в колдовстве среди людей в нашей области, увидел в их области этого выродка Поурушаспы, увидел в течение этих трех ночей, когда его рожала мать, что он будет направляем к лучшему, он будет процветать, у него будут прекрасные стада овец и коров, он будет старательным в работе и умелым в битве, он будет величайшим по благородству. К нему придет Воху Мано и приведет его на Беседу. Его вера распространится по семи кешварам земли. Но ему не будет дано знать, где и как я убью его, и подтверждением тому, что я говорю истинно, будет то, что все случится так, как вы слышали».

Прослышав о необычном пророчестве, касающемся своего сына, Поурушаспа (отошедший уже от чар Дурасробы) запряг колесницу четырьмя конями и поехал к туранцу Брата-урвахшу. Прибыв к нему, он задал карапану вопрос: «О карапан Брата-урвахш! Все люди, которых когда либо видели, плакали при рождении. Какова же причина того, что мой сын смеялся? Именно поэтому мой сын был назван тобой мудрым?»

Карапан отвечал: «Новорожденные плачут, потому что видят свою смертность и предвидят свой конец. А тот, кто засмеялся при рождени, увидел собственную Праведность».

Тогда Поурушаспа принес Заратуштру, чтобы Брата- урвахш осмотрел его. Увидев младенца, карапан поднял глаза и долго смотрел вверх. Затем он опустил глаза и долго смотрел вниз. Потом он долго смотрел по сторонам. Поурушаспа спросил его: «В чем причина, что ты долго смотрел вверх, потом – вниз, а потом – по всем сторонам?»

Туранец Брата-урвахш отвечал: «Когда мне принесли твоего сына, я долго смотрел вверх и увидел, что его блеск и хварно дошли до самого Солнца и что люди, общаясь с душой этого младенца, смогут достичь лучшего существования, что за твердью Солнца, но что там, мне не дано было увидеть. Когда я долго смотрел вниз, я увидел, что его блеск и хварно достигли неба, что ниже этой земли, и что вследствие деяний этого младенца дэвы и злодеи скроются под землей и будут скованы в аду. Когда я долго смотрел по сторонам, я увидел, что его блеск и хварно охватили все украшения земли и что слова этого младенца будут простираться через всю землю и станут законом в семи кишварах, а каждый человек облачится в духовный плащ из семи шкур, в которых проявится величие семи Амешаспандов, и только благодаря его деяниям случится будущее Преображение, но каким оно будет, мне не дано было увидеть.

Твой сын мыслит так: “Я сделаю телесный мир совешенным и прекрасным!” – и он подготовит новое существование даже для тебя. И сын твой будет не под твоим покровительством, но под покровительством величайшего из правителей – Виштаспы».
Глава 3. Детство и юность Заратуштры
Детство Заратуштры.
Заратуштра был третьим сыном у Поурушаспы и Дугдовы. Его старших братьев звали Ратуштар и Рангуштар. После его рождения Поурушаспа имел еще двоих сыновей, которых звали Наотара и Ниваэда. Таким образом он был средним сыном Поурушаспы, ибо он и родился в середине времен (между Нападением Ангра Маинью на бытие и Преображением бытия) и в середине земли – в великолепном Арийском Просторе, который действительно занимает срединное положение по отношению ко всем землям и народам. Кроме того, у Поурушаспы был барт Арасти («Красивый»), сын Паитирагтараспы, и сыном Арасти был Маидьо-мангха («Середина месяца»), ставший особенно близким к Заратуштре.

Так же и главный враг Заратуштры Брата-урвахш был средним среди своих братьев-карапанов: старших его братьев звали Брата-рухша и Брата-роиш, младших – Хазан и Вадаста. Они вели свой род от Кахвареидьи, сына дэва Аэшмы и неправедной Мануш, сестры Манушчитры, который был героическим предком Заратуштры.

Брата-урвахш вместе со своими братьями никак не унимались, стремясь погубить Заратуштру и предотвратить предвиденное ими его величие. На собраниях колдунов они вместе с дэвами гнусавили: «Сын Поурушаспа сумасшедший. Ни один мужчина и ни одна женщина не будут относиться к нему благосклонно и принимать его как достойного!»

Слухи об этих речах дошли до Поурушаспа, и поскольку авторитет карапанов был тогда велик у всех жителей Аирьянам Ваджо, Поурушаспа разочарованно говорил Заратуштре: «Я надеялся, что мой сын станет истинный священником, воином и скотоводом, но оказалось, что ты сумасшедший дурак. Тебя надо показать карапанам, чтобы они вылечили тебя».

Юный Заратуштра ответил: «Я и есть истинный священник, воин и скотовод!» Но отец не слушал его. Он приказал запрячь в колесницу двух коней и выехал с Заратуштрой из дома. Они направлялись к пяти братьям-карапанам. Брата-урвахш очень обрадовался их приезду, он надеялся что силой своих чар он сможет сделать Заратуштру подобным им – злобным карапаном. Он наполнил чашу колдовской водой и сказал: «Это нужно выпить твоему сыну, чтобы его душа выздоровела».

