Жаба паз. vaza, букв, «лягушка». Самое крупное из творений Ахримана, жаба способна раскусить надвое все создания Ормазда и Злого духа, за исключением рыбы Вас-панчасадваран (Бд, 2). Она обитает в море Фрахвкард и старается навредить дереву Гокарн, питается она «духовной пищей» (Бд, 1). Ей противодействуют десять рыб Кар, которые постоянно кружат вокруг Гокарна, при этом «голова одной из тех рыб всегда обращена к жабе» (Бд, 1).

Животные в пехлевийских текстах упоминаются в разных контекстах мифическом, реалистическом, прагматическом и квазинаучном около ста названий животных и птиц, реальных и фантастических. К фантастическим относятся птицы Сенмурв, Чинамрош, Ашозушт, Вариш, Каршипт, овца Курушк, трехногий осел, бык-рыба, рыбы Вас-панчасадваран, Кар, Арез и другие. Описания некоторых фантастических и реальных животных или сюжеты, в которых они упомянуты, дают материал для реконструкции мифов: например, мифа о конфликте владеющих природными стихиями божества дождей Тиштара и демона засухи Апоша, выступающих в образе коней соответственно, красивого белого и уродливого черного (Бд, 35-36). В некоторых случаях восстановить миф например, о рыбе Вас-панчасадваран, то есть «пятидесятивратной» (Бд, 2), невозможно. К мифическим сюжетам относятся описания животных вокруг мирового древа: к дереву Гокарн, из которого будет изготовлен напиток бессмертия, приставлено дэвовское создание жаба, а от последней Гокарн защищают десять рыб (или: одна рыба, MX, 70) Кар (Бд, 1-2); на древе всех семян сидят две птицы Сенмурв и Чинамрош (MX, 71-72). К мифическим относятся также сюжеты, описывающие превращение в животных: так, Ахриман, имеющий «тело бревнообразной ящерицы ( лягушки»)» (Бд, 26), был превращен в скакуна и в этом качестве тридцать лет служил Тахмурупу (MX, XXVII 2 1-22). Полезные животные сотворены Ормаздом (Бд, 22, 99 и др.) из семени быка (Бд, 48-49), вредные твари змеи, скорпионы, ящерицы, лягушки и другие (Бд, 6-7) созданы Ахриманом (Бд, 27), а некоторые животные, такие, как обезьяна и медведь, произошли от связи людей с дэвами (Бд, 16). В пехлевийских текстах животные описываются в реалистических, бытовых и прагматических контекстах. Чаще всего упоминаются собака, конь, бык (корова), овца и коза. Доброе и уважительное отношение к животным, прежде всего к скоту, входило в обязанности зороастрийца (ЧХ, 7; MX, 57; ВАМ, 64; ХвР, 95, 96 и т.д.); если скот содержать в светлом и теплом месте, запасать для него корма и не перегружать его работой, то тем самым можно ублажить амахраспанда Вахмана, покровительствующего скоту (ШнШ, 83). Доброе отношение к животным вознаграждается: души пастухов, должным образом относившихся к скоту, пребывают на самых высших ступенях рая (АВн, 17, 18), и даже нога ленивого Давануса, варящегося в адском котле, освобождена от наказания за то, что ею он подбросил пучок травы пашущему быку (АВн, 28). Животных надо приносить в жертву с подобающими молитвами и церемониями, в противном случае грешника ждет жестокое наказание (АВн, 28). Быка Хадайоша «ради воскрешения мертвых» принесут в жертву Сошйанс и его помощники (Бд, 69), а овцу неподобающим образом принесли в жертву Машйа и Машйане (Бд, 100-101). Указание на то, что следует воздерживаться от употребления мяса коров и овец (ВАМ, 13-14), возможно, объясняется тем, что мясо можно было есть в небольших количествах только во время церемонии мезд и в гаханбар (Modi, 1924, 34). Квазинаучное описание животных нашло отражение в их классификациях. В Бундахишне представлены две такие классификации: в первой называются 5 видов (пехл. ēwēn) животных, разделенных на 282 вида (пехл. sardag) (Бд, 49-50), во второй 14 видов (sardag), составляющих названные 282 (Бд, 50-52), при этом состав перечисляемых видов различен. Эти классификации являют собой смесь донаучных знаний и бытовых представлений: они не различают реальных животных и фантастических (к птицам отнесен Сенмурв, к рыбам Кар (Бд, 49), к овцам мифическая овца Курушк с большими рогами и тремя горбами (Бд, 50) и т.