Моя тема, может быть, немножко неправильно заявлена, потому что на эту тему сделает доклад уважаемый Павел Александрович Волынкин, мой ученик, который возглавляет здешнюю школу. Он вам расскажет, в чем именно состоят особенности авестийской астрологии. Я продолжаю настаивать на этом названии, хотя многие мои коллеги говорят, что существует просто астрология, единая для всех. Правда, Михаил Борисович признал, что существуют различные школы астрологии. Они имеют право на существование, и пускай они будут. А я сейчас просто хотел рассказать, чем не только современная астрология, но и вообще астрология в том виде, в каком она существует на протяжении уже многих веков, обязана той астрологической системе, которую я называю авестийской. Может быть, ее можно назвать и по-другому. Например, персидская. Она формировалась внутри религиозно-мировоззренческой системы, которая называется зороастризмом. Это одна из первых религий единобожия, которая до настоящего времени сохранила предикат морально-этических, гуманитарных ценностей. Об этом ее подарке человечеству написано уже множество исследований, которые выходят за рамки моего маленького доклада. Гуманитарные ценности, права человека, экология – все это в данном учении сформировано.

Итак, что же именно эта система знаний, эта школа астрологии, одна из самых древних, подарила всему астрологическому сообществу, без чего сейчас уже невозможно даже помыслить свое существование любым современным астрологам? Мы на эту тему полемизируем с Михаилом Борисовичем, с которым знакомы уже 30 лет. Вообще-то, конечно, мы являемся друзьями, но по некоторым вопросам наши позиции не совпадают. Но это нормально.

М.Б.: 27 лет мы с Вами знакомы.

П.П.: Совершенно верно. 21 марта мы с Вами познакомились. Я специально хотел его проверить… Вот память у человека!…

Можно, конечно, спорить о разном мировоззрении, разных взглядах на какие-то вопросы. Вот, в частности, говорят, что авестийская астрология дает возможность подсчета потенциала света и тьмы в человеке, что человек уже рождается с определенным настроем на доброе или злое, в нем это сразу присутствует. Другие говорят, что этого не может быть, потому что добро и зло формируется потом в результате воспитания. Надо сказать, что на деле часто получается не так. Нередко у прекрасных родителей при прекрасном воспитании вырастают настоящие моральные уроды, маньяки, и совершенно непонятно, почему так происходит. Бывает и наоборот: родители – алкаши, бомжи, воспитание – никакое, а дети великолепные. Значит, все-таки добро и зло, некие морально-этические качества – это не только результат воспитания, но еще и некие врожденные качества. «Блажен, кто блажен во чреве матери своей, и грешник, кто грешник во чреве матери своей» – в религиозных текстах это написано. Можно и об этом спорить, потому что далеко не все школы признают, что, исходя из так называемой натальной карты, гороскопа рождения, можно подсчитать, с чем человек приходит в этот мир, с каким потенциалом нравственности (или безнравственности). Причем предикат нравственности абсолютен. Это Авеста принесла. Согласитесь, не древние иудеи, не Моисей принес различение света и тьмы. Он принес единобожие. А там это было. Иудейские пророки, соприкоснувшись с вавилонским пленением, впоследствии с Персидской империей, с Авестой (это уже V-III вв. до н.э.) во многом изменили свое мировоззрение. Михаил Борисович, Вы можете с этим, конечно, спорить.

М.Б.: Нет, действительно я согласен, что после вавилонского пленения, после Персидской империи у иудеев произошел очень существенный переворот, это бесспорно.

П.П.: Совершенно верно, именно тогда иудаизм приобрел те самые черты, которые он имеет и в наше время, иначе он базировался бы исключительно на Торе, Пятикнижии, и во многом нравственных качеств, которые там были заложены, у него просто бы не было. Один из иудейских пророков Исайя даже называет мессией, помазанником Божьим Кира Персидского, Куруша, который в VI веке подарил иудеям возможность вернуться из плена и построить в Иерусалиме иудейский храм. В одной из глав книги пророка Исайи об этом написано: «Ты есть помазанник мой, хотя ты не знал меня». Второй помазанник – Христос.