Но Заратуштра обратился к отцу: «Можешь отдать это обратно тому, кто есть твой покровитель и священник!» А сам встал и направился домой. В пути кони захотели пить. Он подвел их к реке и дал им напиться. И подумал он: «Бесполезной была моя поездка к карапанам за исключением того, что моя душа возвысилась, когда я дал коням напиться».

Когда Заратуштре исполнилось семь лет, Дурасроба вместе с Брата-урвахшем решили посетить дом Поурушаспы и посмотреть, как живет ненавидимый ими Заратуштра. Прибыв в пределы области Спитамы, они увидели, что маленький Заратуштра вместе со всеми детьми строит хижину. Решив повредить ум Заратуштры, они колдовскими заклинаниями стали вызывать страх и ужас среди детей. Дети сами испугались глупости своих речей, но Заратуштра остался неподвластным чарам карапанов, и могучий ум его оставался твердым, не поддавшись сметению.

Наконец карапаны прибыли к дому отца Заратуштры. Поурушаспа приказал приготовить угощение, которое было тут же пожрано ими вместе с полной чашей кобыльего молока. Поурушаспа обратился к Дурасробе: «Среди людей нашей области ты славишься как величайший в духопочитании (ясне), так соверши же ясну в моем доме ради меня и моей семьи и благослови это кобылье молоко!».

Но Заратуштра благодаря своей мудрости уже в юном возрасте осознавал всю пагубность карапанов и их обрядов. Он воскликнул: «Я сам могу совершить Ясну! Не по мне это, чтобы он совершал ясну!». Поурушаспа ответил: «Нет, ясну должен совершить он, а ты ему должен уплать надлежащую плату. Не по мне это, чтобы ты совершал ясну!». Так они спорили трижды, но тут непокорный Заратуштра толкнул правой ногой чашу Дурасроба, она опрокинулась, и молоко пролилось. Заратуштра сказал: «Я почитаю Праведность! Я почитаю праведных и обездоленных мужчин и женщин, но не лживых. О Поурушаспа, отдавай долю только достойным ее! Тогда, совершая почитание (Ясну), ты наделишь людей достойных, присоединившихся к тебе, их достойной долей».

Это было крайним неуважением к жрецам. В бешенстве Дурасроба вскочил и закричал: «Полагающая доля моей пищи была откинута тобой! В то время как я приношу ее для обоих твоих существований (телесного и духовного – он имел в виду, что как жрец он обеспечивает воспроизведение в мире изобилия телесных и духовных благ)! Горе тебе, что ты сделал это! Тяжкой будет твоя расплата, которую я, первенствующий среди людей Арахш и Наотары, принесу тебе, я, много более достойный, чем ты. И пусть наши судьбы разойдутся, но я передаю эту радость ему – Брата-урвахшу – и вижу, что он убьет тебя дурным оком в твоем собственном доме!». Но Заратуштра, уже в детском возрасте обладавший мудростью предвидения, спокойно отвечал: «Я не вижу радости на лице убийцы. Зато я с ясностью вижу тебя в доме, что является твоим!». Тем самым он намекнул о близкой смерти самого Дурасробы. Карапан устремил на Заратуштру свой злобный колдовской взгляд. Но Заратуштра не поддался чарам и сам пристально глядел Дурасробе в глаза.

Злобный Дурасроба был ошеломлен и простоял в оцепенении столько, сколько бы простояли десять кобылиц, если бы их доил только один человек. Наконец он опомнился и снова прокричал Заратуштре проклятия, но Заратуштры спокойно ответил ему тем же предсказанием его скорой гибели. Дурасроба опять оцепенел и простоял столько, сколько бы простояли десять кобылиц, если бы их доил только один человек. Опомнившись, он вновь стал поносить Заратуштру, но мальчик вновь ответил ему так же и оцепение карапана продлилось столько же — сколько бы простояли десять кобылиц, если бы их доил только один человек.

Придя в себя, он прогнусавил: «Приведите коня и разверните мою колесницу! Я не могу оставаться здесь из-за этого мальчишки» — ведь он и вправду испугался, что маленький Заратуштра погубит его.

Конь был запряжен в колесницу, и Дурасроб спешно помчался прочь из обители Поурушаспы. Но не успел он проехать и нескольких фарсангов, как он остановился, будучи крайне напуган и почувствовав себя плохо. В этот миг его семя излилось наружу, а бедра оторвались от спины и он издох на том же месте, а потом погибли его дети и дети его детей. Так закончилась злобная жизнь великого карапана Дурасробы.

Юность Заратуштры.
Заратуштра рос в семье Поурушаспы, обучаясь и расширяя мудрость, в трудолюбии и заботе о живых творениях. Семья Заратуштры отличалась большим трудолюбием и заботой о скоте. Поурушаспа и его сыновья запасали корм не только для своей скотины, но им приходилось в скудные года кормить соседских лошадей, которые из-за нерадения своих хозяев часто доходили до того, что объедали друг другу хвосты от голода.

