Даванус пехл. dawānus, имя собственное неустановленного лица. В аду тело «ленивого Давануса» пожирали вредные твари, но они не трогали его правую ногу, которой он однажды подкинул пучок травы пашущему быку (АВн, 29).

Даи паз. dāĩ. Дахи, кочевые племена, населявшие земли к востоку от Каспийского моря. Земли дай упомянуты среди земель Анэрана (Бд, 103).

Даити паз. dāiti, название мифической реки, протекающей через гору Панджастан (Бд, 11). В ней обитает больше вредных тварей, чем в любой другой реке (Бд, И).

Дамавенд пехл. damāwand (dym’wnd), ср. dwmb’wnd в ШЭ (см.: Jamasp-Asana, 1897, Х\). Название высочайшей горы в горном хребте Эльбурс. Близ горы Дамавенд лежит тело героя Сама (MX, 69); к ней был привязан Фредоном Беварасп (Бд, 44); в ней находятся истоки реки Араз, протекающей в Табаристане (Бд, 12); она названа среди гор, выросших из горы Апарсин (Бд, 44).

Дастшуй* паз. dastasui, dastaš.ōi, «умывающий руки». Синоним термина гомез, ритуальное очистительное средство. Дастшуй или чистой водой следует мыть руки и лицо до восхода солнца (ХвР, 95); при этом дастшуй следует вымыть лицо и руки трижды, а чистой водой семь раз (ХвР, 97).

Дастур см. Жрец. 2.

Дахак см. Аждахак.

Двенадцать созвездий пехл. dwāzdahān. Зодиакальные созвездия, как и все звезды, созданные Ормаздом и поделенные между двадцатью семью лунными домами (Бд, 23). В должном движении эти созвездия поддерживаются Большой Медведицей (MX, 52-53). Они созданы с помощью разума (MX, 61) и «названы в Авесте» (MX, 27) «двенадцатью полководцами (спахбедами)», которые помогают Ормазду и наделяют добром его творения (MX, 24-25, 27-28). Люди в этом мире «перемещаются и ходят согласно семи (планетам) и двенадцати (знакам зодиака)» (ВЧ, 30).

Девишарм» пехл. + dēwišarm ( + dpyďlm, при scyďlm в издании: Jamasp-Asana, 1913, ^ Q-\ V ). Имя индийского царя (ср. Дабшалим в «Калиле и Димне»). Один из героев «Объяснения шахмат» (ВЧ, passim). (Чтение имени как scyd’lm *Sacīdarm < санскр. *Satya-dharma, см.: Nyberg, 1974, 171.)

Дей пехл. day, авест. daδvah-, Adj. «творец». Эпитет Ормазда (см. Ормазд. 1.). Название посвященных Ормазду десятого месяца и восьмого, пятнадцатого и двадцать третьего дней месяца.

Деяния добрые и деяния злые см. Триада морально-этическая.

Демавенд см. Дамавенд.

