Гайомард пехл. gayōmart, авест. gaya- maπrtan-, m. «жизнь человеческая». Первый смертный в зороастрийской мифологии, родоначальник человечества. Вопрос мудреца о людях, живших «от Гайомарда и от Хошанга Пешдадида» (MX, XXVII 2), позволяет предположить, что в поздней традиции Гайомард понимался как первый правитель, не включавшийся, однако, в династию Пешдадидов. Из тела Гайомарда произошли все люди и бессмертные души воскресителей (MX, XXVII 17), а также металлы (MX, XXVII 17), он убил Арезура, сына Ахримана (MX, XXVII 15). О том, что род человеческий происходит от Гайомарда, должен знать каждый зороастриец (ЧХ, 2). Гайомард создан Ормаздом первым из людей (Бд, 53); он пребывал в мире первые 3 000 лет мирового цикла, когда все творения Ормазда были «немыслящие, неподвижные и неосязаемые» (Бд, 73). До прихода к Гайомарду Ахримана, который набрасывался на все творения Ормазда и напустил «жадность, нужду, страдание, голод, болезнь, похоть и лень на быка и на Гайомарда» (Бд, 27-28), Ормазд нагнал на него сон (Бд, 28), а когда он встал ото сна, мир уже был «темным, как ночь», а земля полна вредных тварей (Бд, 28). Ахриман послал на Гайомарда Аствихада «с тысячью дэвов, несущих смерть» (Бд, 28). Но злые силы не смогли погубить Гайомарда, так как не пришла ему пора умереть: время жизни его после прихода Ахримана было определено в тридцать лет (Бд, 29, 73). Когда Гайомард умер, он оказался «по левую руку от Ормазда», а по правую от последнего оказался после смерти единосотворенный бык (Бд, 30). Умирая, Гайомард испустил семя, которое было «очищено солнечным светом» и три четверти которого «хранил Нерйосанг, а одну часть получила Спандармад» (Бд, 98). Из этого семени появилась первая человеческая пара, Машйа и Машйане (Бд, 98; ЧХ, 3), а всего от семени Гайомарда появилось «двадцать пять рас» (Бд, 103) «все люди» происходят от семени Гайомарда (Бд, 29). Бессмертная душа Гайомарда пребывает в раю вместе с амахраспандами, другими богами, бессмертными душами Зардушта, Виштаспа и других (АВн, 15), и у него «больше доля рая» благодаря его разуму (MX, 63). При воскрешении сначала будет воскрешен Гайомард, а затем остальные люди (Бд, 66), при этом «половина солнечного света» будет отдана Гайомарду, а другая половина всем остальным (Бд, 66) (возможно, это сообщение, как и указание, что семя Гайомарда было очищено солнечным светом (Бд, 98), содержит отголоски архаичного солярного мифа, согласно которому Гайомард мифологический персонаж, воплощающий солнце и свет). Эпитет Гайомарда «светлый и белый» (Бд, 53).

Ганавад паз. ganāwaţ, ganāuuat, пехл. gn’wt, название горы, отнесенной к малым, «на которых возделывают благодатные пашни» (Бд, 43^44), расположенной «на горной гряде Виштаспа» (см. Реванд), в девяти фрасангах западнее огня Бурзенмихр (Бд, 44). Возможно, эта гора упоминается в пассаже, где сказано о том, что «страна (kust)» (близ горы?) Ганавад «дрожит», когда трехногий осел опускает уши в море Фрахвкард (Бд, 4).

Гандарв пехл. gandarw (gndlp 1 ), авест. gandarowa-, m. Водяной дэв, убитый Самом (MX, 31). Соответствует Гандхарву Ригведы, хранителю сомы (см. Хом), также связанному с водой.