Но я сейчас не об этом. Многие астрологи отрицают возможность и вероятность того, что в судьбе человека можно увидеть нравственное (или безнравственное) начало, добро и зло. С этим можно спорить, но в зороастрийской системе астрологии это было совершенно конкретно. И даже были люди, которые уже не принадлежали к этой культуре, жили в более поздние времена, находились на позиции ортодоксального ислама, это признавали. В частности, был такой Кей Кавус, я его всегда в пример привожу, потому что даже он писал, что добро и зло в судьбе человека далее находится, глубже, чем даже натальная карта, и что можно это увидеть по определенным параметрам. Мы не будем с этим спорить. На самом деле есть показатели, по которым это определяется. Это не предмет спора.

Но давайте все-таки начнем с самого главного понятия, которое знает любой астролог – это натальная карта или гороскоп. Их подарили нам те самые авестийские астрологи, по мнению некоторых моих уважаемых коллег, несуществующие. Почему я это утверждаю? Да, астрология была в Египте, у шумеров, она везде была. Но что она собой представляла? Да, там учитывались звезды, планеты, новолуния, затмения, саросы, и так далее. Все это великолепно учитывалось и у шумеров, и у египтян. Единственное, чего не было, так это гороскопа, натальной карты. Реально там была астрология предзнаменований, мировая астрология была великолепно развита. Некоторые начатки мы видим в позднем Египте видим, но скорее это относится не к Новому Царству, а Египту Позднего Царства, Египту Птолемеев в IV-III веке до н.э. От Птолемея первого Сотера до Клеопатры, триста лет, после Александра Македонского, это уже был эллинистический период, где проповедовались гороскопные методы. Но начало (натальная карта, гороскоп) – это в авестийской астрологии сформировалось. Почему только в Авесте, именно в этой религии должны были эти гуманитарные ценности сформироваться? Да просто потому, что ценность человека как микрокосмоса впервые была впервые сформирована именно там. Мировоззренческая база была для этого, потребность была. У других этого не было. В Египте царь – это Бог, сын неба, воплощение Бога Ра, у шумеров – то же самое, у остальных людей, всех его подданных, права на знание собственной судьбы не было. Не могли там гуманитарные ценности сформироваться, потому что таково было мировоззрение. Не было там необходимой духовной среды, в которой могло бы сформироваться понятие натальной карты или гороскопа. В персов, а до этого у мидийцев был совершенно другой подход – гуманитарные ценности, права человека. Конечно, это сейчас мы говорим «права человека», они называли это по-другому, но это у них в основе мировоззрения лежало. Плюс ко всему, человек был обязан знать свою судьбу. Плюс предикат, главенство рационального познания мира. Отсюда. Кстати, зародились многие философские школы, научные методы познания. И знаменитый Гераклит Эфесский с его учением о небесном огне, и тот же Пифагор. Это все VII-VI вв. до н.э. У всех это было, кто соприкоснулся с этой культурой, и многие исследователи об этом пишут.

Что касается гороскопа, натальной карты, разделенной на 12 домов, начинающейся с точки восхода, это подарок именно авестийских астрологов, а точнее, мидийских магов, которые сформировали эту методику и впоследствии через эллинов, греков, которые были великолепными интерпретаторами любых чужих культур (у них был такой подход – брать чужое, воспринимать это, интерпретировать, развивать, нести дальше)

В зале: Торговцы они были.

П.П.: Ну почему только торговцы? А инженеры, а ученые? Я бы сказал про греков, что они истинные меркурианцы. Широкий аспект Меркурия.

В зале: Персы о греках говорили, что это люди, которые собираются на базаре, чтобы обманывать друг друга.

П.П.: Правильно, а греки платили им той же монетой, считая, что персы – это чревоугодники, пьющие неразбавленное вино, разбрасывающиеся золотом, совершенно непонятно относящиеся к людям – одаривая одних невиданными благами, других, которых они считали своими врагами, жестоко уничтожая. Такой у них подход был. Персы либо признавали людей, считали их соответствующими морально-этическим, космическим, религиозным заповедям, либо нет.

Короче говоря, я хочу еще раз подчеркнуть, что гороскоп с 12 домами – это подарок авестийской астрологической системы. Так что, я призываю всех: давайте не будем об этом забывать, отдавая дань уважения астрологам древности. Произнося слово «гороскоп», мы должны почитать память мидийских магов, персидских астрологов, они нам эту систему подарили.