Демон пехл. druz, авест. drug-, f. «ложь». Злой дух иранской мифологии, сущность которого противопоставлена понятию правды и истины. Поскольку исходное авестийское имя существительное женского рода, принято считать, что оно означает дэвовские существа женского пола. В пехлевийских текстах druz означает как самого Злого духа Ахримана (ЧХ, 14, 27; Бд, 8, 24, 25, 27, 70; ХК, 12; ХА, 13-14), так и другие силы зла дэвов (ср. демон жадности (MX, 5, 44, 49, 65; Бд, 70 и др.), дэв жадности (MX, 24, 48 и т.д.)). Демоны иранской мифологии представляют собой персонификации грехов, пороков и несчастий, а именно: жадность, нужду, гнев, зависть, стыд, похоть, месть, лень, ересь, клевету, нерешительность, неудовлетворенность, вражду, нечистоту (скверну), неверие, насмешку, гордыню, голод, болезни, сомнения и др. (ВМ, 30; ЧХ, 47; MX, XXI 16, 43, 44, 49; ХДв, 1 и т.д.). Демоны, как и дэвы, сотворены Ахриманом для обмана людей (MX, 24; Бд, 19; ВМ, 28), они пребывают в теле человека (ЧХ, 27; MX, XXI 13; Бд, 27), но могут обитать и самостоятельно на земле, которую в этом случае следует признать несчастной (MX, 20). Обычное местопребывание демонов, как и дэвов, ад, где они наказывают грешников (MX, 5, 6, XXI 16-17, 43-44; АВн, 35 и др.) и откуда они каждый день после захода солнца числом, равным числу волос в конской гриве, приходят в этот мир, чтобы причинять зло творениям Ормазда (Чд, 90). Уничтожает их дух дрона «благодаря силе дрона», который следует должным образом освящать (Чд, 90), а также их отгоняет от горы Албурз звезда Вананд (MX, 52). Общее число демонов, дэвов, колдунов и колдуний, что пребывают в аду, 99 999, и к вратам ада приставлено 99 999 бессмертных душ праведных, чтобы не допустить выхода злых сил (MX, 52). Демоны и дэвы стараются навредить героям такое же число фравашей, 99 999, охраняет от них тело Сама в степи Пешансех близ горы Дамавенд (MX, 70). С демонами следует бороться: для изгнания из тела демона нечистоты следует совершать омовение рук и лица гомезом и водой (ШнШ, 77), демона лени можно победить поклонением огню (ХДв, 3), а неверия Солнцу (ХДв, 4), молчанием во время еды можно победить демонов, тысяча которых из-за болтовни грешника беременеют и десять тысяч рождаются (ХДв, 7). Для противостояния каждому демону следует раскаяться в грехах и освятить дрон (ШнШ, 78), а победить демонов, как и дэвов, можно с помощью Хома, барсума, доброй праведной веры (MX, 64), а также врожденного и приобретенного разума, разумной беседы, характера, смирения и надежды (ВМ, 42-43). Для борьбы с демонами Ормазд создал петуха и собаку, которые помогают божеству Срош уничтожать силы зла (Бд, 8).

Демон жадности см. Аз.

Демон нечистоты см. Насрушт.

Ден см. Вера.

Джамасп пехл. jāmāsp (y’m’sp), авест. jāmāspa-, m. Имя одного из первых последователей Зардушта, мудреца, бидахша (высшего должностного лица, пехл. bidaxš, «второй после царя») при дворе Кай Виштаспа. Один из персонажей текста «Предание о сыне Зарера» (A3, passim). Бессмертная душа Джамаспа вместе с бессмертными душами Зардушта, Виштаспа и других «приверженцев веры» пребывает в обители Ормазс)а(АВн, 14).

Джемшид = Йим. Пехл. jamšēd (ymšyť), поздняя (новоперсидская) форма имени мифического культурного героя Иима, сына Вивангхана. Главные деяния Джемшида заключаются в том, что он дал творениям Ормазда бессмертие на 600 лет; построил убежище Йимкард, где «люди, скот и другие творения» Ормазда спасутся от ливня Маркушан и воссоздадут погибший мир; извлек из утробы Ахримана проглоченный им ранее договор (раутгап); не согласился на предложение дэвов обменять овцу, священное животное, на слона (MX, XXVII 24-33).

Добрая мысль, доброе слово, доброе дело см. Триада морально-этическая.

Добро пехл. nēkĩh, < др.-перс, naiba- ‘хороший’. Добрый дух иранской мифологии, персонификация положительной нравственной ценности. «Привет» от Добра, Покоя и «других небесных райских духов» передает маздаяснийцам вернувшийся из путешествия в потусторонний мир Вираз (АВн, 7).