д.); объединяют животных по принципу полезности: ёж отнесен к собакам (Бд, 50), поскольку, как и последние, борется с ахримановскими созданиями насекомыми (Бд, 7); описывают животных по признакам, порожденным спецификой хозяйства, по породам и возрастным группам (по масти описаны кони, к которым отнесен гиппопотам (Бд, 50), по возрастам козленок и жеребенок (Бд, 50)) и т.д. В третьем списке животных, содержащем их квазинаучное описание, названы раты главы животных (Бд, 53-54). Он также содержит диковинные и красочные характеристики животных, среди которых названы в том числе белый осел с кошачьими ногами рат ослов, белый конь с желтыми ушами, блестящей шерстью и белыми глазами рат коней. В другом списке ратов животных главой коней назван быстрый конь (MX, 68), что, возможно, отражает более поздние представления главнее тот, кто обладает лучшими практическими качествами, тогда как белый конь Бундахишна (являющегося переложением авестийского текста), исходя из символики белого цвета, конь священный. Примером квазинаучного описания животных служит описание способа размножения рыб (Бд, 105), а реалистического перечень верховых животных (ХКР, 99). Животные в пехлевийских текстах выступают также как образы и символы этических и моральных норм, определенных качеств, понятий и категорий. Так, вепрь является символом храбрости и воинственности (A3, 46, 84); слон храбрости, могущества и победы (Кн, I 13). Упоминаются также страдающая от нападения волка овца (Бд, 27, 68), свинья и верблюд, являющиеся персонажами известных изречений о бесполезности метания жемчуга перед первой и игрой на чанге перед вторым (ДА, 51).

Жрец Пехл. āsrōn, из авест. āθravan-, m. Название представителя первого сословия иранского общества (V-VII вв.), другие названия представителя этого сословия *mōτmard (см. Маг) и mānsarbar (АВн, 17). В состав сословия входили дастуры, хербеды, мобеды и другие служители культа. В пехлевийских текстах называются пять черт характера жрецов (безгрешность, разборчивость в мыслях, словах и делах и др.) (ХА, 1-6), их обязанности (хранить веру, должным образом почитать богов, добром вспоминать своих учителей и др.) (MX, 33-34; ХА, 7-16), а также пороки (ересь, жадность, забывчивость и др.) (MX, 66). Главой жрецов является Исадвастар (Бд, 72). 2. Пехл. dastwar, от авест. dąstvā-, f. «религиозная доктрина». Дастур, жрец знаток религиозной доктрины, богослов, авторитет веры, служитель главных храмов огня. Представители сословия жрецов должны иметь в качестве наставников авторитетных дастуров (ХА, 4, 16); дастур объясняет Ардавану значение фарра, в образе барана сопровождавшего Ардашира (Кн, IV 17, 24); дастурам известна причина сотворения мира Ормаздом (Бд, 8); им приписан текст «Наставление дастуров» (ХДв). Дастуры многократно упоминаются в АВн, в том числе с хербедами и мобедами, часто в сочетании с именем существительным «вера» (dēn): dēndastwarān (АВн, 3, 5, 6; XX, 17), dastwarān T dēn (АВн, 2) и dastwarān ĩ dēnϊg (XA, 16) 3. Пехл. *mōwbad < др.-иран. *magu-pati-, «глава магов». Мобед, жрец служитель храма огня, в обязанности которого входило проведение главных религиозных церемоний. Мобеды упоминаются вместе с хербе- дами и жрецами-дастурами (АВн, I, 6). Верховным жрецом *mōwbadān *mōwbad был глава жрецов Исадвастар (Бд, 72); автор назиданий Адурбад, сын Зардушта (ВАЗ, 3), и спаситель жены Ардашира и его сына Шапура (Кн, XIV, XV). 4. Первый (пехл. zōt, авест. zaotar-, m.) и второй (пехл. rāspϊg) жрецы жрецы, совершающие богослужение, выполняя при этом разные функции. Во время Последнего суда Ормазд явится на землю и сам станет первым жрецом, а Срош вторым (Бд, 70). Чтобы освящение дрона не оказалось поклонением дэвам, надо выполнять церемонию верно и последовательно, в том числе не брать бадж прежде, чем дрон попробует первый жрец (ШнШ, 91).