Не стало Александра Абдулова, великого романтика эпохи

Abdulov2

Сейчас сложно осознавать, что его больше нет. «Душа театра», — сказал про него Марк Захаров. Сегодня мы публикуем ранние неизвестные фотографии любимого народом артиста, воспоминания коллег и неопубликованное интервью, которое он дал «Комсомолке» еще до своей болезни.

Знал о болезни девять лет назад

Сегодня, когда актера нет с нами, стали известны новые подробности его болезни. Врачи не скрывали, что актер может прожить не больше года. От частых химиотерапий выпадали волосы, мешал привкус железа во рту, так что еда казалась однообразной. Сильные боли снимались лекарствами, от которых чувствовал слабость, много спал. Но, проснувшись, первым делом старался улыбаться и подбодрить близких.

Говорят, Абдулов однажды проговорился, что уже девять лет, как знает о нездоровых легких. Давно были подозрения на рак, но он отказывался от обследования. Врачи советовали ему бросить курить. Но он говорил, что привык к никотину.

— У Абдулова болела спина, и кто-то ему посоветовал пить сильные обезболивающие, которые, как я думаю, спровоцировали язву желудка, — рассказал «КП» актер «Ленкома» Виктор Раков. — А на самом деле это была история с легкими, боль от которых отдавалась в позвоночник….

О своем здоровье Александр Гаврилович заботился мало. Как всегда, не хватало времени.

— Он сгорал на глазах при такой интенсивной жизни, — говорит его друг и коллега Виктор Раков. — У него были проблемы с ногами — не хватило времени долечить их. Мне кажется, у Саши за год проходило все пять лет. Почти как на войне. Но он чувствовал себя комфортно. Возможно, нужно было бросить все и позаботиться о здоровье. Но он считал, что жизнь и так штука короткая…

С какой нежностью он относился к супруге и дочке! Помню, ехали в конце июня поездом в Самару играть «Женитьбу». Мы проходили мимо купе Захарова, Саша вдруг говорит: «Сейчас, Марк Анатольевич, что-то покажу». И принес несколько фотографий в красивых рамочках новорожденной дочки. Это было очень трогательно. К сожалению, он не успел до конца насладиться счастьем отцовства. Очень хотел увидеть, как дочка пойдет, начнет говорить. Не успел…

О последних днях…

Несмотря на плохое самочувствие, Александр Гаврилович старался не унывать, гулял, ездил на рыбалку, пока не стали отниматься ноги. Накануне 31 декабря Абдулова госпитализировали (у него отнимались ноги, болело сердце). Уговорил врачей, чтобы разрешили ему поехать на дачу. Новый год он встретил с женой, дочкой, мамой. А 1 января его снова увезли в больницу. Говорил, что ему лучше. Около него была жена Юля. Словно чем-то вдохновленный, попросил дать ему его киносценарий «Гиперболоид инженера Гарина» — фильма, который не успел доснять. Даже перед смертью его мысли были заняты работой.

«Я позвонила на мобильный Александру Гавриловичу поздравить с Новым годом», — рассказывает художник по костюмам, работавшая на последней картине с Абдуловым. — Обычно брала трубку жена Юля. А тут взял он. Голос был слабый, но бодрился. Так нежно мне: «Хорошая моя, спасибо, что помните! Будем работать!» Ни о чем страшном не думала. Хотя говорили, что он плох. Но все равно все надеялись…

Первого января в больницу к актеру пришли близкие друзья.

— Мы вошли к нему в палату, он не встал. Впервые принимал нас лежа. Обычно весь в движении, не мог на месте усидеть. А на этот раз объяснил: «Ноги не держат, буду лежать», — рассказал на поминках один друг актера. — Выглядел не очень. Но виду не показывал. Когда жена Юля вышла из палаты, сказал нам с грустью: «Четыре месяца боли, устал». А потом после паузы: «Хочется жить!»

…Первого и второго января по многим каналам показывали фильм «Чародеи». Телеканал РЕН ТВ показал празднование 25-летия «Чародеев», в котором актеры говорили Абдулову добрые слова. В ночь на третье января мы, корреспонденты «КП», долго общались с режиссером «Чародеев» Константином Бромбергом.