Договор пехл. paymān, др.-иран. *pati-mā-na-. Договор, заключенный между Ормаздом и Ахриманом на 9000 лет (MX, 24). По этому договору первые 3000 лет события будут происходить по воле Ормазда, вторые по воле как Ормазда, так и Ахримана, а в конце третьего трехтысячелетия Ахриман будет побежден (Бд, 21). Из-за этого договора, ради конечного воскрешения, Ормазд вынужден был «вдохнуть жизнь» в творения Ахримана (ХДв, 13-14). В обыденной жизни соблюдение договора было обязательным для зороастрийца, и его нарушение считалось этическим проступком, за который полагалось тяжкое наказание (АВн, 35).

Дрваспа авест. drvāspa-, f. «имеющая здоровых коней». Божество, дающее здоровье и силу скоту и помогающее героям и воинам (Яшт, IX). Джамасп предлагает Виштаспу принести клятву на мече и стреле с обращением к Дрваспе (A3, 41). Древо всеисцеляющее пехл. wan Т jud-bēš, wan ĩ hamāg-bizišk; авест. vīspō.biš-, f. Вариант мифологического мирового древа, податель здоровья и силы. Отождествляется с древом всех семян (Бд, 2, 60). На нем находится гнездо Сенмурва (MX, 71) и его семена разносит птица Чинамрош (MX, 71).

Древо всех (многих) семян пехл. wan I harwisp/λvas tōhmag. Вариант мифологического мирового древа, символ зарождения жизни и податель плодородия. Оно выросло посреди моря Фрахвкард, и в его семенах содержатся все растения земли (Бд, 2). Оно произросло из семян ста двадцати (вариант: ста) тысяч видов растений, и содержит в себе их семена (Бд, 38-39, 60). В его ветвях находится гнездо птицы Сенмурв, и когда она садится на дерево, то ломает тысячу ветвей и раскидывает его семена. Сидящая рядом с Сенмурвом птица Чинамрош собирает эти семена и разбрасывает их там, где Тиштар берет воду для дождя, и таким образом семена разносятся по всему миру (MX, 71-72; Бд, 60). Рядом с ним в море Фрахвкард сотворено дерево Гокарн (Бд, 39, 60). Другие названия этого древа «всеисцеляющее», «усердно исцеляющее», «истинно исцеляющее» (Бд, 2) и «древо жизни» (Бд, 60). Древо жизни паз. v.a.his (ошибочно для пехл. wan ī gyān (wn Y HY’)). Вариант мифологического мирового древа, податель жизненной силы. Отождествляется с древом всех семян (Бд, 60), хотя главная функция его сохранение жизни и наделение бессмертием приписывается дереву Гокарн (Бд, 1, 60). Возможно, вариантом его является ревень, из ствола которого выросла первая человеческая пара Машйа и Машйане (Бд, 98).

Дрон пехл. drōn, авест. draonah-, n. Название священного хлеба, приготовляемого из пшеничной муки; церемония освящения этого хлеба, сопровождающая Дух молитвы богам или поминовение усопших. Дрон имеет круглую форму, напоминающую форму земли, с гошудо посредине (Чд, 88). Его освящение происходит в специально подготовленном месте, перед дроном ставят фрукты и другую еду, в огонь бросают дрова и благовония, и после освящения вкушают дрон с лепестками благоухающих цветов (Чд, 89). От вкушения дрона получают защиту и обретают благочестие творения Ормазда, а также усиливается дух дрона, который побивает дэвов и демонов, во множестве являющихся в этот мир каждый вечер, чтобы чинить зло (Чд, 89, 90). При этом дрон следует освящать барсумом, ритуально чистым и с нужным количеством веток подобающего растения, не направлять его на север дэвовскую сторону, молитву читать полностью и старательно, глядя на огонь, а дрон вкушать после вкушения фрасаста и брать бадж только после того, как дрон попробует совершающий церемонию жрец (ШнШ, 91). Освящать дрон могли как жрецы (Чд, 90; АВн, 7; ШнШ, 91), так и миряне (Кн, XII 10; ХД, 16; АВн, 3, 5, 22, 26), души освящавших дрон вместе с душами других праведников обитают в горнем раю (АВн, 17). Если нет хлеба-дрона, то разрешается для проведения церемонии, сопровождающей молитву богам, освящать фрукты и прежде всего финики и виноград (MX, XVI 16-19).