Давайте посмотрим, а что было бы с миром сейчас, и с астрологией в частности, если бы эта методика не была ими разработана. Вот, многие говорят: а Китай, а Индия? Кстати, Индия – это те же самые арийские корни. Древние арии (через персов) сформировали ту же самую ведическую астрологию. Все классические труды по индийской астрологии (там, где лагна, Асцендент, а так далее) мы видим только после V-IV вв. до н.э. Брахмагупта, Варахамихира – это уже позже, в наше время. А до этого в Индии гороскопов не было. Астрология предзнаменований, саросные циклы, великие соединения планет – это было реально. Звезды четко учитывались, а также у индусов были лунные стоянки, накшатры (27 или 28). У китайцев такая же картина. Единственно, там более четко были разработаны календарные циклы. Они базировались на лунно-солнечных циклах плюс Сатурн. Это было объединено с тропическим, солнечным годом. Гороскопная астрология в Китай, как ни странно, попала только с европейцами. Первые, кто принесли в Китай понятие гороскопной астрологии, это монахи-несторианцы (в VI-VII веке нашей эры). До этого вообще не знали, что такое гороскоп, как его на 12 частей делить. Все это туда попало только через несторианцев, через Европу, через Персию, древний Иран.

Гороскоп – основа основ нашей так называемой натальной астрологии, плюс, естественно, мировоззренческая база, которая с гороскопом связана – человек как мера всех вещей во вселенной. Потом Протагор об этом сказал, что человек – мера всех вещей. У него есть индивидуальная судьба. Понятие выбора, который человек имеет право делать или не делать, зная о собственной судьбе. Короче, мировоззренческие основы астрологии (заметьте, я сейчас ее не делю ни на западную, ни на восточную, ни на какую) были заложены именно в авестийской системе. Да, можно не признавать Авесту, не признавать эти знания древних ариев, но давайте все-таки скажем, что они сделали для нас главное – подготовили теоретическую базу. Михаил Борисович, Вы должны все-таки признать это.

М.Б.: Я признаю, что действительно до персов не было индивидуализации. И совершенно понятно, почему не нужен был гороскоп личности ни в Древнем Вавилоне, ни уж тем более в Китае – просто не было индивидуальностей. У простого человека не было судьбы. Она была только у фараонов, у царя, у великого полководца. Впервые люди как личности стали проявляться только при Кире Великом, при котором государство действительно отличалось тем, что мы сейчас называем гуманностью.

П.П.: Толерантностью, политкорректностью и демократическими принципами.

М.Б.: Вообще, я хочу сказать, что заслуга создания авестийской школы астрологии принадлежит Пал Палычу, если не на 100%, то на 80…

П.П.: Я готов поспорить с Михаилом Борисовичем, и это вообще вопрос № 2. Меня все время упрекают, что вся авестийская астрология – это только Глоба и ничего больше. Получается, я авестийскую астрологию придумал? Уверяю, я Авесту не придумывал… Она принадлежит пророку Заратуштре и его ученикам.

М.Б.: Я говорю не о мировоззрении, а о технике.

П.П.: Объясню, на чем базируется авестийская астрология. Я взял многие техники, методики. Это все доступные вещи. Единственно, что касается авестийской астрологии, там есть один нюанс. Многое не сохранилось, не дошло до наших дней по одной-единственной причине – древние зороастрийцы не признавали письменность. Они избегали этого сознательно, потому что были убеждены: все, что написано, может оказаться искаженным относительно изначального смысла. Передача информации в традиции была изустной. Они пришли к выводу, что можно и нужно все это записывать, к большому сожалению для нас, для тех людей¸ которые научными методами проверяют достоверность знаний, только начиная где-то с III-IV века нашей эры, когда был уже новый Иран, и было уже совершенно изменившееся время. Многие источники не сохранились. Для себя-то они записывали. Многие историки об этом пишут, в том числе и Плутарх, что Авеста и многие другие научные книги были записаны на воловьих шкурах, и хранились они в Персеполисе. При Александре Македонском, к сожалению, практически все было уничтожено, сожжено. Аристотель научил Александра Македонского не только наукам, искусствам, философии, но и нетрадиционной сексуальной ориентации. Правда, сейчас говорят, что не политкорректно это произносить, но что было, то было, и даже в западном фильме «Александр» это было отражено. Я не хочу быть политкорректным в этой области. Аристотель специально отбирал книги, относящиеся к мировоззрению, философии, наукам, и потом они увозились в Грецию. Впоследствии частично это попало на Восток. Интересно, что именно после разрушения Персидского государства в IV чеке до нашей эры наблюдается огромный всплеск наук, философии, всевозможных знаний и в эллинистической Греции, и в Индии, везде, и в Китае в том числе. Почему, откуда – это уже вопрос истории, что дала авестийская культура миру.