Как-то юный Заратуштра увидал собаку, которая родила пятеро щенков, но уже три дня оставалась без еды. Она жалобно тянула морду к проходящим мимо людям, но люди отворачивались от нее. Тогда Заратуштра кинулся домой и вынес кусок хлеба, чтобы накормить ее, но когда он прибежал к ней, собака уже умерла. Так с самого детства забота и милосердие Заратуштры простиралась не только по отношению к людям, но и по отношению к животным.

Когда Заратуштре исполнилось пятнадцать лет – возраст совершеннолетия – сыновья Поурушаспы требовали у отца выделить им долю имущества, причитающуюся им. Среди одежд был пояс-кошти в четыре пальца шириной, который можно было четырежды обернуть вокруг талии. Заратуштра выбрал этот пояс и повязал его. Ведь Воху мано – Благой Помысел, соединение с которым означает пояс-кошти, вошел в него при его рождении и желания Заратуштры касались только дел Аши (Праведности).

Однажды на берегу одной стремительной и бурлящей протоки Арахш он увидел обнаженную женщину, которая пыталась перейти поток вброд, но это ей никак не удавалось и поток все время сносил ее в сторону. Рядом сидел и семидесятилетний старик. По немощи своей он тоже не мог преодолеть бурные воды Арахш. Тогда Заратуштра вышел к берегу и собрал всех женщин и стариков, что желали перейти на другую сторону – их было семь человек. Взявшись за руки, все они последовали за Заратуштрой, который шел впереди. Так он перевел их через поток. Это было не только свидетельством великого милосердия Заратуштры, но и символом духовного моста в лучшее бытие, по которому Заратуштра проведет всех людей.

Наступало время Заратуштре привести в дом жену. Однако Заратуштра желал, чтобы его жена, избранная согласно воле родителей, обладала превосходными качествами и он не хотел смешивать свое семя ни с кем, до обретения той единственной превосходной жены. Когда Поурушаспа приводил к нему девушку, что могла бы стать его невестой, он просил ее: «Посмотри мне в глаза, покажи мне свое лицо, чтобы я мог увидеть его достоинство и красоту!» Однако каждый раз девушка в смущении отворачивала лицо. Заратуштра же отвечал: «Та, что отворачивает свое лицо от меня, не будет уважать меня».

К двадцати годам Заратуштра стал совершенным священником, воином и скотоводом, но обычная мирская жизнь, житейская мудрость и религия карапанов не удовлетворяла его. Не испросив разрешения у родителей, он оставляет их и, захватив двух тягловых животных, отправляется странствовать по Аирьянам Ваэджо. Он побывал во многих областях и странах, видел многие реки и разные горы и везде он искал лишь Праведности, встречаясь с мудрыми людьми, вопрошал их о праведном пути для человека.

Однажды в одной из областей он спросил мудрецов: «Кто, по-вашему, больше всех стремится к Праведности и помогает обездоленным?» Мудрецы ответили: «Это младший сын Аурват-данга, правителя страны, который каждый день раздает котел, высотой с коня, полный хлеба, молока и иной еды бедным». С тех пор где бы ни появлялся Заратуштра, благодаря его содействию, многие богачи стали раздавать пищу нуждающимся.

В другом месте он спросил мудрецов: «Что наиболее благоприятно для души?» Ему отвечали: «Кормить бедных, давать корм скоту, подкладывать дрова огню, выжимать сок Хаомы и почитать множество дэвов гимнами». И Заратуштра кормил бедных, давал корм скоту, подкладывал дрова огню, выжимал Хаому, но никогда ни один из дэвов не был почитаем Заратуштрой.

Разум Заратуштры стал способнее, чем весь мир и возвышенне, чем все мирское владение. Его мудрость, усердие и стремление к Праведности были совершенны и он обрел величайшую священническую силу.
Глава 4. Принятие веры от Ахура Мазды
Принятие Веры.
Когда Заратуштре исполнилось тридцать, в день праздника Хамаспатмаэда (Равноденствия) он отправился к месту празднования весеннего гаханбара Маидьо-зарема, куда сходились люди со всей округи. Когда он шел в направлении этого места, он оказался на равнине реки Аэватака. И здесь его посетило видение: он увидел всех людей и весь прекрасный телесный мир к северу от себя, то есть сам он оказался самым южным из всех людей. Во главе человечества был Маидьо-мангха, его двоюродный брат, ибо именно Маидьо-мангха будет первым, кто примет его веру, и в видении Заратуштры Маидьо-мангха вел человечество за Заратуштрой.

Наконец к гаханбару Маидьо-зарема Заратуштра прибыл на  место празднования. Для соврешения Ясны и выжимки Хаомы на рассвете Заратуштра пошел к водам Вахви Даити. В этом месте река разделялась на четыре протоки. Заратуштра последовательно прошел через них, чтобы выбрать самое глубокое место, где вода была особенно чиста. Первая протока была ему до лодыжки, вторая – до колена, третья – до живота. Когда он вошел в третью протоку, с южной стороны показался великолепнй муж. Ростом он был в три копья, обликом он был прекрасен, одежды его были мягки и подобны свету. В руках он нес светящиеся веточки барсома. Заратуштра тем временем вошел в четвертую протоку, глубина которой в середине доходила ему до шеи, набрал в ней воду для Хаомы. Он вышел на берег и облачился в свои одежды.

