berdnik

Бердник

Олесь Павлович

Биография

(материал подготовлен: Карацупа Виталий Иванович (17 февраля 1966))

Бердник

«Ми розпалюємо вогонь творящий. Якщо він гріє – хай.
Втручатися не можемо, бо будь-яке насилля, навіть во ім’я
істини, неминуче породить дисгармонію»

Олесь Бердник

Трофим Бердник – дед
Павел Бердник – отец
Мария Бердник – мать
Ольга Бердник – старшая сестра
Валентина Сергеевна Бердник-Сокоринская (1949) – жена
Мирослава Бердник (1960) – дочь от первого брака
Громовица Бердник (30 декабря 1973) – дочь
Радан Бердник (1985) – сын
Украинский писатель и поэт, художник, музыкант и общественный деятель, автор более пятидесяти романов, повестей, эссе. Человек самых разносторонних способностей.

Родился в селе Вавилово (Снегуровский р-н Херсонской обл. – ныне Николаевская обл.) в семье потомственных кузнецов. «Отец Павел – кузнец, дед Трофим – кузнец, прадед Деда – кузнец. Мама Мария – сельская труженица», – вспоминает писатель. «Мамин отец – дед Василь, Василий Александрович — служил в военно-морском флоте царской России мичманом. Выйдя в отставку, работал на океанографическом судне, трижды плавал вокруг света, побывал в Сингапуре и Японии, Марселе и Неаполе. После одного из плаваний вернулся в родное село с молодой женой. Она была турчанкой (фамилия – Алихан). Дед Василь интересовался искусством и политикой, у него была большая библиотека. Его отец, прадед Александр, принимал участие в разработке первых мостов через Днепр».

В 1930 году семья Бердников переезжает в с. Кийлов (Бориспольский р-н) под Киев. «Страшный 1933 год застал нас в Киеве, и мы вернулись в родное село Кийлов. Тогда умер дед Василь. Он спокойно отказался от еды, отдавая все детям. Вечером сел читать «О Неведомом» Камилла Фламмариона. Утром жена окликнула его – он сидел у погасшей свечи, опустив голову на стол, и не отзывался. Со стола упала книга, я ухватил ее и сказал: «Это теперь будет моя книга!» И научился по ней читать…».
Фантастикой, сказками и легендами Олесь увлекался с самого раннего детства. По его собственным воспоминаниям, в детстве на него особые впечатления произвел первый виденный им в жизни кинофильм «Путешествие на Луну», демонстрировавшийся в колхозной конторе. Перед самой войной его волновали романы Жюля Верна, Владимира Владко, Александра Беляева, Александра Казанцева. К этому периоду относятся и первые литературные пробы: наивные рассказы о путешествиях к иным мирам, о существах с других планет. «В детстве мечтал о полете к Звездам. Это точно… Но такой полет мне представлялся иначе, нежели это осуществилось в так называемой реальности. Я верил, что к далеким мирам можно лететь непосредственно, силою желания, мысли, духовного стремления. Я и сейчас верю… нет, знаю! – что так прилетают к нам удивительные гости из соседних Вселенных…».

В период Великой отечественной войны школьником пережил немецкую оккупацию, а в 1944 году пошел на фронт, освоив военную специальность подрывника-минера. Был ранен, несколько месяцев провалялся в госпитале, а после демобилизации в 1946 году экстерном окончил 7 классов средней школы. В 1947 году поступает учиться в театральную студию при театре им. Ивана Франко в Киеве, и начинает работать актером, но в 1949 году, после критического выступления в адрес расправы над «космополитами» на открытом партийном собрании в театре, его арестовывают. И в 1950 году по статье №58 УК СССР он был приговорен на десять лет за «антиреволюционную агитацию и пропаганду». Наказание отбывал в Печорском, Воркутинском и Карагандинском лагерях.

В 1953 году пытался бежать, но был пойман, вновь осужден еще на десять лет и заключен в тюрьму закрытого типа. «Пересылки, встречи, разлуки, побег, затем – снова спецлагсуд. Полная катушка, особый лагерь – под замок. Каменный карьер. Сражения с воровской мафией, обирающей «мужиков» вкупе с циничными чекистами. А вместе с тем – апокалиптические беседы с заключенными о тайне миров, о будущем, о вечности жизни, о грядущем переустройстве мира… Странные были годы! Доныне мне снятся камни темницы, зарешеченное окно, звезды в темном казахстанском небе и задумчивые лица моих стриженных отощавших собратьев».

Через два года в 1955-м его освободили, а уже через два года Олесь Бердник становится членом СП Украины. Писать начал в Печорском лагере. «Родились первые образы, первые сюжетные ходы и мысли. Что я чувствовал, будучи в заточении? Я не люблю говорить об этом периоде своей жизни. Единственное, что могу сказать: это была настоящая школа. Школа, за которую, наверное, стоит благодарить судьбу. Она превратила сельского паренька Сашу в Олеся Бердника, который начал думать о смысле бытия и о том, зачем человек живет на этой земле. Там я встретил удивительных людей, которых мог бы и не встретить на свободе, ибо в сталинские времена именно в лагерях были сосредоточены интеллектуальные силы страны».

Первая публикация – научно-фантастическая повесть «Вне времени и пространства» (1956), сюжет которой родился у автора именно в заключении, первая публикация на русском языке – повесть «Законсервированная планета» (1958). В 1957 году в печати появляется его первая книга (на украинском языке) – «Вне времени и пространства». Одна за другой появляются романы и повести молодого автора: «Стрела времени» (1960), «Дети Беспредельности» (1963), «Подвиг Вайвасваты» (1965), «Огненный всадник» (1967), «Покрывало Изиды» (1968), «Чаша Амриты» (1968) и многие другие. Бердник становится популярным автором у украинских читателей. Его романы, которые писатель называл феериями, написаны поэтичным языком, и хотя в них нередко использовались многие штампы научной фантастики того времени, в книгах прозаика присутствовало немало очень интересных идей.

В 1971 году выходит из печати самый известный роман Олеся Бердника – «Звездный Корсар», который в последующие годы был переведен на 26 языков мира. Эта книга как бы установила грань между двумя периодами жизни и творчества писателя. 19 февраля 1972 года он знакомится со своей будущей женой Валентиной Сокоринской, поддержка и любовь которой в последующие годы были самым важным и жизненно важным стимулом для Бердника. В те годы у него возникает идея создания Украинской Духовной Республики. В Воззвании, в котором Олесь Бердник призывал объединиться людям ради создания Духовного Государства, наверное, было что-то, о чем необходимо было «позаботиться» местному КГБ, тем более что это воззвание попало на Запад – в США и Канаду. Там идею Украинской Духовной Республики подхватили и в эмигрантских издательствах начали издавать массовыми тиражами книги писателя, как, например, «За Украинскую Духовную Республику», «Звездный Корсар», «Окоцвет», «Сыны Световода», «Прометей», «Тайна Христа», «Апостол бессмертия» на английском языке, «Говорю вам (Священные знаки)». В американских и канадских издательствах издаются книги О. Бердника «Золотые ворота» (Золоті ворота, 1975), «Украина сечи огненной» (Україна січі вогняної, 1977), «Сватая Украина» (Свята Україна, 1980), поэтические сборники «Голубой кузнец» (Блакитний коваль, 1975), «Звезды сквозь решетку» (Зорі крізь грати, 1989) и другие. Хотя, сам автор лишь через много лет он узнал, какой резонанс вызвали его замыслы за границей.