— Утром я позвоню Саше, поздравлю с 25-летием «Чародеев». Сколько лет живет фильм, и Саше надо жить! Звонить ему сейчас тяжело, но, чувствую, нельзя откладывать, — переживал режиссер. А утром мы узнали, что через несколько часов после нашего разговора Абдулова не стало…

…и последних часах

По словам медиков, умер он очень тихо — сказал, что хочет отдохнуть, закрыл глаза и спокойно уснул. А в шесть утра датчик показал остановку сердца. Доктора пытались «завести» сердце, не получилось. На лице актера не было следов мучений, отчаяния, скорее легкая улыбка. Он просто уснул. Насовсем. Говорят, так умирают очень добрые, сердечные, хорошие люди. Накануне его ухода многие вспоминали о нем только хорошее. Смотрели фильмы с его участием и желали ему добра. И, быть может, эта позитивная энергия миллионов любящих его людей избавила его от предсмертных мучений?

Отпевали актера в храме Рождества Пресвятой Богородицы рядом с театром; он восстановлен с помощью Александра Гавриловича.

Обычно отпевание длится несколько часов. Над Александром Гавриловичем читали молитвы сутки — такой почести удостаиваются только лучшие, самые праведные люди…

Андрей ВЕЛИГЖАНИН

Из книги Ларисы Штейнман «Гений: инструкция по применению»:

Подруга Абдулова за год до смерти актера выпустила книгу, герой которой был списан с Александра. Еще не зная о тяжелом недуге Саши, она рассказывает о муках, которые терпел актер…

«…Он производил впечатление истощенного и вымотавшегося человека. У него было очень мало жизненной силы. Держался исключительно на своей бешеной энергии. Чувствовалось, что он серьезно болен.

…Лодыжки у него были обмотаны эластичными бинтами. Он разбинтовал их и уставился. Я присмотрелась: ноги до середины икр были черные, и сквозь язвы сочился гной.

— Что это? — спросила я в ужасе.

— Тромбофлебит, — ответил он. — Это не лечится. С этим просто живут.

— Но ты пробовал хоть что-то сделать?

— Объездил весь мир, — усмехнулся он. — Все врачи говорят одно и то же. Иногда колю себе в живот фроксепарин — разжижаю кровь.

Я заплакала и со слезами на глазах заснула.

…С нами целый месяц жил один смешной персонаж — целитель Гена. Ноги он лечил самыми невероятными способами. Например, с утра надо было втирать в икры белый порошок снизу вверх, а на ночь — желтый сверху вниз. При этом пить крепкие напитки не воспрещалось. Вскоре он притащил трехлитровую банку с пиявками… Когда толстые объевшиеся пиявки стали с чмоканьем отваливаться от икр, он аккуратно собрал их обратно в банку и понес сжигать… Гению значительно полегчало… Но ненадолго…»

Вспоминают друзья

Сергей СТЕПАНЧЕНКО (близкий друг актера): «Саша — человек широкий, бескорыстный, бесхитростный до глупости. Когда снимали “NEXT”, вся группа заселилась к нему в дом, на Валдай. Первый день выносили аппаратуру, реквизит. А потом решили, мол, пусть стоит. Уже покрикивали на Сашу, что он там под ногами путается, давай-ка не мешайся. А Саша все прощал».

Георгий МАРТИРОСЯН: «Саше кто-то сказал, что у него порядка 12 ангелов-хранителей, которые его спасают от передряг. Его называли баловнем судьбы. Ему часто везло. В начале 90-х в Ленинграде мы пришли в казино. Все посетители столпились вокруг стола с рулеткой — играет известный актер театра и кино Александр Абдулов. Я умолял его: “Саш, хватит, брось, поехали”. “Щас, щас, секунду…” — отвечал он, весь сконцентрированный на игре. Три раза подряд он ставит на одну- единственную цифру: 12. И каждый раз крупье громко объявляет: “12!” Везение сумасшедшее. Возможно, поэтому все и верили, что он преодолеет любые трудности, судьба выведет».

Владимир ДОЛИНСКИЙ: «Мы с Сашкой просто в братских отношениях были. На моих глазах развивался его роман с Ириной Алферовой. Он был необычайно трепетный, трогательный, привозил ей огромные букеты цветов, делал замечательный узбекский плов. Сашка в нашей компании был трепетно бьющимся сердцем».

НЕОПУБЛИКОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ

Я встретилась с Абдуловым в гримерке «Ленкома» перед его отъездом на съемки фильма «Гиперболоид инженера Гарина». Тогда еще никто не знал о серьезной болезни артиста. А потом, после объявления диагноза, завизировать интервью не получилось — актеру было не до того. Сегодня фрагменты мы решили напечатать.