Гаты пехл. gāhān, авест. gāsā-, f. «песнопение, гимн». Входящие в Ясну молитвенные песнопения, прославляющие Ормазда и другие божества, древнейшие тексты Авесты, создание которых приписывается пророку Зардушту. Язык гат особенно труден для понимания, так как они веками передавались изустно и были записаны в период, когда авестийский язык уже был мертвым. Произнесение гат считалось делом богоугодным (ХД, 9; АВн, 9), души праведных, читавших их на земле, после смерти оказываются в горнем раю (АВн, 15), а праведных, которые их не читали, на стоянке звезд или Лупы (АВн, 12, 13). Жрецы и сестры Вираза, путешествующего в потустороннем мире, семь дней пели гаты у его постели (АВн, 6); с помощью гатовской молитвы при воскрешении мертвых и конечном воплощении будут разбиты Злой дух и демон Аз (Бд, 70). В пехлевийских текстах встречаются также цитаты из гат (АВн, 8, 21).

Гаханбар пехл. gāhānbăr, первый компонент имени связан с авест. gāθā-, f. ‘песнь’. Шесть праздников, отмечавшихся в течение пяти дней в конце каждого сезона гаха (авест. gātav-, т., п.). Это освященные зороастрийской религией земледельческие и пастушеские праздники, неравномерно распределяющиеся на протяжении всего года: праздник «середины весны» (авест. maiδyōi.zaramaya-); праздник «середины лета» (авест. maiδyōi-šam-); праздник «сбора зерна» (авест. τ paitiš.hahya-); праздник «возвращения (скота с летних пастбищ)» (авест. ayaθrima-); праздник «середины зимы (букв, года»)» (то есть когда-то год начинался в день летнего солнцестояния) (авест. maiδyāirya-); праздник, посвященный угощению фравашей (авест. hamaspaθmaēday а-). За шесть гаханбаров, то есть периодов, составляющих один год, Ормазд создал все творения мира (Бд, 55). От второго гаханбара, медйошам, начинавшегося в день Хвар месяца Тир подвижного года (см. Календарь), до пятого, медйарам, начинавшегося в день Вахрам месяца Дей (т.е. от одиннадцатого дня четвертого месяца до двадцатого дня десятого месяца. О. Ч.), ночь увеличивается, а от пятого гаханбара до второго день увеличивается (Бд, 56). День и ночь равны в шестой гаханбар, хамаспадмайдим, то есть «в пять дополнительных дней в конце месяца Спандармад» (Бд, 56). Эти праздники, как и все остальное, сотворены с помощью разума (MX, 61). Соблюдение гаханбаров вменялось в обязанность зороастрийцам, и это наряду с мездом и кровнородственным браком препятствует распространению на земле власти Хешма: последний может влиять на земные дела лишь в том случае, если гаханбар будет «испорчен» совершенной кем-либо кражей (ШнШ, 75).

Гетиг-хрид паз. gatϊ.xrīţ (первый компонент имени авест. gaēθā-, f. «материальное существование»), «прижизненное искупление». Церемония искупления грехов ради спасения души, заключающаяся в чтении определенных молитв в установленном порядке. Кто на земле не молился, «не заказывал гетиг-хрид» и не давал одежду в качестве милостыни», на том свете будет нагим (Бд, 70).

Глава, главенство см. Рат.

Глаз пехл. čašm, авест. cašman-, n. Мифологический символ, связанный с магической силой, благодаря которой мифический персонаж способен воздействовать на окружающих. Эта способность связана с наличием множества глаз: шесть глаз имеет трехногий осел, который «силою» взгляда этих шести глаз «подавляет и разбивает» (Бд, 3).

Гозихр + паз. gurazdar, gurzdār, guzdār (пехл. gōzihr (gwcyhl), К 20.76.15), авест. gao-čiθra-, Adj. «(происходящий) из семени быка». Небесное существо (змей или дракон), принадлежащее силам зла, враждебное Солнцу, звездам и Луне (Бд, 31), эпитет которой стал именем данного существа. Во время воскрешения, когда Гозихр упадет на землю «с лунного луча» (?), земля испытает боль (Бд, 68), а сам Гозихр сгорит в расплавленном металле (Бд, 71). (Идентификацию Гозихра как астрономического тела созвездия Дракона или воображаемой небесной линии, проходящей между зодиакальными созвездиями, см.: MacKenzie, 1964, 515, примеч. 26).