Сиятельный муж, а это был сам Воху Мано – Благой Помысел, подошел к нему.
«Кто ты и чей ты?» — спросил Воху Мано.
«Я Заратуштра Спитама» — отвечал тот.
«О Заратуштра Спитама! О чем твое первейшее томление? О чем твое первейшее старание? О чем твое первейшее желание?»

«Из всего сущего об Аше (Праведности) мое первейшее томление. О Праведности мое первейшее старание. О Праведности мое первейшее желание. И я желаю постичь волю вышних существ и воплощать в мире столько Праведности, сколько они явят мне в чистом бытии!»

Воху Мано молвил: «То, что есть Аша (Праведность), существует. И существует Тот, Кому она принадлежит». Заратуштра ответил: «То, что есть Аша (Праведность) существует, и относительно ее существования я не сомневаюсь. Но каков Тот Свет и где Он, Тот, что появляется благодаря тебе, о Благой Помысел?»

Воху Мано отвечал: «О Заратуштра Спитама! Отложи свою одежду, чтобы мы могли встретиться с Тем, Кем ты был сотворен и Кем был сотворен я, Кто есть Дух Святейший и Самый Благодетельный из сущих, и о Ком я свидетельствую. Проследуй на духовное собрание!»

И Заратуштра подумал: «Насколько благ свидетельствующий о Творце, настолько лучше должен быть Сам Творец». И он проследовал за Воху Мано.

Воху Мано сделал девять шагов, а Заратуштре пришлось сделать девяносто. Когда он прошел девяносто шагов, он узрел собрание Амешаспандов. Когда он подошел к ним на двадцать четыре шага, он не увидел собственной тени: столь ослепительным был свет, исходивший от них. На этом собрании, что случилось на берегу реки Вахви Даитья, присутствовал Сам Творец – Господь Мудрый Ахура Мазда с единосущными Амешаспандами, имена которых суть: Воху Мано (Благой Помысел), Аша Вахишта (Истина Наилучшая), Хшатра Ваирья (Власть Желанная), Спента Армаити (Святое Благочестие), Хаурватат и Амеретат (Целостность и Бессмертие).

Заратуштра молвил: «Поклон Тебе, Ахура Мазда! Поклон вам, Амешаспанды!» Затем подошел к ним и сел на место вопрошения.

Заратуштра задал первый вопрос: «В телесном мире что самое совершенное, что второе по совершенности, а что третье?» Ахура Мазда отвечал: «Первое совершенство – благие помыслы, второе – благие речи, третье – благие дела».

Далее Заратуштра спросил: «Какое деяние благо, какое лучше, а какое есть наилучшее из всех деяний?» Ахура Мазда ответил: «Почитание Амешаспандов – благое деяние, созерцание их – более благое деяние, а исполнение их воли на земле – наилучшее из деяний».

Затем Ахура Мазда явил Заратуштре двойственность изначального происхождения и разделение в каждом деянии, сказав: «Существует два изначальных духа. Из них один, лживый, выбрал творить беззаконие и зло, а другой, Святой Дух Праведности, избрал Праведность. И тот, что тот дух, что являет свет, молвил второму, тому, что во тьме: “Ни наши  мысли, ни желания, ни слова, ни дела, ни вера, ни предпочтения и устремления не придут к согласию. Тот, кто любит свет, пребывает среди света, а тот, кто любит темноту – во мраке».

Ахура Мазда явил Заратуштре свою Вселенскую Мудрость, которая есть Он Сам. Он наполнил небеса бесконечным светом, уничтожающим всякую тьму, в которой прячется Противник. Голова Вселенской Мудрости была выше вершины неба, а ноги – ниже дна неба, руки ее достигли краев неба, само же небо покрыло ее как одежда. И все Амешаспанды явились в таком же облике друг за другом, один ниже другого на палец.

Так сидел Заратуштра перед Ахура Маздой и вызнавал Его Слово. Множество вопросов было задано им и на все их он получил ответ Ахура Мазды. Заратуштра познал все, что было, что есть и что будет в обоих мирах: телесном и духовном – все, что составило его Откровение, его Веру, которую он должен был передать всем существам телесного мира. Он увидел, как в конце времен произойдет Блистательное Обновление Бытия (Фрашо-керети) и конечное воплощение всех людей, когда-либо живших на земле.

Заратуштра спросил Ахура Мазду: «Откуда вновь возьмется тело, которое унесла вода и развеял ветер? Как свершится воскресение мертвых?» Ахура Мазда отвечал: «Если Мною однажды был создан телесный мир, были созданы небо, вода, земля, растения, скот, человек и огонь, то почему же Мне будет невозможно воссоздать то, что уже однажды было». И он показал Заратуштре, как мир будет очищен от зла и как люди ради очищения войдут в реку расплавленного металла и приверженцам Злого духа тьмы она будет губительна, но для истинных праведников, приверженцев Благой Веры Заратуштры она покажется теплым молоком. Тогда Злой дух и все силы зла будут повержены, а в обоих мирах надолго и на всегда воцарится жизнь Аши, полная Благого Помысла.