Олесь Бердник вновь попадает в опалу и начинает преследоваться КГБ, которое не гнушалось даже тем, что у писателя изымались пишущие машинки, подбрасывались порнографические открытки и т.д. В 1973 году его исключают из Союза Писателей СССР, с 1974 года, работая декоратором-витражистом в объединении «Художник», Бердник разрабатывает проекты «Духовные нации» и «Альтернативная эволюция» (они были направлены в ООН и зарегистрированы там, как рабочие документы), а также пытается получить разрешение на выезд из СССР. В то же самое время его книги начинают изыматься из библиотек, чего только стоит тот факт, что весь 60-тысячный тираж романа «Звездный Корсар» был изъят как «идейно порочное произведение». В 1976 году Олесь Бердник вместе с писателем Николаем Даниловичем Руденко и правозащитником Оксаной Мешко создает Украинскую Хельсинскую группу, а год спустя он публикует обращение «К писателям Украины и мира».

6 марта 1979-го за свою правозащитную деятельность его арестовывают и 21 декабря того же года осуждают на 6 лет особо строгого режима и 3 года ссылки по трем статьям УК СССР за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Он был признан особо опасным рецидивистом, срок отбывал в Пермской области в пос. Кучино. В тюрьме Бердник, как это ни странно, не прекращал своей литературной деятельности. Из воспоминаний его дочери Громовицы: «Начал отец писать свои «тюремные дневники» 4 июля 1979 года, когда уже готовился судебный процесс и было ясно, что просто так его не выпустят». В продолжение: «Отец привез из уральских лагерей свои дневники (70 общих тетрадей, было больше, некоторые потерялись в недрах КГБ). Они примечательны тем, что ни в одной из тетрадей нет слова о том, где отец находится. Если эти дневники почитать, не зная, что писаны они в «местах, не столь отдаленных», то можно подумать, что это обычные заметки писателя: наброски сюжетов, НФ-разработки научных идей, стихи, мысли, сны, различные психо-эксперименты». Бердник не знал, что в 1980-м году в Ватикане была издана книга под названием: «Олесь Бердник – утопист или харизматик на горизонте ІІ-го тысячелетия христианства в Украине», в которой исследуется его творческий путь с точки зрения воззрений писателя на христианство и на личность Христа».

В 1984 году, после того, как он написал покаянное открытое письмо в газету «Літературна Україна» (17.05.84), в котором открещивался от Хельсинской группы, его дело было пересмотрено и решением Верховного Совета СССР он получает помилование. В 1987 году Олеся Бердника повторно принимают в Союз писателей СССР, а год спустя выходит его новая книга – роман «Огнесмех», написанный им в годы своего второго заключения. Герой книги – молодой журналист Григорий Гук, благодаря неожиданной встрече в горах Кавказа со странным юношей, который овладел возможностью генетической самотрансформации, становится участником фантастических событий и приключений. Бердник начинает работать в редакции киевского журнала «Наука-Фантастика» и издавать новые книги – «Лабиринт Минотавра» (1990), «Тьма костра не разжигает» (1993, первая часть ненаписанной трилогии «Вечное Начало»), «Камертон Дажбога» (1996, первая часть фактически является романом «Звездный Корсар»), «Тайна Христа» (1996), «Песнь Надземная» (1996) и др.

В 1987 году основал общественную организацию «Ноосферный фронт «Звездный ключ», работавший при Республиканском планетарии, а в 1989-м – общественную организацию «Украинская Духовная Республика», энтузиасты которой присвоили ему звание «Проповедник Украинской Духовной Республики». «И когда в 1990 году был созван Первый Всемирный Собор Духовной Украины (он прошел в прикарпатском городе Коломыя, куда съехалось очень много людей со всего мира), я понял, что теперь, когда идеи мои полетели по свету, можно и умереть…». Тогда же Бердник по приглашению диаспоры посетил США и Канаду, где особо отмечал свою встречу с известным писателем и философом Ричардом Бахом (Richard Bach). В 1991 году выдвигал свою кандидатуру на пост Президента Украины (но не был зарегистрирован). Издавал газеты «Свята Україна» и «Згода». В 1994-95 гг. в Киевском планетарии Бердник читал курс лекций «Астероид Свободы», в которых демонстрирует взгляд писателя-фантаста на космогонию Вселенной. Картина О Бердника «Ночная грёза» (1973)

О себе Бердник писал с известной долей юмора: «В детстве меня дразнили «сметаной»: я был белый-белый, затем волосы почернели и я стал брюнетом. Теперь – снова белый, вернее – седой. Позже прозвали – «Головко»: я до пятого класса был маленького роста, а голова – большая. Затем рванул вверх и вырос до двух метров. Голова вроде бы стала соразмерной». Кроме литературы, по его собственному признанию любил «писать картины с фантастическими сюжетами. А еще – размышлять. Главным образом, о том, как мы сюда попали, и как выбраться…».

На его счету 20 персональных художественных выставок, сценарий к кинофильму, он к тому же является автором песен, написанных на собственные стихи.

Среди других увлечений писателя – путешествия, во время которых он пешком прошел почти все горные массивы бывшего Советского Союза (Алтай, Памир, Кавказ, Карпаты, Тянь-Шань и др.), путешествовал по Индии и Тибету. «Люблю путешествовать на «одиннадцатом» номере, то есть, на своих двух. Только так можно общаться с миром: цветами, солнцем, звездами, капелькой росы, поющей птицей. Любая транспортная машина земная или небесная – отчуждает нас от Природы и Существ, разрушая пространство и время». Но более всего он любил свой дом в селе Гребени под Киевом, который был «основан» еще в конце 1970-х годов и в котором жил с женой и детьми: «Я живу в селе. Там есть огород, сад. Люблю выращивать все – от огурцов и помидоров до подсолнухов и редиски. Но превыше всего боготворю цветы».

Последняя публичная встреча Олеся Бердника с читателями состоялась 1 декабря 1996 года на юбилейном вечере в киевском «Украинском доме», посвященном его 70-летию со дня рождения и 40-летию литературной деятельности. В марте 1997 г. после третьего инсульта, в результате чего он потерял речь, общественной и литературной деятельностью уже не занимался. Он был наполовину парализован, прикован к постели до самой смерти на попечении своей жены Валентины Сергеевны Бердник-Сокоринской. Сломленный болезнью, писатель жалел только за двумя вещами. Что не успел дописать последний роман «Западня для Будды» (Пастка для Будди), а также о том, что не произошла его встреча с Папой Римским Иоанном-Павлом II, который, прочитав книги Бердника, хотел встретиться с автором лично.

