Тотемы
Вселенский закон гласит: «То, что внизу, подобно тому, что вверху». Небесные силы, проявляясь в материальных творениях, находят свое отражение как в растительном, так и в животном мире. Древние, прекрасно понимая это, обожествляли некоторых животных, видя в них посредников между человеком и Богом. Животных, в повадках которых они видели особенно яркое проявление того или иного божества, они почитали за своих первопредков — основателей рода или племени.

Зная, как сильно было развито почитание Предков практически во всех ранних культурах, можно предположить, насколько благоговейно относились люди к священным животным, в которых они видели своих духов-хранителей. Считается, что животные являют­ся посредниками, проводниками между всеми царствами природы. Поэтому тотем помогает человеку познать ее тай­ны, не теряя своего естества. Ведь человеку гораздо легче соприкоснуться с другой реальностью посредством привыч­ных образов животных, чьи повадки, психологические осо­бенности, стереотипы поведения достаточно хорошо извест­ны.
С помощью образа священного животного мы можем выйти за пределы окружающей нас реальности, за границы замкнутого круга, отвлечься от своей лично­сти, сформировавшейся в данном воплощении. Наша личность час­то не дает проявиться внутренней сущности, закрывает ее глубинные, обычно неосознаваемые слои. Образы тотемических животных выбираются не слу­чайно, а в соответствии с космическими циклами. Например, свой тотем есть у каждого из 360 градусов солнечного Зо­диака. Но существуют также тотемы, связанные с календар­ными циклами, воздействующие на всех людей, родившихся в один год, месяц, день.

В зороастрииской календарной системе каждый год имеет определенный символ — тотем, связанный с одним из благих животных. Следует заметить, что образы священных животных, растений и минералов занимают в зороастрийской традиции особое место, им всегда придавали огромное значение. Особенность тотемической системы зороастризма — наличие так называемых антитотемов, противостоящих тотемам. Если в качестве тотемических выступают животные, считающиеся благими (через них действуют светлые силы), то антитотемы это оскверненные животные; (посредством них действуют демоны, бесы).
Зороастрийцы смотрели на животный мир очень серьезно: в тотемических животных они видели существа, которые, в отличие от человека, не отягощены грехом и пороком. Животные не имеют, свободы выбора, а значит, могут принадлежать лишь к одн­ому лагерю, в зависимости от того, кем они созданы – Ахура Маздой или Ангра-Манью. В зороастрийском тексте под названием Бундахишн описаны священные животные, созданные Ахура Маздой для поддержания целостности мира.

В противовес ему злокозненный Ахриман породил отвратительных храфстр, которые причиняют вред челове­ку, животным, растениям и другим благим творениям. Чер­ты антитотемов могут проявиться и в человеке, что свидеельствует о большой степени его оскверненности, в то вре­мя как черты тотемов говорят об отмеченности человека и проявлении в нем высших сил.