Дух пехл. mēnōg, авест. mainyu-, m. «дух». 1. Духовная сущность, созданная Ормаздом в духовном мире, связанная с каждым человеком, существом, предметом, природой и явлением. Эти духовные сущности были «недумающими, неподвижными» и неосязаемыми

(Бд, 18, 19). В пехлевийских текстах упоминаются духовные сущности обряда (Бд, 24), фантастического существа Червя (Кн, XII 17), всех созданий (Бд, 18), а также духи воды, земли, растений, скота (АВн, 18) и дух рапитвина периода времени (Бд, 57). Человеческое существование на земле также предваряется его духовным прототипом бессмертной душой, которая является духом: «бессмертные души праведных и другие духи» встречают душу Вираза, перешедшего мост Чинвад (АВн, 10). Душа человека и фарр также являются духовными сущностями: душа человека из духовного мира поселяется в его теле, когда человек «образуется в утробе матери», «она управляет телом, пока оно живет», а после его смерти «душа опять возвращается в мир духовный» (Бд, 108). И «фарр как дух (mēnōgĩhā) вошел» в тела Машйа и Машйане, «а это и есть душа» (Бд, 98). 2. Дух как мифологическое существо, представляющее собой активную независимую силу. Некоторые духи могут войти в человека и влиять на него в лучшую или худшую сторону, в зависимости от того, добрые это духи или злые. Три духа, оберегающие человека от дурных поступков, это дух Благой мысли, дух разума и Святой дух (ЧХ, 27). Добрые духи, которые помогают приблизить к себе Ормазда, «самого благословенного из духов» (АВн, 55), амахраспандов и блаженный рай, дух разума, дух удовлетворения (hunsandīh), дух правды (rāstīh), дух благодарности (spāsdārīħ), дух благонамеренности (buwandag-manišnīh), дух благородства (rādĩh), дух умеренности (paymān), дух упорства (tuxšīh) и дух судьбы (brēh) (MX, 46-47), дух справедливости (dādistān) (MX, 24). С духами Добра, Покоя и «небесными райскими духами» общался Вираз в потустороннем мире (АВн, 7). С помощью «добрых духов» и богов написал свое «Наставление» Вузургмихр (ВМ, I). «Обителью духов» является храм огня, откуда начала свое путешествие душа спящего Вираза (АВн, 5). Из враждебных духов в пехлевийских текстах чаще всего упоминается Злой дух. Относительно облика духов данные текстов расходятся: духи Ормазд и амахраспанды имеют видимые «голову, руки, ноги, волосы, лицо и язык» и «такие же одежды, какие у людей», но они неосязаемы, и «взять за руку» их невозможно (ШнШ, 81), а праведный Вираз слышал голос Ормазда, но «видел свет, а не видел тело» (АВн, 55).

Дух ветра паз. mainiiō.vaţ. Олицетворение силы ветра, дух, заставляющий ветер двигаться в пространстве, «подобно тому как душа движется в теле» (Бд, 35). Ветер «смел всю воду, отнес ее на края земли, и из нее образовалось море Фрахвкард» (Бд, 35).

Дух неба паз. mainiiū. āsmăn. Дух, олицетворяющий силу неба. Он «подобен одному из воинов, который надел доспехи», и он сражался со Злым духом «до тех пор, пока Ормазд не построил крепость прочнее неба перед небом и вокруг него» и на защиту неба не встали «фраваши воинов и души героев на конях с копьями в руках» (Бд, 33).

Дух разума пехл. mēnōg ī xrad. Дух, олицетворяющий силу разума, которому зороастрийское вероучение уделяет особое внимание. Ответы Духа разума на 62 вопроса мудреца, затрагивающих самые разные темы, составляют содержание текста «Суждения Духа разума» (MX).