Умер писатель 18 марта 2003 года. Согласно завещанию, Олесь Бердник был похоронен во дворе собственного дома под раскидистой калиной, посаженной им еще в начале 70-х годов, когда был куплен дом.

В 2004 году издательский дом «Афон»» и издательство «Триада-А» (Киев) под редакцией дочери писателя Громовицы Бердник начали выпускать полное 8-томное собрание его сочинений – книжную серию «Вселенная Олеся Бердника» (Всесвіт Олеся Бердника). В нее вошли лучшие научно-фантастические романы и повести, эссе и футурологические произведения, а также малоизвестные рассказы и поэмы, которые ранее в Украине не публиковались.
Произведения автора

Романы

1959 – Пути титанов (Шляхи титанів)
1960 – Стрела времени (Стріла часу)
1963 – Дети Беспредельности (Діти Безмежжя)
1965 – Подвиг Вайвасваты (Подвиг Вайвасвати)
1966 – Радостью перейдем бездны (Радістю перейдемо безодні)
1967 – Огненный всадник (Вогняний вершник)
1968 – Покрывало Изиды (Покривало Ізіди)
1968 – Чаша Амриты (Чаша Амріти)
1971 – Гипатия (Гіпатія)
Роман дилогия «Камертон Дажбога»
1971 – Звездный Корсар (Зоряній Корсар)
Другое название «Кольца змея» (Кільця змія)
1996 – Звездная веда (Зоряна веда)
1981 – Прометей (Прометей)
1985 – Кто ты? (Хто ти?) – расширенная версия одноименной повести
1988 – Огнесмех (Вогнесміх)
1990 – Падение Люцифера
1993 – Тьма костра не разжигает… (Пітьма вогнища не розпалює…)
Повести

1957 – Вне времени и пространства (Поза часом і простором)
1957 – Законсервированная планета (Законсервована планета)
1957 – Человек без сердца (Людина без серця)
1959 – За чудесным цветком (За чарівною квіткою)
1959 – Призрак идет по земле (Привид іде по землі)
1960 – Сыны Световида (Сини Світовида)
1961 – Кто ты? (Хто ти?)
1962 – Путешествие в «антимир» (Подорож в «антисвіт»)
1962 – Сердце Вселенной (Серце Всесвіту)
1962 – Катастрофа (Катастрофа)
1963 – Радостью перейдем бездны (Радістю перейдемо безодні)
1966 – Утренняя заря
1967 – Разбиваю громы (Розбиваю громи)
1968 – Звезда рассвета
1969 – Окоцвет (Окоцвіт)
1968 – Дикое поле (Дике поле)
1968 – Всемогущие дураки (Всемогутні дурні)
1987 – Космоандр (Космоандр)
1990 – Лабиринт Минотавра (Лабіринт Мінотавра)
1990 – На огне священном мы сожжем разлуку (На вогні святому спалимо розлуку)
1990 – Кто отважится – огненным наречется (Хто зважиться – вогняним наречеться)
Рассказы

1957 – Психологический двойник (Психологічний двійник)
1957 – Поединок на астероиде (Поєдинок на астероїді)
1963 – Огненный всадник (Вогняний вершник)
1964 – Встреча над бездной (Зустріч над прірвою)
1964 – Кванты или мысль
1965 – Любимая из будущего (Кохана з майбутнього)
1967 – Две бездны (Дві безодні)
1965 – Хор элементов (Хор елементів)
1989 – Удивительные приключения Гришутки (Дивовижні пригоди Грицька)
Другие книги

1975 – Голубой кузнец (Блакитний коваль) – изд. «Смолоскип» (Балтимора, США)
1975 – Золотые ворота (Золоті ворота) – изд. «Смолоскип» (Балтимора, США)
1977 – Украина сечи огненной (Україна січі вогняної) – изд. «Смолоскип» (Балтимора, США)
1980 – Святая Украина: эссе и письма (Свята Україна: есеї і листи) – изд. «Смолоскип» (Балтимора, США)
1985 – Терновый венец Украины (Терновий вінець України) – изд. «Українська видавнича спілка» (Лондон)
1985 – Апостол Бессмертия (Apostle of Immortality). – Торонто (Канада) – на англ. языке
1989 – Говорю вам (Священные знаки) (Кажу вам (Священні знаки) – изд. «М. Коць» (Нью-Йорк, США)
1989 – Пора возвести голубой храм (Пора звести блакитний храм) – изд. «РУХ» (Нью-Йорк, США)
1989 – Звезды сквозь решетку (Зорі крізь грати) – США
1996 – Альтернативная Эволюция: сума любви (Альтернативна Еволюція: сума любові)
1996 – Тайна Христа
1996 – Песнь Надземная (Пісня Надземна)
Фильмография

1963 – Мечте навстречу (СССР) – автор сценария
Награды и звания

2002 – специальная премия от Харьковского Института Чудаков, врученная на фестивале «Звездный Мост» (премию получила дочь писателя – Громовица Бердник)
2002 – гран-при в категории «Пророк в Отечестве» (премию получила дочь писателя – Громовица Бердник)
Библиография на русском языке

Отдельные издания

Призрак идет по земле: Научно-фантастическая повесть / Пер. с укр. Н. Потаюк; Послесл. К. Толпиго; Худ. Г. Шевяков. – Ташкент: Ёш гвардия, 1962. – 124 с. – (Библиотека путешествий, фантастики, приключений). 35 к. 60 000 экз.
Сердце Вселенной: Научно-фантастические повести / Авторизованный пер. с укр. Н. Потаюк; Худ. М. Шевяков. – Ташкент: Ёш гвардия, 1963. – 224 с. – 51 к. 60 000 экз.
Сердце Вселенной – с.5-61
Путешествие в антимир – с.63-111
Катастрофа – с.113-222
Призрак идет по земле: [Повести] / Пер. с укр.; Рис. Г. Калиновского. – М.: Детская литература, 1966. – 174 с. – 34 к. 75 000 экз.
Сыны Световида – с.3-92
Призрак идет по земле – с.93-173
Звездный Корсар: Роман-феерия / Пер. с укр. автора; Худ. И. Преснецова. – М.: Советский писатель, 1991. – 384 с. – 3 р. 10 к. 100 000 экз. (о) ISBN 5-265-02022-5 – подписано к печати 06.05.91 г.
Песнь Надземная (Мистерия Сына Человеческого): Беседы с Учителем Сердца. – К.: София Ltd, 1996. – 272 с. 2 000 экз. (п) ISBN 5-220-00025-Х
Всадник Апокалипсиса: Эссе-биография – с.
Сумма любви: [Эссе] – с.
Песнь Надземная: Беседы с Учителем Сердца – с.
Звездный Корсар: Роман-феерия / Ред. Г. Бердник; Авторский перевод с украинского. В оформлении обложки использована картина автора. – К.: Издательский Дом «Афон», 2005. – 352 с. 1 000 экз. (п) ISBN 966-8731-04-2 – подписано к печати 10.01.05 г.
Геннадий Прашкевич. Человек из Светонии: [Предисловие] – с.3-5
[Звездный Корсар] – с.6-350
Публикации в периодике и сборниках