— Александр Гаврилович, почему у вас нет персонального сайта?

— А он мне не нужен! Интернетом не пользуюсь.

— Вы суеверный?

— Да. Масса всяких суеверий.

— А страхи есть?

— Самый большой — потерять близких.

— Старость вас страшит?

— Нет. Она же неизбежна. Что ж ее бояться-то! Мне очень нравится мой возраст. У меня все есть. Да, я счастливый. Но абсолютного счастья не бывает. Хочется хорошую роль сыграть, снять кино, чтобы дома все живы-здоровы были (после паузы). Хочу у всех попросить прощения. И всех простить.

— Вам бывало за что-то стыдно?

— Понимаете, когда человеку стыдно, он не будет об этом кричать на всю страну. Он забьется в уголок, тихо поплачет. Главное, чтобы ты сам понял, что тебе стыдно.

Мистики не боюсь

— Вы не боялись сниматься в «Мастере и Маргарите»?

— Нет. Нравилась работа. На «Мастере и Маргарите» была замечательная команда по созданию спецэффектов, та самая, что работала над «Ночным Дозором». Только «Ночной Дозор» имеет отношение к кино такое же, как я — к Папе Римскому. Это такая большая реклама кофе и сотовому телефону. А у нас на съемках «Мастера и Маргариты» ребята грандиозные вещи делали. Трамвай отрезает голову, голова катится. Они сделали копию головы. Когда я увидел искусственную голову Адабашьяна, мне стало страшно! Трюков в этом фильме не делал. Когда на прудах Берлиоз пьет теплую газировку, поворачивается и видит, что летает странный субъект в пенсне, меня поднимали в воздух. Сейчас уже не выполняю трюки. После фильма «Убить дракона» получил приз «За лучший трюк года» на «Золотом Дюке». Меня там на 45 метров за ноги поднимали.

— У вас имидж успешного человека — квартира, машина, дача.

— У меня это все есть. Мне не нужно создавать имидж, что-то доказывать.

— Говорят, у вас большие связи с сильными мира сего?

— Откуда? Ну да, с Коржаковым я дружу много лет.

— А с Пугачевой дружите?

— Перезваниваемся по телефону. Раньше больше общались.

— Многие актеры вашего поколения сейчас активно снимаются в сериалах.

— Сейчас уровень сериалов очень вырос. Это скорее кинороманы. Сыграл в «Анне Карениной» режиссера Соловьева. Это кинороман. Мне бы было интересно сыграть Каренина, хотелось. Меня режиссер хотел снимать в этой роли. Сделали грим и фотопробу. Но досталась роль Стивы Облонского.

«Своего бизнеса нет»

— У вас бизнес свой есть?

— Нет. Писали, якобы пельменную открыл, полный бред!

— Слышала, вы руководитель фонда поддержки творческих людей «Созвездие». Зачем вам это?

— Да, есть такое. Фонды помогают творческим людям. Открыл потому, что надо, чтобы хоть кто-то помогал нашим актерам. Да, я многим помог, но не буду об этом говорить. Я много работаю. Я не боюсь остаться без работы. Вопрос в том, насколько ты можешь это делать, насколько ты профессионален. Если ты бездарность, тебя на один раз взяли, так совпало, а потом, естественно, сидишь, ничего не делаешь. Потому что профессии-то нет. А у меня профессия!

— Почему вы не участвуете в делах Союза кинематографистов?

— Зачем мне лезть в эту грязь, в эту банку с тараканами?! Даже говорить об этом не хочу.

— Вы могли кого-нибудь разыграть?

— Иногда позволяем себе такие вещи. Если начну рассказывать актерские розыгрыши, нормальный человек не поймет. Например, выходишь на сцену, вот так делаешь глазом (показывает), и второй актер начинает ржать. Это он «раскололся»! У нас с Олегом Ивановичем есть такая шутка. Янковский входит и говорит: «Здорово, идиот». И все — ха-ха-ха. А посторонний человек скажет: «Больные, что ли?»

— Вам отказывали женщины?

— Конечно!

— Вы завоеватель по натуре?

— Нет, если мне отказывают, я не делаю больше попыток.

— Вы хорошо готовите. А что?

— Плов, супы, соусы, салаты, много чего. Нужно вдохновение. Начинаешь придумывать что-то, берешь несочетаемые, казалось бы, продукты, и вдруг получается что-то вкусное.

Комсомольская правда