Амешаспанды показали Заратуштре три способа утверждения Благой Веры. Первый – посредством огня. Заратуштра сделал три шага через него со словами «благая мысль, благая речь, благое деяние» и не сгорел. Далее на грудь ему был вылит расплавленный металл. После того как он остыл, невредимый Заратуштра взял слиток и вручил его Амешаспандам. Ахура Мазда пояснил: «С утверждением Благой Веры, когда случится религиозный диспут, твои последователи будут лить металл на грудь рата, брать его руками и верить в Того, Кто над телесным бытием».

Затем было разрезание ножом и внутренности Заратуштры обнажились, а кровь потекла. Но целительные руки Амешаспандов были наложены на рану и она тут же зажила. Ахура Мазда пояснил: «У тебя и у твоих последователей благодаря прохождению через эти три испытания: через огонь, расплавленный металл и воздейстиве острых предметов, — не будет никакого искажения Благой Веры.

Заратуштра увидел будущее торжество Веры Ахура Мазды, которую он принесет людям. Но он также увидел и собственную гибель. Страшась этого, Заратуштра взмолился к Творцу: «О Создавший небо, воду, землю, растения, скот, человека и огонь! Сделай меня бессмертным подобно тем, кому Ты даруешь бессмертие!»

Ахура Мазда отвечал: «О Праведный Заратуштра! Если Я сделаю тебя бессмертным, то не придет смерть и к Брата-урвахшу, которого Противник сляпал специально, чтобы погубить тебя. И тогда Обновление бытия и конечное воплощение будут невозможны». И Заратуштра понял, что земное бессмертие в бездетности много хуже жизни в браке, полной Праведности, и воспитания своего потомства.

Тогда Заратуштра промолвил: «О Ахура Мазда! Твои голова, руки, ноги, волосы, лицо и язык кажутся мне такими же, как мои собственные, а твои сияющие одежды похожи на одежды людей. Подай мне свою руку, чтобы я взял ее». Ахура Мазда ответил: «Я неосязаемый дух, и взять меня за руку невозможно». Заратуштра сказал: «Ты неосязаем, как неосязаемы и Амешаспанды. Когда я уйду с этого собрания, я не буду видеть вас. Я же хотел бы почитать того, кого вижу. Существует ли в телесном мире нечто осязаемое, что имело бы с вами одну сущность?»

Ахура Мазда ответил: «О Заратуштра Спитама! Каждый из нас дал телесному мира своего представителя, чтобы через него осуществлять в телесном мире то, что каждый осуществляет в духовном. Кто проявляет заботу и почитание по отношению к этим семи вещам, тот совершает добро и удовлетворяет нас, Амешаспандов. Так, кто желает удовлетворить Меня, Ахура Мазду, пусть удовлетворяет праведного человека, ибо праведный человек подобен Мне, Ахура Мазде. Удовлетворяющий скот удовлетворяет Воху Мано. Удовлетворяющий огонь удовлетворяет Аша Вахишту. Удовлетворяющий металл, удовлетворяет Хшатра Ваирью. Удовлетоворяющий землю удовлетворяет Спента Армаити. Удовлетвояющий воду и растения удовлетворяет Хаурватат и Амеретат. Объяви же, о Заратуштра Спитама, людям мою волю и скажи, чтобы они шли путем Праведности, не гешили и не были нечестивыми, и тогда мой рай и свет будет их долей!»

Тогда, чтобы объяснить Заратуштре сущность устанавливаемой им религии, Ахура Мазда спросил его о бытовавших в то время верованиях людей: «Почему люди, даже самые возвышенные и влиятельные, почитают дэвов и называют дэвов великими?»

Заратуштра, много раз наблюдавший дэвопоклоннические культу у себя на родине, отвечал: «Люди спешат в поросшую лесом равнину, где нет ни жилья, ни посевов, ни даже лая собак, там они проводят ночь, а по возвращении говорят: мы советовались с дэвами, мы просили у них власть и главенство, и они дали, мы просили у них обилие стад, и они дали.

Ахура Мазда спросил: «Как же дэвы им дают все это, ведь они сами этим не обладают?»

Заратуштра сказал: «Люди говорят по-разному. Одни утверждают, что после общения с дэвами он обретал больше стад. Другие говорят, что после общения с дэвами им становилось хуже. Но всем, чем они обладают, они считают обязанным дэвам. И говорят люди: «Смотрите на того, кто возвращается от дэвов: идет ли он понурый с опущенной головой, или радостный с расправленными плечами – это демоны искушают его в безлюдном месте!»

И Ахура Мазда ответил Заратуштре: «Согласно моей воле следи не за их состоянием, а за своим, блюди себя с головы до ног, с обеих боков, молись и спереди и сзади, и в любом направлении, ибо мы, Амешаспанды, по отношению к тебе не как дэвы к человечеству, мы даруем невидимый дар, а дэвы, обрушиваясь, соблазняют удовольствием. И на тебя обрушится друдж в образе женщины златотелой и полногрудой, прося у тебя дружбы. Но ты не должен позволять ей с тобой разговаривать и добиваться у тебя дружбы и сноситься с ней. Отгони ее чтением победоносной молитвы Ахуна Ваирья».