Но возвращаемся к астрологии. Итак, первое – это гороскоп. Второе – очень многие методики мировой астрологии с прогнозированием циклов будущих событий по так называемым великим соединениям Юпитера с Сатурном принадлежат именно персидским астрологам. Впервые это было сформулировано в книге астролога Джамаспа, которая была записана в III веке нашей эры. Есть две его книги. Одна – «Суд Джамаспа», более мировоззренческая, вторая – «Звездная книга Джамаспа», где как раз описаны великие соединения Юпитера с Сатурном. Вся средневековая и более поздняя астрология базируется на циклах великих соединений. Персидский астролог Абу Машар или Албумазар, который заложил основы мунданной, как вы говорите, или, по-другому, мировой астрологии, свою книгу о великих соединениях («Книга тысяч») базирует именно на этих знаниях. На них же во многом базируются методики мировой астрологии позднейшего времени. Авестийские астрологи впервые на это обратили внимание. Человек является не просто рабом каких-то мировых событий, в которые он вовлекается. Согласно мировоззренческой позиции авестийской системы человек может принимать участие в мировых событиях как активный их участник. Вы скажете, что впервые это было сформулировано у шумеров и египтян? Ничего подобного. У них было очень хорошо разработано учение о планетах, об аспектах, это да. Кстати, надо сказать, что авестийские астрологи аспектам уделяют меньше внимания. Кроме соединений. В частности, особое внимание уделяется циклам великих соединений дальних планет, и особенно соединений Юпитера с Сатурном. Плюс так называемые великие кресты. Впоследствии арабские астрологи переводили труды персидских астрологов (последние века эпохи Сасанидов, V-VII вв.). Сколько было написано! И до сих пор в хранилищах еще многое есть. Один испанский астролог арабского происхождения Убайд-Аллах написал «Книгу крестов», ссылаясь на исследования персидских астрологов, в том числе Абу Машара. Он пишет о прогнозировании многих событий по так называемым великим крестам. Там описываются большие треугольники и великие кресты, когда крестовая ситуация на небе складывается. В этом они были сильны, и эти методики до сих пор используются. Кеплер, увидев такой крест в гороскопе Валленштайна, предсказал его смерть, что и сбылось. Методики прогнозов по большим крестам и большим треугольникам – опять же огромный дар воскрешенной авестийской астрологии.

Можно много говорить об этом. Пока я сознательно не говорю о так называемой Черной и Белой Луне. Некоторые утверждают, что на Черную Луну (апогей лунной орбиты) только недавно стали обращать внимание. Неправда. Почитайте труды древних индийских астрологов, того же Брахмагупту почитайте, у которого фигурирует апогей лунной орбиты. Ее не открыл какой-то там Сефариал, или Риччоли, о чем сейчас пишется. Это не та Черная Луна. Риччоли открыл совсем другую Черную Луну – то ли какое-то там пылевое облачко, то ли астероид, который прибился к земной орбите за Луной. Под Черной Луной авестийские астрологи, как и индусы, понимали апогей лунной орбиты, точку наибольшего удаления Луны от Земли. Использовали они и точки афелия и перигелия. В авестийской астрологии это использовалось для описания мировых циклов. У Джамаспа конкретно сказано, что совершенно по-другому ведет себя любая планета вблизи афелия или перигелия. Конечно, они не называли этих слов, просто говорили «точка удаленная», «точка приближения», но понятие об афелии и перигелии было сформировано гораздо позже. Раз они говорили о точках «ближе» или «дальше», значит, знали об эллиптичности орбиты. Вся средневековая астрология стояла на позиции Птолемея. Были большие и малые концентрические круги орбит, большие и малые циклы. Я не математик, поэтому мне было очень проблематично продираться через сложности описания в этом «Альмагесте», хотя я честно одолел этот труд Птолемея еще в 80-е годы, когда он был только в самиздате. Но не в этом дело. Нет сомнений, что авестийские астрологи знали об апогее Луны хотя бы потому, что видели – Луна становится то больше, то меньше. Любое солнечное кольцеобразное затмение – вблизи апогея орбиты, когда Луна не полностью заслоняет Солнце. Ободок такой остается, почему эти затмения и называются кольцеобразными. Скажите мне, пожалуйста, какие еще древние астрологи, кроме авестийских, по-разному трактовали затмения, в зависимости от того, где находится Луна, близко или далеко? Они действительно учитывали точку, где она дальше. Эмпирическим путем открыли эллиптичность орбиты.