Гокарн паз. gōgrvadrht, gugrv.drht, (пехл. gōkard (gwklt), К 20.19.18 и др.; gōkam (gwkln), К 20.64.3), авест. gaokorona-, m. Название мифического дерева, являющегося вариантом мирового древа. Оно предотвращает старость и защищает мир (Бд, 39), при воскрешении и восстановлении мира из него приготовят напиток бессмертия (Бд, 1, 55, 60), и потому оно является ратом всех растений (Бд, 60), отождествляется с белым Хомом (Бд, 60). Вместе с древом всех семян дерево Гокарн растет в середине моря Фрахвкард (Бд, 1) и в то же время «в водном источнике Ардвисур» (питающем море?) (Бд, 60). Противником Гокарна является жаба, от которой его охраняют десять (вариант: одна, MX, 70) рыб Кар (Бд, 1).

Гомез пехл. gōmēz, авест. gao-maēza-, m. «моча быка». Моча крупного или мелкого скота как ритуальный очиститель и целебное средство, в текстах упоминается моча коровы (быка) (ХДв, 2) и овцы (ХД, 2). Гомезом и водой следует омывать руки и лицо перед рассветом (ХД, 2), и тогда будет убит демон скверны (см. Насрушт) (ХДв, 2; ШнШ, 76-77).

Гопат = Гопатшах. Пехл. gōpat (gwpyť), gŏpatšah (gwpyťšh), др.-иран. *gau-pati-, «владыка скота». Мифическое существо, от «ног до пояса он бык, а от пояса и выше человек» (MX, 71). Он обитает в Эранвеже, в кишваре Хванирас, на берегу моря Фрахвкард, где совершает богослужение, сопровождая его возлиянием в море освященной воды, от чего в море дохнут вредные твари, а если бы он этого не делал, то они бы падали сверху вместе с дождем (MX, 71). Гопат является ратом праведных Эранвежа (MX, 49). Представление о Гопатшахе отражает почитание иранцами быка.

Горностай паз. kākum. В иранской мифологии животное-медиатор, связывающее по вертикали, в силу своих физических особенностей, три уровня мировой оси, выраженной изофункциональным ей образом мирового древа. Белый горностай создан первым из пушных зверей и является их главой, именно горностай явился в собрание амахраспандов (Бд, 54).

Гора пехл. gar, авест. garay-, т.; пехл. kōf, авест. kaofa-, m. В пехлевийских текстах упоминаются как мифические, так и реальные горы, последние в качестве локальных указателей. Все горы выросли за восемнадцать лет (Бд, 38, 40), а гора Албурз, из которой выросли другие горы, числом 2244 (Бд, 41), росла на протяжении 800 лет (Бд, 40). Горы существуют для ослабления и сдерживания ветра, в них образуются и находятся дождевые облака «хранители и податели жизни» для творений Ормазда и «губители» Ахримана и дэвов (MX, 59). Названия более сорока высоких гор и более десяти малых, отдельные из которых локализуются достаточно определенно (см. Gnoli, 1980, Index, s. v.), имеются в Бд, 41-45, где приводятся легенды, связанные с горами Тирак, Хугар, Хусандом, Чикат-Даити, Арезур, Мануш, Реванд, Бакир, Дамавенд, Падишхваргар, Ганавад. В обновленном мире, когда после восстановления земля станет «гладкой и ровной», на ней не будет «ни холмов, ни вершин, ни гор, ни ям, ни возвышенностей, ни низин» (Бд, 71).

Гошудо паз. gāušdā, авест. gāuš huδā, «от благословенной коровы». Кусочек масла (или мяса), помещаемый на середину дрона во время религиозной церемонии, который символизирует центр мира гору Чикат-Даити (Чд, 88).