Так получив соврешенное наставление, Заратуштра пошел обратно в телесный мир к тому самому месту на берегу реки Даити, где была оставлена его одежда.

Подойдя к одежде он увидел прекрасную златотелую полногрудую женщину, обратившуюся к нему с просьбой о дружбе. Заратуштра спросил ее: «Кто ты?»

«Я Спента Армаити», — отвечала красавица.

«Ту, кто Спента Армаити, — ответил Заратуштра, — я хорошо разглядел в свете безоблачного дня. Она была прекрасной спереди, прекрасной сзади, прекрасной со всех сторон. Повернись же ко мне задом, чтобы я мог убедиться, что ты Спента Армаити»

«О Заратуштра Спитама! Разве ты не ведаешь, что мы, женщины, прекрасны спереди, но некрасивы сзади? Не проси меня обернуться».

Но Заратуштра настаивал на своем. Так она трижды отказывалсь, но Заратуштра был непреклонен. Наконец она подчинилась, и Заратуштра увидел, что она сзади изошлась менструацией, которая вся кишела змеями, жабами и червями. Тогда пророк пропел победоносную Ахуна Ваирья, и друдж сгинула.
Глава 5. Первая проповедь
Первая проповедь.
Так закончилась первая беседа Заратуштры с Амешаспандами. По завершении ее Заратуштра, теперь уже вдохновленный пророк Благой Веры, вернулся в то селение, где он намеревался справлять праздник Маидьо-зарему, и по указанию Господа и Творца Ахура Мазды пришел на собрание людей, где было много кавиев и карапанов. В присутствии этих людей он пропел громким голосом несравненную мантру Ахуна Ваирья, исповедание Благой Маздаяснийской Веры и почитание Ахура Мазды и призвал людей к вере Ахура Мазды. Когда пророк привлек внимание людей, он забрался на возвыешнное место и воззвал ко всему телесному миру восхвалить Праведность и проклясть дэвов: «Почитание Ахура Мазды – это наилучшее для вас!» И множество мудрых наставлений изрек Заратуштра перед народом.

После его слов кавии и карапаны рассвирепели и со всех сторон бросились на него. Заратуштра был схвачен, и кавии и карапаны стали требовать предать смерти человека, проклявшего дэвов. Однако был на том собрании один человек, который устыдился таких действий со стороны кавиев и карапанов по отношению к Заратуштре Спитаме. Этим человеком был туранец Аурват-дангха, богатый человек, известный всей области своей щедростью и обладавший значительной властью. К нему-то и обратились кавии и карапаны с тем, чтобы он как судья решил судьбу Заратуштры: «Смотри, этот человек ничтожен, но сколь великий он богохульник!»

Сын Аурват-дангха высказал свое мнение: «За подобные речи мы должны предать смерти этого человека, призывающего к тому, что никак не может быть приемлимым».
Но Аурват-дангха ответил: «Нет, его не следует убивать, мне его глаза кажутся полными любви ко всему плотскому миру. Мне думается, если мы его погубим, на земле не прибавится мудрости, наоборот, она убавится». Обратившись к Заратуштре, он добавил: «Для меня ты чист, Заратуштра».

Но все знатные люди, что были у Аурват-дангхи в подчинении, дружно осуждали Заратуштру и также потребовали предать его казни. В ответ Заратуштра опять призвал их к вере Ахура Мазды, сказав: «О Аурват-дангха, много жертвующий в пользу нищих! Мировая Праведность – это почитание Мазды и прекращение почитания дэвов. Прими же веру Ахура Мазды!». Но Аурват-дангха боялся потерять свой высокий авторитет в глазах жителей области и заколебавшись, отказался: «Нет, Заратуштра Спитама, ты можешь идти, но я не привлекай меня к этому злу, которое ты мне предлагаешь».

Он приказал, чтобы Заратуштру отпустили, а тот сказал ему: «Ахура Мазда спросил меня: «О Заратуштра, когда ты уйдешь от нас, кто по-твоему среди земных владык покровительствует большему числу воинов, кто больше всех обретает богатства, кто больше всех владеет стадами, кто более всех дружественный, кто более всех щедрый и более всех обеспечивает неимущих, кто более всех гостиприимен?». И я отвечал: «Это Аурват-дангха, много жертвующий в пользу нищих!». Ахура Мазда сказал: «Привлеки же его к мыслям, словам и делам Благой Веры прежде всех остальных воинов. Если ты привлечешь его к ней, о Заратуштра, и он уверует в нее, и сядет учеником перед тобою и будет ее проповедовать, то после этого среди всех воинов, которые были и которые еще будут, он обретет больше всех богатства, больше всех скота, он будет самым щедрым и самым гостеприимным. А если ты не привлечешь его к ней, и он не уверует и не сядет учеником перед тобою и не будет ее проповедовать, то скажи ему: «Ты, несчастный искатель Праведности, оплакивающий души грешников, достойных смерти, ты стал величайшим грешником, ибо открылась тебе Благая Вера, но ты отвернулся от нее».