Законсервированная планета: Повесть / Пер. с укр. // Тюменский комсомолец, 1958, 25 мая-4 июля
Тана встает из мрака: Отрывок из романа «Стрела времени» // Сталинское племя (Киев), 1958, 7-25 июня
Межзвездная нянька // Комсомольское знамя (Киев), 1961, 20-26 сентября
Пути титанов: Фантастическая повесть-сказка / Пер. с укр. В. Доронина, А. Семенова; Рис. О. Коровина // Мир приключений. Книга 7. – М.: Детгиз, 1962. – с.205-252
Кванты или мысль?: Рассказ / Авторизованный пер. с укр. Ю. Копыт; Рис. Ю. Ефимова // Уральский следопыт, 1964, № 2 – с.26-33
Подвиг Вайвасваты: Историко-фантастический роман / Пер. с укр. Ю. Копыта; Рис. Г. Яремчука // Радуга (Киев), 1965, №8 – c.87-100; №9 – с.108-133; №10 – с.132-154
Утренняя заря: Фантастическая повесть / Рис. В. Глузова // Пионерия, 1966, №1 – с.17-19; №2 – с.17-19; №3 – с.17-20; №4 – с.17-20
Марсианские зайцы: Рассказ // Ленинские искры (Ленинград), 1966, ???
Звезда рассвета: Повесть // Пионерия, 1968, №1 – с.. ; №2 – с. ; №3 – с. ; № 4 – с.
Окоцвет: Повесть // Пионерия, 1969, №10 – с. ; №11 – с. ; №12 – с. ; 1970, №1 – с.17-19; №2 – с. ; №3 – с.
Публицистика

Олесь Бердник: «Пробудиться от рабской спячки…» // Комсомольское знамя, 1990, 14 января – с.
Падение Люцифера: Писатель-фантаст о космоистории Солнечной системы / Авториз. пер. с укр. О. Дьяконовой // Нева, 1990, №2 – с.196-202
В. Анисимов. Олесь Бердник: «Человеку суждено бессмертие» // Комсомольское знамя, 1990, 4 апреля – с.
Владимир Кулеба: И три коня срастутся любовью / Диалог редактора «Комсомольского знамени» с писателем Олесем Бердником // Комсомольское знамя, 1991, 19 февраля – с.
Олесь Бердник: «Силой не сломить стремление к возрождению» // Комсомолец Донбасса, 1991, 21 февраля – с.
Виктор Нестерненко. Олесь Бердник: «Нас ждут новые битвы» // ???

Библиография на украинском языке

Собрание сочинений

Зоряний Корсар / Редактор Г. Бердник; Худ. Л. Одинцова. – К.: Тріада-А; “Арон” ВД, 2004. – 576 с. – (Всесвіт Олеся Бердника) 2 000 прим. (п) ISBN 5-966-8290-06-2 – підписано до друку 10.07.04 р.
Геннадій Прашкевич. Людина із Світонії: Передмова / Пер. з рос. Г. Бердник – с.5-8
Зоряний Корсар: Роман-феєрія – с.9-368
Камертон Дажбога: Роман-феєрія – с.369-570
Серце Всесвіту / Редактор Г. Бердник; Худ. Л. Одинцова. – К.: Тріада-А; “Арон” ВД, 2004. – 726 с. – (Всесвіт Олеся Бердника) 2 000 прим. (п) ISBN 5-966-8290-07-0 – підписано до друку 10.08.04 р.
Поза часом і простором: Фантастична повість – с.5-51
Людина без серця: Науково-фантастична повість / Повість написана у співавторстві з Ю. Бедзиком – с.53-264
Стріла часу: Фантастичний роман – с.265-512
Серце Всесвіту: Науково-фантастична повість – с.513-584
Катастрофа: Науково-фантастична повість – с.585-688
Подорож в Антисвіт: Науково-фантастична повість – с.689-725
Діти Безмежжя / Редактор Г. Бердник; Худ. Л. Одинцова. – К.: Тріада-А; “Арон” ВД, 2004. – 680 с. – (Всесвіт Олеся Бердника) 2 000 прим. (п) ISBN 5-966-8290-08-9 – підписано до друку 10.09.04 р.
Шляхи титанів: Науково-фантастичний роман – с.5-166
Привид іде по Землі: Фантастично-пригодницька повість – с.167-283
Марсіанські “зайці”: Фантастичне оповідання – с.285-318
Діти Безмежжя: Роман-феєрія – с.319-639
Хор елементів: Фантастична новела – с.641-651
Дві безодні: Фантастичне оповідання – с.653-662
Сузір’я Зелених Риб: Небувальщина – с.663-674
Чаша Амріти / Редактор Г. Бердник; Худ. Л. Одинцова. – К.: Тріада-А; “Арон” ВД, 2004. – 624 с. – (Всесвіт Олеся Бердника) 2 000 прим. (п) ISBN 5-966-8290-09-7 – підписано до друку 10.10.04 р.
Вогняний вершник: Повість-феєрія – с.5-60
Чаша Амріти: Роман-феєрія – с.61-270
Остання ніч: Драматична поема – с.271-286
Тартар: Драматична поема – с.287-310
Пітьма вогнища не розпалює…: Науково-фантастична феєрія – с.311-620
Отдельные издания