Гошурван пехл. gōšurwan, авест. gauš urvan-, m. «душа быка». В Авесте женское божество, покровительствующее скоту, царям и героям, обычно называемое, по эпитету, Дрваспа. В пехлевийских текстах отождествляется с душой убитого Ахриманом единосотворенного быка (Бд, 27-28). «Гошурван, как душа единосотворенного быка, вышел из его тела, встал перед быком» и очень громко, «так, как если бы разом закричали тысяча человек», вопросил Ормазда о человеке, которого он обещал создать, чтобы тот заботился о скоте. Гошурван повторил свой вопрос перед стоянкой звезд, Луны и Солнца, после чего Ормазд показал ему фраваши Зардушта, который в будущем станет покровителем скота. Гошурван обрадовался и одобрил сотворение мира Ормаздом (Бд, 30-31). Гошурван назван «богом всех животных», при почитании которого для приготовления ритуального напитка используется молоко козы (ДА, 32).

Грамигкард пехл. grāmīgkard (gľmyk kit). В иранской мифологии сын Джамаспа, герой битвы Виштаспа с хионитами (A3, 106, 107, 109, 111).

Грех пехл. wināh. Грехи неподобающие деяния и проступки человека, составляющие триаду «злая мысль, злое слово, злое дело» (см. триада морально-этическая). Эти проступки могут быть как общечеловеческие (неуважение к родителям, убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, ложь, зависть, жадность, клеветничество и др.), так и типично зороастрийские (несоблюдение ритуалов, осквернение огня, земли и воды, жестокость к животным, несоблюдение кровнородственного брака и др.). Грехи и наказания, которые претерпят за них грешники, подробно описаны в АВн, 21-54. Перечень грехов имеется также в MX, 6-7, 37-38, отдельные грехи названы в ВАМ, 74; ХО, 4 и др. Грешнику следует покаяться перед дастурами и зороастрийцами, и «если после этого он не грешит, то тот грех, который он совершил, из его тела удаляется, подобно тому, как сильный и стремительный ветер, когда он приходит быстро и энергично, так подметает степь, что уносит каждую травинку и все, что упало на том месте» (MX, 56). Раскаяние в грехах создано для противостояния демонам, подобно тому как «каждое творение Ормазда создано для противостояния какомулибо противнику» (ШнШ, 78).

Гриф пехл. kargās, авест. kahrkāsa-, т., букв, «куроед». Гриф хорошо видит самую малую («величиной с кулак») свою добычу с огромной высоты; у него под крылом образуется мускус, и, если от поедаемой им падали исходит дурной запах, «он засовывает голову под крыло и успокаивается» (Бд, 7). См. Каркас.

Гузак паз. guzak, имя жены Хошанга. От этой пары на земле произошли иранцы («арийцы»), населяющие Хванирас (Бд, 103).

Гулар + пехл. + gulār (kwľl). Условное чтение названия области, в которой располагается дастакерт Гуларан, где находится крепость Червя (Кн, X 1, 9, 12, XIII 4).

Гуларан* пехл. + gulārān (kwľľn). Условное чтение названия дастакерта (земельного владения) в области Гулар, где находится крепость Червя (Кн, X 1, 4, 8, XIII 18).

Гушасп = Гушнасп. Пехл. gušasp, название одного из трех священных огней. Вместе с двумя другими он был опрокинут ветром в море со спины быка Сарсаока в то время, когда люди переходили из Хванираса в другие кишвары (Бд, 106-107). Вплоть до правления Кай Хосрова огонь Гушасп покровительствовал миру и был водружен Хосровом на шею коня при разрушении капища у озера Чичаст (Бд, 107); он был установлен в храме огня на горе Аснаванд (Бд, 108). В сасанидском Иране огонь Гушасп соотносился с сословием воинов и полководцев (Кн, I 13).