В зале: У Птолемея тоже есть понятия ближе или дальше.

П.П.: Тем не менее, птолемеевскую систему они не принимали.

В зале: Идея о том, что Солнце находится в центре солнечной системы, очень старая.

П.П.: Конечно. Я поэтому и не говорю о гелиоцентрической системе. А говорю я сейчас только о том, что именно авестийские астрологи подарили нам, современным астрологам. Многие методики, которые сейчас используются представителями разных астрологических школ, были разработаны именно в нашей системе. Михаил Борисович, я не делю астрологию на западную, восточную. Допустим, есть какие-то традиции, которые зародились на западе, тем не менее, они спокойно используют и какие-то восточные методики. Это совершенно нормальный вопрос. Единственное, что я хочу подчеркнуть, это то, что очень во многом недооцененная та система, которую почему-то приписывают мне, хотя на самом деле я к этому имею отношение только опосредованное. Мне удалось лишь интерпретировать тексты, соединить их, частично собрать это мозаичное полотно, воссоздать, реставрировать ту систему, которая была раньше. Откройте вы «Зидж-и джедид-и Гурагони», Улугбека (XV век), где конкретно сказано, что только три равновеликих метода в астрологии он признает. Первым, конечно, он считает греческий метод Птолемея. Второй метод – индусский. Третий – намудар пророка Заратуштры. А дальше он пишет, что к намудару Заратуштры относятся, в частности, построение домов гороскопа, использование жребиев. Видите, жребии, которыми пользуются очень многие астрологи, тоже были разработаны в этой же системе. Если это неправда, значит, врет Улугбек. Врет и Абу Машар, который тоже приписывал жребии древнеперсидским астрологам. Жребии или парсы. Парсы – древнелатинское слово, которое обозначает «часть». Отсюда, кстати, слово «партия». Значит, в нашем гороскопе существуют разные партии, группировки и интересы… Жребии – тоже подарок мидийских астрологов. Я бы хотел, чтобы все понимали, сколь многое они нам подарили из того, что мы используем сегодня, сами того не ведая, откуда это идет.

Хотел бы я закончить вот чем. Да, стройная целостная система авестийской астрологии была утрачена, были лишь какие-то ее куски, не объединенные в единое целое. Да, я все это разрозненное объединил. Но для чего я это сделал? Дело в том, что части авестийских астрологических методик попали в разные другие системы, но изначально они к этим системам не относятся. Я все это собрал воедино, и это все, что я сделал. Не надо мне приписывать ничего другого, Михаил Борисович. Не было другого, честное слово. Я хочу еще и еще раз подчеркнуть заслугу перед современной астрологией древнеперсидских астрологов. Без них не было бы у нас сейчас натальной карты, мы не знали бы многие методы мунданной астрологии, не знали бы жребиев. Так называемое «Колесо Фортуны» используется многими астрологическими школами.

Главное, что я хотел сказать в своем выступлении, это то, что авестийская астрология, не только с точки зрения мировоззренческой базы, но и с точки зрения многих методик, является одной из самых древних и достойных. Да, она наравне с другими, но я беру на себя смелость утверждать, что по древности можно ее считать базовой для натальной астрологии, и это нужно признать.

Спасибо большое за внимание.

Михаил Борисович Левин: Я очень благодарен Пал Палычу за то, что он высказал свои обиды.