Дух Святой пехл. spanāg mēnōg, из авест. spantamainyu-, m. Дух-творец, олицетворяющий созидательную мощь и благую сущность Ормазда, с которым он отождествляется в пехлевийских текстах. Святой дух это добрые мысли, добрые дела, религия гат, вера маздаяснийская, добронравие и праведность (ХД, 9), он оказывает влияние на человека вместе с духами Благой мысли и разума, его противником является Злой дух (ЧХ, 27).

Духовный мир пехл. mēnōg, авест. mainyava-, Adj. «духовный». Идеальный, небесный, потусторонний мир, в котором Ормазд первоначально создал свои творения в виде духовных сущностей (см. дух). В духовном мире они оставались первые три тысячи лет (см. мировой цикл), после чего Ормазд создал материальный мир и придал сотворенному вид телесный, материальный, потому что только воплощенные в «телесном образе» его творения смогут одолеть Ахримана и созданное им зло (Бд, 18-20, 24-25 и др.). Эта борьба двух начал добра и зла продлится весь второй трехтысячелетний период, который сменится третьим, когда мир будет восстановлен в своем первоначальном, идеальном, виде, и творения станут «бессмертными и неуязвимыми» (MX, 44; Бд, 24-25), а зло будет уничтожено «навсегда и навечно» (Бд, 21, 24-25). Во втором трехтысячелетии в период смешения материальный и духовный миры сосуществуют (ВЧ, 24; ХО, 8 и др.), и все творения пребывают и в материальном, и в духовном облике, в том числе боги бывают «небесные (mēnōg) и земные» (АВн, 17; MX, 32). Наступление третьего трехтысячелетия, в котором мир вернется к своему первоначальному состоянию, возможно только при активном участии человека, поэтому его праведная жизнь и борьба с силами зла в этом мире является основой зороастрийской религии единственной, верно объясняющей «все дела мирские и духовные» (MX, 30). При этом человеку надлежит помнить, что он происходит из мира духовного (ЧХ, 2), что за праведную жизнь его ждет награда в духовном мире (ЧХ, 1 и др.), что существует духовное, а не земное (ЧХ, 55; ВАМ, 76 и т. д.), дела духовные важнее земных (AM, 2; Р, 14; MX, 42 и др.), в духовном мире проявляются судьба и предопределение (MX, XXIV 8) и в нем больше радости (ЧХ, 39), что величайшее наслаждение «надежда на духовное» существование (AM, 105). Удел тех, кто не верит в существование духовного мира и разрушает его, жестокое наказание в аду (АВн, 39) и уничтожение (MX, XXI 10).