Другие попытки обращения
Заратуштра взял воду для Хаомы, добытую им из реки Даити, когда он удостоился встречи с Амешаспандами, и побрел далее по Арийскому Простору, в надежде обратить в Благую Веру его обитателей.

Когда он уходил с места беседы с Амешаспандами, Ахура Мазда говорил ему: «Эта вода, которую ты принес, не для дэвопоклонников, не для почитателей дэвов и не для удовлетворителей блудниц. Она предназначается для праведных достойных людей. Они взбрызнуте ею на четырехлетнего черного быка, которого ты приведешь, истощенного. И выпив этой воды, бык выздоровеет».

Заратуштра направился к другому властителю в области Зранка, по имени Паиришьяти, прозываемому Таора («бык»). Увидев священника Заратуштру, Паиришьяти обрадовался и сказал: «О Заратуштра Спитама! Даруй мне эту воду для Хаомы, что ты принес!» Заратуштра сказал: «О Паиришьяти, восхвали Праведность и прокляни дэвов и возгласи исповедание Благой Веры Ахура Мазды среди нечестивых!» Паиришьяти принял проповедь Заратуштры в сердце, он вызвался восхвалить Праведность и проклясть дэвов. И Заратуштра даровал ему эту воду для Хаомы. Им был приведен занемогший черный четырехлетний бык, люди Паиришьяти побрызгали на него и он выздоровел. Однако Паиришьяти не решился провозгласить исповедание Благой Веры среди нечестивых кавиев и карапанов и тем самым открыто поддержать пророка. Он так и не стал последователем Заратуштры и пророк ушел от него ни с чем.

Был в Аирьянам Ваэджо богатый карапан по имени Ваэдвоиста. Заратуштра пришел к нему и сказал: «О Ваэдвоиста! Творец Ахура Мазда дружественен к тому человеку, кого я призываю к его Вере. Даруй Ахура Мазде сотню могучих юношей, сотню девушек и сотню четырехконных колесниц, и если ты даруешь их, то слава и изобилие будут твоими до скончания века, а если ты не даруешь их, то тебя постигнет злосчастье».

И карапан Ваэдвоиста прокричал ему в ответ: «Что мне толку в тебе и твоем Ахура Мазде! Я сам больший бог, чем какой-то Ахура Мазда, и у меня больше богатства, чем у Него: смотри, одних свиней у меня тысячи. Что мне может дать Ахура Мазда?»

Заратуштра ответил: «Ахура Мазда говорит мне, что эти стада принадлежат не тебе, а Ему, ибо Он их податель. И пользуясь ими, ты стал неблагодарным и высокомерным. Ты можешь процветать в земной жизни, но из-за своего высокомерия ты не достигнешь Наилучшего Бытия, тебя постигнет горе после трех дней после смерти и семеро светлых отстранятся от тебя и не станут тебе помогать».

Искушение Заратуштры Злым духом.
Заратуштра вернулся к реке Вахви Даити и, сидя на ее берегу, размышлял о своих неудачах, одолеваемый сомнениями в успехе своей проповеди. Этим решил воспользоваться Ангра Маинью. Он вызвал дэвицу Буити, тайно умерщвляющую и прорычал: «О Буити, невидимая пагуба! Проковыляй и убей Праведного Заратуштру!» С северной стороны обрушилась Буити на Заратуштру. Но Заратуштра пропел победоносную молитву Ахуна Ваирья и громогласно провозласил Маздаяснийскую Веру. Устрашенная Буити отступилась и ринулась обратно к Злому духу, рыча: «О недальновидный Ангра Маинью! Невозможно причинить смерть Заратуштре, это не в наших силах!»

Тогда Злой дух вместе с множеством дэвов сам обрушился на Заратуштру. Но пророк благодаря силе предвидения узнал, что дэвы решили его погубить. Он стал поднимать огромные камни величиной с дом и метать их в Ангра Маинью и его дэвов, и благодаря поддержке Ахура Мазды эти камни стали в его руках страшным оружием против нечистого воинства.

«О злодетельный Ангра Маинью! – воскликнул он, — Я убью твои творения, я изгоню скверну из мира!»

Испуганный Злой дух прорычал: «Не убивай мои творения, о Заратуштра! Ты же сын Поурушаспы! Вспомни, как почитали меня твоя мать и твой отец! (Он имел в виду, что родители Заратуштры придерживались дэвопоклоннической религии карапанов). Отрекись от Благой Веры Маздаяснийской и ты обретешь от меня великий дар, какой обрел царь Вадагана Дахака (то есть страшный тиран прошлой эпохи)»

Заратуштра Спитама отвечал: «Я не отрекусь от Благой веры Маздаяснийской ни ради тела, ни ради жизненной силы, ни даже если моя жизнь и сознание прервутся!»

Заратуштра еще раз громко пропел молитву Ахуна Ваирья и все дэвы были поражены и взвыли от горя. И больше они никогда не являлись людям в человеческом теле, будучи загнанными Заратуштрой глубоко под землю.