Поза часом і простором: Фантастичні повісті та оповідання / Худ. Г. В. Малаков. – К.: Радянський письменник, 1957. – 172 с. 2 крб. 85 коп. 30 000 пр. (п) – підписано до друку 29.03.57 р.
Повісті
Поза часом і простором – с.5-71
Законсервована планета – с.72-134
Оповідання
Психологічний двійник – с.137-153
Поєдинок на астероїді – с.154-170
Олесь Бердник: [Біографічна довідка] – с.171
Людина без серця: Фантастично-пригодницька повість / У співавт. з Ю. Бедзиком. – К.: Державне видавництво дитячої літератури УРСР, 1958. – 232 с. – (У світі пригод). 4 крб. 70 к. 100 000 пр. (п)
За чарівною квіткою: Фантастично-пригодницька повість. – К.: Дитвидав, 1959. – 118 с. 2 крб. 40 к. 65 000 экз.
Привид iде по Землi: Науково-фантастична повiсть. – К.: Державне видавництво дитячої літератури УРСР, 1959. – 164 с. 3 крб. 20 к. 65 000 пр.
Шляхи титанiв: Науково-фантастичний роман. – К.: Державне видавництво дитячої літератури УРСР, 1959. – 268 с. – 3 крб. 90 коп. 30 000 пр.
Стріла часу: Фантастичний роман. – К.: Видавництво ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1960. – 280 с. – (Пригоди, подорожі, наукова фантастика). 6 крб. 15 к. 50 000 пр. (п)
Марсіанські «зайці»: Науково-фантастичні оповідання / Мал. І. Юцкевича. – К.: Дитвидав, 1962. – 74 с. 21 коп. 65 000 пр. (о) – підписано до друку 30.03.62 р.
Міжзоряна нянька – с.3-29
Марсіанські «зайці» – с.30-74
Серце Всесвіту: Фантастичні повісті / Худ. Й. Ф. Юцевич. – К.: Радянський письменник, 1962 – 256 с. 38 коп. 65 000 пр. (п) – підписано до друку 12.03.62 р.
Від автора – с.3-4
Серце Всесвіту – с.5-108
Катастрофа – с.109-252
Сини Світовида: Роман та казкова феєрія. – К.: Радянський письменник, 1963. – 368 с. 52 к. 15 000 пр.
Те саме: Репринтне видання. – Торонто (Канада), Без вихідних даних. – 176 с.
Хто ти?: Симфонія. Книга 1 – с.
Сини Світовида: Казкова феєрія – с.
Діти Безмежжя: Роман-феєрія / Худ. Г. С. Ковпаненко. – К.: Дніпро, 1964. – 364 с. 72 к. 40 000 пр. (п) – підписано до друку 28.02.64 р.
Діти Безмежжя: Роман-Феєрія – с.5-353
Моїм читачам – с.354-358
М. Доленго-Клоков. Новий твір Олеся Бердника – с.359-363
Хто ти?: Феєрії. – К.: Радянський письменник, 1966. – 436 с. 85 к. 30 000 пр.
Хто ти?: Роман-феєрія – с.
Радістю перейдемо безодні: Повість-феєрія – с.
Розбиваю громи: Повісті. – К.: Веселка, 1967. – 160 с. 34 к. 30 000 пр.
Розбиваю громи: Повість – с.
Мати: Повість-монолог – с.
Подвиг Вайвасвати: Фантастичні повісті та новели. – К.: Молодь, 1967. – 244 с. 56 к. 30 000 пр.
Подвиг Вайвасвати: Роман-легенда – с.
Вогняний вершник: Космічна повість – с.
Дві безодні: Новела – с.
Хор елементів: Новела – с.
Чаша Амріти: Феєрії. – К.: Радянська школа, 1968. – 368 с. 74 к. 65 000 пр.
Чаша Амріти: Роман-феєрія – с.
Дике поле: Історична повість-феєрія – с.
Всемогутні дурні: Феєричний кіногротеск – с.
Покривало Ізіди: Повість-легенда. – К.: Веселка, 1969. – 166 с.
Окоцвіт: Казкова повість. – К.: Веселка, 1970. – 176 с.
Те саме: Репринтне видання. – Торонто (Канада), Без вихідних даних. – 176 с.
Зоряній Корсар: Фантастичний роман. – К.: Радянський письменник, 1971. – 376 с. 74 к. 65 000 пр.
Те саме: Фантастична повість (скорочено). – Торонто: Добра книжка, 1981. – 264 с. – (Добра книжка, ч.216)
Діаманти України. – К.: Молодь, 1972. – 204 с.
Золоті ворота: Повісті. – Париж-Балтимора-Торонто: Українське видавництво СМОЛОСКИП ім. В. Симоненка, 1975. – 166 с. – (Бібліотека СМОЛОСМКИПА, ч.18)
Золоті ворота: Заповіт: [Есе] – с.
Апостол Безсмертя: Повість про небувале – с.
Ілюзіоніст: Фантастична повість – с.
Сузір’я Зелених Риб: Небувальщина – с.
Блакитний коваль: Поезії. – Торонто: Українське видавництво СМОЛОСКИП ім. В. Симоненка, 1975. – 88 с. – (Бібліотека СМОЛОСКИПА, ч.21)
Україна Січі Вогняної: Есеї і листи / Упор. Б. Арей. – Париж-Балтимора-Торонто: Українське видавництво СМОЛОСКИП ім. В. Симоненка, 1977. – 92 с.
Небесна Україна: Вірші – с.
Основи Січі Вогняної: Есе – с.
За Українську Духовну Республіку: [Есе] – с.
Альтернативна Еволюція: Есе – с.
Світонія Царства Свободи: [Есе] – с.
Світлоносність життя: Відкритий лист людям Землі – с.
Сини Світовида: Казкова феєрія: [Репринтне видання з книги О. Бердника «Сини Світовида» (К.: Веселка, 1963)]. – Торонто (Канада), Без вихідних даних. – 164 с.
Свята Україна: Есеї та листи / Упор. Б. Арей. – Балтимор-Торонто: Українське видавництво СМОЛОСКИП ім. В. Симоненка, 1980. – 206 с. – (Бібліотека СМОЛОСКИПА, ч.33)
Свята Україна: Есе – с.
Блакитна Україна: Поема – с.
По Ра: Балада – с.
Воскресіння Слова: Містерія – с.
Терновий вінець України: Росії минулий, сучасній, грядущій – відкрите послання – с.
Листи, послання, меморандуми – с.
Листи О. Бердника до Ніни Мриць – с.
Прометей: Повість / Ред. і упор. Андрій Гайдамаха. – Мюнхен: Українське видавництво, 1981. – 256 с.
Терновий винець України: Збірка. – Лондон: Українська видавнича спілка, 1985 – 252 с.
Пісня Надземна: Бесіди з Учителем Серця – с.
Заповіт Христа: Послання другові – с.
Словник Ра: Містерія 1975 – с.
Терновий вінець України: Росії минулий, сучасній, грядущій – відкрите послання – с.
Хто ти?: Роман-симфонія / [Видання друге, доповнене]; Худ. І. М. Гаврилюк. – К.: Дніпро, 1987. – 520 с. 30 000 пр. 2 крб. (п) – підписано до друку 17.02.87 р.
Вогнесміх: Роман-феєрія / Худ. В. С. Соловйов. – К.: Радянський письменник, 1988. – 544 с. 2 крб. 20 к. 115 000 пр. (п) ISBN 5-333-00038-7
Покривало Ізіди: Повість-легенда / Худ. Валентина Іванівна Заруба. – 2-ге вид. – К.: Веселка, 1988. – 160 с. 40 коп. 100 000 пр. (о) ISBN 5-301-00101-9 – підписано до друку 12.06.87 р.
Чаша Амріти / Худ. Т. Г. Єлістратенко. – К.: Дніпро, 1989. – 272 с. – (Романи й повісті, 1989/7). 1 крб. 80 000 пр. (о) ISBN 5-308-00813-2 – підписано до друку 17.07.89 р.
Чаша Амріти: Роман-феєрія – с.3-196
Дике поле: Історична повість-феєрія – с.197-269
Вогняний вершник: Феєрії / Худ. С. Н. Набережних. – К.: Молодь, 1989. – 368 с. – (Компас). 65 000 пр. 1 крб. 60 к. (о) ISBN 5-7720-0241-4 – підписано до друку 12.10.88 р.
Вогняний вершник: Повість-феєрія – с.3-53
Зоряній Корсар: Роман-феєрія – с.54-366
Дивовижні пригоди Грицька: Фантастичне оповідання / Худ. Анатолій Георгійович Фролов. – К.: Веселка, 1989. – 16 с. 125 000 пр. (о) ISBN 5-301-00559-6 – підписано до друку 12.04.89 р.
Пора звести Блакитний Храм!..: [Есе]. – Київ-Нью-Йорк: Видавництво М. Коця, 1989. – 24 с.
Кажу вам: Священні знаки. – Київ-Нью-Йорк: Видавництво М. Коця, 1989. – 224 с.
Кажу вам: Священні знаки – с.
Голос Мовчання: Бесіди з Учителем Серця – с.
Зорі – крізь грати: Поезії – с.
Лабіринт Мінотавра: Повісті / Худ. Дмитро Олександрович Заруба. – К.: Веселка, 1990. – 408 с. 1 крб. 10 к. 115 000 пр. (п) ISBN 5-301-00512-Х – підписано до друку 21.09.89 р.
Лабіринт Мінотавра: Повість-легенда – с.5-146
На вогні святому спалимо розлуку: Повість-феєрія – с.147-274
Хто зважиться – вогняним наречеться: Фантастична повість – с.275-403
Серце Маттіоли: Казки та легенди / Худ. А. Фролов. – К.: Веселка, 1991. – 48 с. ISBN 5-301-00774-2
Легенда про Пальму – с.3-5
Верба та водяний цар – с.6-8
Кактус та Пурпуровий Птах – с.9-11
Казка про тернову стіну – с.12-14
Квітка папороті – с.15-17
Легенда про ялину – с.19-22
Полин – боже дерево – с.23-26
Вишня – вічна наречена – с.27-30
Казка про ромашку – с.31-33
Корінь явора – с.34-36
Хто такий соняшник? – с.37
Сказання про калину – с.38-44
Серце Матіоли – с.45-47
Пітьма вогнища не розпалює…: Психоаналітична феєрія: Науково-фантастичний роман / Художнє оформлення М. П. Артеменюка. – К.: Український письменник, 1993. – 304 с. 30 000 пр. (п) ISBN 5-333-01202-4 – підписано до друку 26.01.93 р.
Камертон Дажбога: Казковий роман-феєрія / Худ. М. П. Артеменюк. – К.: Український письменник, 1996. – 472 с. 5 000 пр. (п) ISBN 5-333-01422-1 – підписано до друку 05.09.95 р.
Книга перша. Кільця Змія – с.4-280
Книга друга. Зоряна веда – с.281-470
Тайна Христа: [Повість-есе]. – К.: Українська Духовна Республика «Свята Україна», 1995. – 148 с.
Те саме: К.: Вітаполіс, 1996. – 184 с. 1 000 пр. (п)
Хто ти?: Роман симфонія. – К.: Тріада-А, 2004. – 400 с. 300 прим. (п) ISBN 5-966-8290-02-Х – підписано до друку 10.04.04 р.