П.П.: Не обиды, а претензии…

М.Б.: Да, претензии. Это очень хорошо. Вот так открыто, свободно можно высказывать претензии только по отношению к человеку, контакты с которым ощущаешь достаточно близко. То есть, это дружеские контакты. Я считаю своим долгом ответить. Я во многом с Вами согласен. Да, от персов астрологии в чистом виде не осталось. Павел Глоба создал целую школу астрологии, и школу прекрасную. Слава Богу, сейчас уже закончился период расхождения астрологов в разные стороны, и надо прямо сказать, что мы очень многое потеряли бы, если бы этой школы не было. Я могу сказать о себе. Информация о Черной Луне заставила меня обратить внимание на эту проблему, заняться этим и получить интересные результаты. Значение градусов – то же самое. Я работаю с этой информацией. Эти характеристики можно применять, только надо с умом это делать. Конечно, каждый народ внес в астрологию нечто свое. Источник один. А дальше он прошел через персов – получилось нечто одно, прошел через индусов – получилось другое, и так далее. Многое средневековые астрологи привнесли. Конечно, речь не о китайской астрологии. У них там отдельное посвящение. Даже язык астрологии у них там свой. А вот персы, индусы, шумеры, египтяне, вавилоняне, евреи – все астрологи понимают друг друга, все говорят на одном языке астрологии. Я говорю о древнем мире. То есть, мы имеем один источник, прошедший через разные народы.

То, что сделал Павел Глоба – из небольших сохранившихся кусков воссоздал практически целостную астрологическую систему, целостную школу, целостное мировоззрение. Акцентация дуальности, она действительно персидская. И все это заслуга Пал Палыча, это действительно так.

П.П.: Это не моя заслуга. Еще Улугбек ссылается на авестийских астрологов.

М.Б.: Понимаете, если передо мной лежат детали телевизора, это еще не телевизор. Чтобы его собрать, нужен специалист. Ты именно этим занимался еще в прошлом веке…

П.П.: Так исторически сложилось, я не виноват. К авестийской астрологии до сих пор существует неоднозначное отношение. Я просто хотел бы, чтобы она заняла в общей системе астрологии свое достойное место. Да, многие народы привнесли свое. Я же не говорю, что все разработали персидские астрологи. Скажем, методику трактовки новолуний разработали не они. Не все они сделали, но очень многое. За это нужно их поблагодарить и признать, что методика действительно была, а не просто Глоба это все выдумал.

М.Б. Прекрасно. Я целиком с Вами согласен. В последние 2-3 года, когда мне приходилось слушать на конференциях доклады астрологов, значительно сильнее были доклады представителей авестийской школы астрологии. Мы тоже с этим работаем, знаем эти методы, но акцентация на возвращениях, солярах, на крестах, больших циклах, в нашей школе это меньше принято. Тем не менее, это работает. Думаю, нужно просто, чтобы у нас было больше контактов, совместных мероприятий, и через год-два не нужно будет защищать авестийскую астрологию. Она сама докажет свое право на существование.

П.П.: Спасибо.

В зале: Скажите, пожалуйста, какое место в авестийской астрологии занимает астрология майя.

П.П.: Я не берусь судить о циклах майя. Знаю, что у них там отмечен 2016 год. Насколько я знаю, у них все-таки больше календарная астрология, где учитываются мегациклы. На прошлой нашей конференции был доклад по астрологии майя, и потом мои ученики производили сопоставление, находили какие-то близкие циклы. Конечно, там все-таки календарная астрология, которая, кстати, была и в Китае. Майя, как ни странно, более близки к китайцам, хотя их и разделяло такое большое расстояние по Тихому океану. Это другая раса и совершенно другие подходы. У древних ариев, в среде которых сформировалась авестийская астрологическая система, календарь, конечно, тоже был, но главным были все-таки реальные непосредственно космические циклы. Плюс то, что человеку дано при рождении, а также при зачатии. Персы старались всегда вычислить гороскоп зачатия и трактовали его, считая, что добро и зло, все в нем написано. Думаю, все системы астрологии как-то между собой связаны.

М.Б.: Я считаю, что посвящение белых существенно отличается от посвящения предыдущей расы. Персы, греки, шумеры – это все белая раса, а вот китайцы, майя относятся к четвертой расе. У них совсем другое посвящение. У них человек занимал совсем другое место в мире. Индивидуализация, судьба личности, предназначение, это началось действительно с персов. А до этого человека не было. Человек ценился ниже скота. Когда завоевывали город, скот угоняли, а людей убивали. Раньше считалось, что важны только отдельные личности, а остальные вообще не принимались во внимание. Если вы почитаете Библию, то обнаружите, что индивидуальная судьба признавалась у очень немногих. Все началось действительно с персов.

Выступление на Объединенном астрологическом форуме «Форум на Неве», 4 июля 2008 г., Санкт-Петербург