Встречи Заратуштры с Амешаспандами.
Эти встречи происходили н протяжении десяти лет: со времени первой Беседы с Ахура Маздой на берегу реки Даити Заратуштра встречался еще шесть раз с каждым из Амешаспандов.

Вторая его встреча была с Благим Помыслом (Воху Мано), покровителем живого мира вощле горы Хукарья. Вместе с Воху Мано на встречу с Заратуштрой явились пять представителей пяти видов благих животных: от водных животных была рыба арзува, от норных животных – белый горностай, от пернатых – птица каршипт, от вольно бегающих – заяц, показывающий диким животным путь к воде, от копытных, пасущихся на пастбищах – белый онагр. Всем пятерым было поручено своими голосами свидетельствовать о вере в животном мире. Заратуштра пообщеал, что со стороны его последователей к этим пяти видам животных будет исходить забота и охрана и они будут освобождены от преследования.

У вод Тоджана (Хараивы) Заратуштра имел третью встречу — с Аша Вахиштой. Аша Вахишта поведал Заратуштре о необходимости заботы об огне и о назначении всех видов огня.

Четвертая встреча состоялась в Миване с Хшатра Ваирьей, на которой Заратуштра познал свойства металлов и защитных средств, изготовляемых из них.

Пятая встреча Заратуштры состоялась у источника на горе Ашнвант, который впадает в реку Даити – с Спента Армаити. Спента Армаити поведала Заратуштре о порядке управления землей, о том, что каждое поселение должно быть поручено управляющему, каждый округ – судье, каждая область – атравану, а в каждой стране должен быть духовный владыка (рату), путеводительствующий истине, через которого поддерживается закон Ахура Мазды.

Шестая встреча – с Хаурватат – произошла у горы Ашнавант. Хаурватат поведала Заратуштре о назначении воды и о способах поддержания ее чистоты.

Седьмая встреча – с Амеретат – случилась на берегу реки Дреджьи, протоки Даити. На ней Заратуштра узнал о пользе растений и о лекарственных средствах, изготавливаемых из них.

Первые последователи и провал проповеди.
На протяжении этих десяти лет Заратуштра неустанно проповедовал свою Веру в Арийском Просторе и наконец обрел первых последователей. Первым Благую Веру принял Маидьо-мангха, сын Арасти, двоюродный брат Заратуштры, тем самым подав пример всему человечеству. Это случилось в тростниковой роще.

Сохранились также имена других первых последователей Заратуштры, число которых было сначала незначительным. Это Асмо-хванват, Ашно-хванват, Гаваян, Паршат-гав Парата, Вохувасти Снаоя, Исват Вараза, Саэна Ахум-стут, у которого в дальнейшем было сто учеников, Переидияя, Усманара Паэшата, Воху-раочо Франья.

Заратуштра, следуя завету Ахура Мазды о продолжении рода, взял в жены некую вдову, принявшую его веру («брак-чакар»). От нее он имел двоих сыновей: Исат-вастру и Урватат-нару. Когда она скончалась, он женился второй раз на одной девушке («брак-падшах»), родившей ему сына Хваре-читру и трех дочерей: Френи, Сриту и Поуручисту.

Однако большинство жителей Аирьянам Ваэджо относилось к пророку холодно, а иногда даже враждебно. Люди препятствовали его проповеди, насмехалсь над ним, отказывали ему в приюте в его странствиях, как поступил, например, некий мелкий кавий на мосту Зимы, прогнавший Зараутштру с порога, хотя он и его вьючные животный изнывали от усталости и холода.

Однажды ему пришлось столкнуться с прямой подлостью. В одном селении двое злодеев договорились опорочить Заратуштру в глазах жителей Арийского Простора. Один из них незаметно подбросил в одежду пророка человеческие кости. Когда Заратуштра вышел на возвышение и начал свою проповедь, второй громгласно перебил его и заявил селянам, что Заратуштра никакой не пророк, а оскверненный переносчик трупов. При этих словах его сообщник подошел к Заратуштре и порвал его одежду. На землю выпали кости.

Рассвирепевшая толпа накинулась на Заратуштру. Его связали и бросили в темницу, где он провел без еды и питья много дней и крайне обессилил. Наконец люди вывели его из заточения и с позором изгнали из родной страны.

Заратуштра в отчаянии обращался к Ахура Мазде: «Где найду я прибежище? Меня изгоняют из селений, областей и страны. Не благосклонны ко мне злые правители. Я слаб и немощен, у меня мало людей и мало скота. Как же, о Ахура Мазда, я буду исполнять твой замысел, как мне исполнять твою волю?»

Но Ахура Мазда поддержал своего пророка уверенностью в конечном торжестве Благой Веры на земле, сказав, что вскоре настанет время когда в веру Заратуштры обратятся все семь кишваров земли. Ахура Мазда сказал: «Наступит день, когда в мире будет очень мало людей, не привлеченных твоей проповедью, а конечное воплощение и Обновление бытия обратит всех, кроме самых заклятых злодеев, вроде Дахаки, но тогда их сила будет ничтожной».

Заратуштра покинул страну Арахш и отправился в Наотару – царство блистательного Кави Виштаспы, потомка героического рода Кавиев.