ДЕТИ БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ

ДЕТИ БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ

(Краткое содержание)

Биография

Роман Олеся Бердника «Дети Беспредельности» (Діти Безмежжя, 1963) – одна большая коммунистическая утопия, в которой люди неистово пытаются освоить просторы космоса и повстречать долгожданных братьев по разуму. Роман состоит из нескольких несвязанных друг с другом историй и легенд, в которых герои неизменно проявляли свои самые лучшие качества. Ближе всего хронологически к нам начало романа, в котором отдыхающие одного из курортов стали участниками эксперимента по перемещению в будущее на первой модели машины времени. Кто-то пожелал перенестись в далекое прошлое, кто-то – на сто лет вперед, кто-то на тысячу, а одна женщина рискнула попасть на миллиард лет вперед. Везде они видели радостную светлую жизнь – мечту сегодняшних поколений.
Следующая часть романа переносит нас на новую неизведанную планету, плавающую в далеких космических просторах, которую исследовали дети земли и где попытались помочь развитию эволюции. Они научили разумных существ новым технологиям и дали возможность пустить корни новым идеям братства и содружества наций. Затем замысел автора перебросил нас на Меркурий, на котором исследователи обнаружили гигантскую статую женщины изо льда. Здесь же им удалось повстречаться с представителем более высокой цивилизации. В последней же, самой крупной части книги, события происходят уже в далеком будущем. Люди могут сами создавать планеты, космические дали освоены и многие планеты обжиты. В одной из школ (если так можно назвать заведение воспитывающее в учениках не только страсть к знанию, но и волю, честность, и другие лучшие качества) Учитель и его ученики попадают в одну неприятную историю. При посещении одного из параллельных измерений, какое то животное смертельно ранила одного из учеников, закрывшим своим телом Учителя. Необходима была энергия другого сердца и только такого, которое имело тот же душевный пульс. И такое любящее сердце нашлось на Луне. А затем всем ученикам пришлось держать экзамен человечности на Ганимеде, куда они попали на ракете и были поставлены в, казалось бы безвыходные условия, Был поврежден корабль, Запасов воды, пищи и воздуха осталось совсем мало, к тому же пропал Учитель. И ученики проявили не только большую сообразительность, но и показали самые высокие и светлые человеческие качества.

ОГНЕННЫЙ ВСАДНИК

(Краткое содержание)

Биография

Герои повести-феерии Олеся Бердника «Огненный всадник» (Вогняний вершник, 1967) живут в будущем, в то время, когда на Земле остался лишь один общественный строй – коммунистический. Двое молодых ученых-астрономов и супругов постепенно приходят к мысли, что их маленькая дочь Виола, названная в честь их погибшей подруги, не только внешне ее напоминает, но и ее душа – это душа Виолы. Им было неведома судьба Виолы и Виктора – двух исследователей, пропавших без вести в космическом пространстве.
А началось все с того, что Виола открыла новую комету. Казалось бы, ничего удивительного, но она выдвигает гипотезу, что это не комета, а… космический корабль разумных пришельцев. К тому же по расчетам комета очень близко пройдет около Земли. Она к тому же добивается, чтобы ее включили в состав экипажа ракеты, направляющейся для исследования космической гостьи. Экипажа из двух человек – ее и Виктора, двух влюбленных сердец. Они отправились в полет. Комета действительно оказалась кораблем. Они высаживаются на него и отправляются вместе с ним к родине пришельцев – в созвездие Орион. На Земле их считают погибшими. А в чужом мире они узнают много нового и интересного. Досадно лишь, что они не могут возвратиться обратно и принести людям новые знания. И все же их возвращают на Землю, но не их тела. Волей случая душа Виолы переплетается с душой маленькой девочки, названной в ее честь. Кем стал Виктор неизвестно, но два любящих сердца, когда придет время, найдут друг друга, вспомнят, кто они и кем были, и отдадут людям то, ради чего когда-то рискнули.

ЧАША АМРИТЫ

(Краткое содержание)

Биография

Роман Олеся Бердника «Чаша Амриты» (Чаша Амріти, 1968), хотя и назван автором феерией, все же более реалистическое произведение, чем фантастическое. Сюжет начинается во время Великой отечественной войны. В плену, в немецком концлагере, становятся друзьями три таких разных человека: американец Гарри Соун, индус Свами Ришидева и украинец Михаил Сагайдак. Жестокая жизнь лагеря еще более сближает их. Самым необычным среди них был Свами. Он был йог, последователь одной из индийских религий и обладал сточки зрения обыкновенного человека удивительными способностями. Он мог много дней подряд не есть, сохраняя жизненные силы, был на удивление сильным и добрым, обладал гипнозом, при желании мог читать мысли людей. Именно Свами и стал инициатором бунта. На работах в каменоломни заключенные завладели оружием, перебили охрану и разбежались в разные стороны. Трое друзей бежали на юг в сторону Югославии. На пути им пришлось пережить одну неприятную историю. Их заметили с самолета и на них была устроена облава. Их обложили как волков, замкнув круг. И тут Свами с помощью некой неведомой силы сумел провести их незамеченными прямо перед самым носом у эсэсовцев. Тогда то они и поклялись, что все силы своей жизни положат на дело служения человечеству.

Прошли годы. Американец стал военным летчиком, дослужился до полковника, далее его не пускала его собственная клятва, из-за которой он стал не очень благонадежным. Свами занялся изучением скрытых возможностей человеческого организма, пытаясь раскрыть секрет бессмертия. А Михаил выучился на астронома. Но именно Михаил постепенно погряз в повседневности и быте. О том, как он выбрался из липкой паутины мещанства и рассказывает роман, написанный, как принято у Бердника, с многочисленными философскими отступлениями. В итоге именно тогда, когда Михаилу удалось полностью сбросить с себя остатки той липучей паутины, погибает при первом полете на Луну Гарри, Свами тоже погибает при рискованном эксперименте, проведенном на себе.

ЗВЕЗДНЫЙ КОРСАР

(Краткое содержание)

Биография

Другое название: «Кольца змея» (Кільця змія) Большой роман-феерия Олеся Бердника «Звездный Корсар» (Зоряній Корсар, 1971) состоит из трех книг. В первой из них под заглавием «Черный папирус» речь идет о том, как Сергей Гореница, увлеченный идее познать природу времени, с помощью своего друга извлек из своей памяти воспоминания одного из своих предков о некой Черной Грамоте, которая предвещала козакам будущее. Она, под именем Черный Папирус, упоминается еще во времена Александра Великого. Из своего гипнотического сна Сергей узнает примерное место захоронение погибшего предка с этим раритетом на груди. Несколько лет он искал это место и таки нашел его. Эта Черная Грамота представляла собой небольшой куб внеземного происхождения, который показал герою один из эпизодов будущего.

21 июня 2082 года с Земли стартовал космический крейсер «Любовь». В его задачу входило исследование неизвестных сигналов, которые неслись из одной точки космоса. В самом начале путешествия корабль попадает в зону смертельного облучения и весь экипаж гибнет. В живых остаются лишь двое младенцев, находящихся в защищенном изоляторе, за день до этого рожденных женой капитана. Перед смертью Леся, их мать, дала приказ Уру – универсальному роботу, чтобы тот не дал погибнуть малышам. Далее УР положил все тела погибших в специальную камеру и занялся вскармливанием и контролем роста детей. В процессе этого Уру пришлось синтезировать себе синтетическое тело (дети не желали принимать железного робота за своего воспитателя), он также изучил всю историю человечества, к тому же неуклонно выполнял данную еще на Земле программу – довести корабль до заданного района. Особенно Ура заинтересовало человеческое чувство под названием любовь. Ведь он видел его необычное проявление перед смертью Леси в отношении своих детей.

Прошло пятнадцать лет. Выросшие юноши прибывают на планету, откуда идут странные сигналы, и где обитают чудесные создания – разумные цветы. Но это не их сигналы посылались в космос. Здесь была кем то построена башня, антенны которой взывали о помощи гибнущей цивилизации на планете с поэтическим названием Голубой Лепесток. Тамошние жители победили голод, нужду, имели безграничный запас энергии. Но вместе с этим, их цивилизация стала приходить в упадок. Лень и праздность убили в них дух борьбы и познания. Оставшиеся здравомыслящие, называющие себя Последними Воинами, и воздвигли эту башню в надежде, что космические братья помогут им возродить былой разум.

Звездолет отправился к Голубому Лепестку. Там юноши и УР обнаружили полулюдей-полуживотных нежившихся на первосортных курортах, построенных умными автоматами. Они, позабыв родню речь и утратив умственные способности, только ели и спали, да грелись под солнцем. Нашли исследователи также и последнего из Последних Воинов – девушку по имени Исвара. Ей приглянулся высокий красавец, который был Уром. Вот когда УР, наконец, и познал, что такое любовь, и захотел стать человеком. Он взял по одной из клеток от Леси и ее мужа Богдана, тела которых хранятся в камере на корабле, из которой специальное устройство создало человеческое тело. В него хирургическими автоматами была вложена память Ура. Он стал настоящим человеком, да к тому же еще и братом, воспитанных им юношей.

Звездолет возвратился на Землю неся на родину экипаж из четырех человек. Двух людей, их брата – человекоробота и инопланетянку Исвару. Там оживили тела погибшего экипажа.

Вторая часть романа называется «Звездный Корсар» и главных героев здесь несколько, каждый как бы на своем этаже, из которого состоит эта часть. Так, на «первом этаже» – это Григорий с чудной фамилией Бова – молодой криминалист, которому дали задание выведать у молодой девушки, куда мог исчезнуть ее отец, директор водочного завода, обвиненного в растрате. Однажды он пошел на охоту и пропал. С тех пор его никто не видел. Григорий знакомится с Галей и, по законам жанра влюбляется в нее. На «втором этаже», который представляет собой странные сны Григория, он сам предстает в образе жителя планеты Ара по имени Меркурий, которому также поручается задание понять причины постепенной инволюции общества в этом, казалось бы утопическом мире. Чтобы как-то помочь ему в этом деле он получает доступ к секретным материалам из прошлого планеты – дело о Звездном Корсаре. Вот эта история и представляет собой «третий этаж» второй части романа. Мир Ара был настоящей утопией. В нем не осталось места злу, вокруг было одно лишь благоденствие и радость. Вместе с тем, пропала и жажда к жизни, ведь пропал сам ее смысл – пропала борьба за выживание, ушло стремление к улучшению своего положения: ведь оно и так было прекрасным. Когда то двое друзей Кареос и Гориор, члены Всемирного Совета, разошлись в своих мнениях и каждый пошел по своему пути. Но Кареос предал Гориора. Он стал правителем, а его бывший друг оказался в психбольнице. Там он знакомится с Учителем. Он был когда-то простым учителем физики, но после некоторых революционных идей, также оказался здесь. Это было давно, и за это время он создал свою теорию развития человека. И не просто создал, а пошел по этому пути. Его идея – ноосфера, обрела для непосвященного чудодейственные способности. Величие духа позволило Учителю свободно проходить сквозь стены, управлять волей иных существ, а также навсегда отказаться от обременительных для человека еды и дыхания. Он питался энергией космоса и живился идеями ноосферы. В итоге Учитель, Гориор и несколько его друзей бегут из лечебницы, захватывают космический корабль и сбегают с планеты, обосновав на одном из астероидов новое общество под символическим названием Свобода. Они развивались сами и помогали другим, присоединившимся к ним. Они захватывали корабли на границах системы, не позволяя Кареосу осваивать другие планеты и насаждать там ту же безысходную теорию вечного счастья, трещавшую по швам в его собственном мире. Правителем астероида Свобода стал Гориор, которого прозвали Звездным Корсаром.

Чтобы убить его Кареос отправил на астероид корабль со своей возлюбленной Гледис. Она должна была нажать кнопку передатчика и узконаправленный аннигиляционный луч взорвет этот мир. Гледис жертвовала собой ради идеи своего любимого, но когда она попала на Свободу и Корсар не только рассказал ей свою историю, но и объяснил суть ноосферы, доказав, что Аре грозит инволюция, одичание и вырождение, Гледис отправляется назад с утопической идеей переубедить своего любимого Кареоса, охваченного манией вечного счастья. Но она встречает не нежного и чувственного правителя, а жестокого и беспощадного деспота, которому не удалось исполнить задуманное. Гледис поняла, как она ошибалась, а его попытка ее казнить лишь утвердила ее в этом. Спас Гледис Звездный Корсар и она навсегда покидает мир вечного счастья – ненавистную Ару.

История мира Ары продолжается и в третьей части романа – «Чудодейственный бокал». К тому же там перекрещиваются сюжетные линии первой и второй части. В общем, выяснилось, что человечество было создано самим Кареосом для того, чтобы питаться энергией, исходящей от живых существ Земли (ноосферой), и поддержать таким способом разваливающийся мир счастья Ары. А земные герои романа – Сергей Гореница, Григорий, Галя и другие жители Земли были когда-то жителями Ары, которые восстали против создания человечества ради того, чтобы пить их энергию, как пьют кровь вампиры. И они ушли в этот новый мир. При переходе они забыли кто они и откуда. Но в подсознании они искали друг друга и постепенно сближались. В конце книги сложилась такая ситуация, что сам Кареос пытался убить героев, но тут неожиданно вмешивается Звездный Корсар. И Кареос проигрывает свой последний бой.

ЧЕЛОВЕК БЕЗ СЕРДЦА

(Краткое содержание)

Биография

Герой повести Олеся Бердника и Юрия Бедзика «Человек без сердца» (Людина без серця, 1957), ученый-атомщик Петер Стар попадает в автомобильную катастрофу и ему его друг Иоганн Берн – изобретатель искусственного сердца – вживляет в организм механическое сердце, тем самым спасая жизнь. Но после операции Петер меняется на глазах. Мало того, что он стал какой то холодный и «бессердечный», но и приобрел феноменальное качество. Он, благодаря вживленной в него атомной батарее, мог влиять на психику человека на расстоянии. Стар растерял друзей, в частности Берна, и даже лишился своей любимой жены Эвелины, которые скрылись от героя повести. В чем-то схожий с беляевским «Властелином мира», Стар также поднялся на верхнюю ступеньку власти и стал диктатором страны, намереваясь завоевать и весь мир. Он уже развязал войну с соседним государством, но тут у него начала «садиться» его батарея. За восстановление порядка в стране борются пролетарии и рабочие, противостоя не только Стару, но и всей монополистической верхушки. Их невольными союзниками стали и Берн с Эвелиной, которая все же продолжала любить Петера. Но ему уже никто не мог помочь, даже новая батарея Берна…

ПУТЕШЕСТВИЕ В АНТИМИР

(Краткое содержание)

Биография

В рассказе Олеся Бердника «Путешествие в антимир» (Подорож в антисвіт, 1963) автор пытается описать мир, полностью отличный от земных представлений. Молодые ученые Генрих и Люси в результате эксперимента военных попадают за пределы нашего мира и попадают в антимир, развитие в котором протекает по законам рассеивания энергии. На более низших ступенях стоят создания, пытающиеся использовать свой творческий потенциал, так называемые Черные Тираны. На высших – некие светлые создания с огромным жизненным потенциалом. Есть еще и третий мир, объединяющий наш мир и антимир – мир синтеза. Молодая пара попадает во все три мира, но оказывается у Черных Тиранов, предводитель которых оставляет себе Люси, а Генриха «выкидывает» в наше измерение. Но он не сдался. Пробрался к установке на острове и вновь проникает в антимир, а его товарищ уничтожает не только эту опасную установку, которую планировалось использовать в захватнических целях, но и весь исследовательский комплекс на острове.

ДИКОЕ ПОЛЕ

(Краткое содержание)

Биография

«Историческая повесть-феерия» Олеся Бердника «Дикое поле» (Дике поле, 1989) вполне реалистическое произведение, о том, как в конце XVI века молодая жена пошла воевать с турками, переодевшись в мужчину. Толкнуло ее на эту «гусарскую балладу» чувство мести: ее единственной целью было освобождение своего суженного из турецкого плена. Феерического в этой повести является лишь то, что судьбу двоих влюбленных – молодого козака и козачки – наворожила правечная Баба в Диком Лесу в ночь на Ивана Купала.

ЛЮДИМАЯ ИЗ БУДУЩЕГО

(Краткое содержание)

Биография

Володя – студент из рассказа Олеся Бердника «Любимая из будущего» (Кохана з майбутнього, 1965) пытался найти свою любовь не вокруг себя, а в своих мечтах, которые непременно уплывали в будущее, где должны были жить люди лучше и добрее нынешних. Как-то он познакомился с девушкой по имени Лада, которой поведал свои мечты. Она по секрету рассказала ему, что у них в институте экспериментальной физики есть готовый образец машины времени, и она могла бы послать в грядущее письмо потомкам от Володи. Так завязалась переписка Володи с девушкой из будущего по имени Дала. Естественно, что эта была та самая Лада. Она писала ответы на «послания» горе-любовника и таким способом «перевоспитала» Володю и добилась своего. Он полюбил ее.

ХОР ЭЛЕМЕНТОВ

(Краткое содержание)

Биография

Герой рассказа Олеся Бердника «Хор элементов» (Хор елементів, 1965) отдыхал в Сумской области на реке Сула и там, в рощице, обнаружил странного деда Гриця, который построил… межзвездный корабль! Это был совсем не обычный корабль, впрочем, как и сам дед Гриць. Бывший профессор химии открыл новое физическое свойство элементов – их, так называемую, мелодику. Оказывается, все элементы периодической системы, помимо других своих качеств, должны соответствовать и гармонировать между собой в музыкальном ряде. И когда это происходит, можно добиться поистине фантастических свойств, как, например, антигравитация, или усиление энергии мысли. Вот эти два свойства и были положены в принцип построения корабля – большого шара, собранного из маленьких металлических шестиугольников, подогнанных между собой согласно концепции мелодики. И это, как думал наш герой, оказалось не вымыслом безумного старика, а настоящим кораблем. В итоге он унесся к звездам, где всю жизнь мечтал побывать старик…