Дэв пехл. dēw, авест. daēva-, m. Злой дух иранской мифологии. Дэвы, как и демоны, олицетворяют бедствия, несчастья и людские пороки, и сотворены они «ужасные, грязные и дурные» (Бд, 19) Ахриманом (по одной версии от содомского греха с самим собой, MX, 24). Ахриман сначала создал Ложь, затем Акомана, Андара, Савара, Накаеда, Тарича и Зарина дэвов, противостоящих, соответственно, амахраспандам Вахману, Ардвахишту, Шахревару, Спандармад, Хордад и Амурдад (Бд, 22, 70). К главным дэвам относится также Хешм дэв злобы или гнева (MX, 35-37 и др.)- Из других дэвов в пехлевийских текстах названы дэв жадности {Аз) (MX, 24, XVIII 5, 48 и т.д.), ср. демон жадности (MX, 5, 44, 49 и др.), дэв недовольства (ahunsandīh) (MX, XVIII 5), водяной дэв Гайдаре (MX, 31), дэв засухи Апош (Бд, 35, 36), дэв пустыни (MX, 31), дэв Аспенджаргак (Бд, 36), дэв зимы (MX, 48), дэвы Фразишт и Назишт (MX, 11), Аствихад (Бд, 28; MX, 15 и др.), дэв Визарш (MX, 15 и др.), известные уже Авесте мазендеранские дэвы (MX, XXVII 20; Бд, 28), дэвовские существа Шлюха (Бд, 26, 27), Аждахак (MX, XXVII 39-40 и др.), созданная Ахриманом жаба, которая норовит навредить священному дереву Гокарн (Бд, 1), и те существа, что рождены от связи людей с дэвами (Бд, 16, 17). Как и Ахриман, от сотворения мира дэвы нападали на создания Ормазда (Бд, 25, 27), и вместе с планетами, также принадлежащими миру зла (MX, 28), они девяносто дней и ночей сражались с небесными божествами, пока последние не разбили их и не швырнули в ад (Бд, 29). Дэвы часто названы в текстах вместе с другими дэвовскими существами демонами, колдуньями и колдунами (parīgān ud jādūgān) (MX, 16, 32, 44, 52 и др.; Чд, 89, 90 и т.д.). Местопребывание дэвов и других дэвовских существ ад, где они наказывают грешников (MX, 17-18; АВн, 32, 43, 54), которым в аду уготовано тяжкое наказание, в частности, за почитание дэвов (АВн, 26, 42 и др.). Но и на земле дэвы вредят человеку, в том числе с помощью «мяса падали», поэтому его нельзя есть (ХДв, 32-33). Особенно они вредят человеку добродетельному (ВАМ, 30, 32), и каждый, достигший возраста совершеннолетия, должен знать, что он принадлежит богам, а не дэвам; является творением Ормазда, а не Ахримана (ЧХ, 1-2); не должен почитать дэвов (MX, 10) и не должен лгать, так как от лживых речей сила дэвов увеличивается (Бд, 98, 99); не должен идти дорогой дэвов (ВМ, 50), потому что закон дэвов зло, то есть злая мысль, злое слово и злое дело (ВМ, 11-12). «Дэвовскую сущность» дэвов лучше всего обнаруживает вера (ВМ, 186), и для противодействия дэвам надо обладать разумом и сильным характером (MX, 63). Огромное число дэвов и демонов каждый вечер приходит в этот мир, и побить их может только дух дрона, для чего дрон следует правильно освящать (Чд, 89-90). Ритуалы следует соблюдать безукоризненно и строго: так, если использовать нечистый барсум, с ненадлежащим числом веток из несоответствующего растения, направлять его на север и т.д., то такой ритуал увеличит силу дэвов (ШнШ, 91; Бд, 99). «Хомом, барсумом и доброй правдивой верой» уничтожить дэвов пригрозил Ахриману Зардушт (MX, 64). Для уничтожения дэвов надо хранить молчание во время еды, потому что если во время еды болтают, то от этого тысяча дэвов беременеют и десять тысяч рождаются (ХДв, 7); нельзя также ходить без священного пояса, ходить в одном башмаке и мочиться стоя подобное осквернение земли является «почитанием дэвов» (АВн, 26). Чтобы убедиться, что молитвы людей, афринаган, заклинания и ритуальное очищение, которые они совершают, достигают богов, а не дэвов, был послан в потусторонний мир Вираз (АВн, 3).В борьбе с дэвами и колдунами человеку помогают петух и собака (Бд, 8), особая роль отводится мифической птице Ашозушт, от речи которой дэвы трепещут и которая пожирает обрезанные ногти человека, если над ними прочитана молитва: если молитва над ними не прочитана, дэвы используют их в качестве стрел (Бд, 6). Оружием Ахримана и дэвов может стать кончик зубочистки, если его не натереть землей (XДв, 19). «Губителями дэвов» (очевидно, дэвов засухи и пустыни) являются дождевые облака (MX, 59). От дэвов человека защищают бессмертные души праведных: 99 999 бессмертных душ защищают от них тело Сама (MX, 70), известного дэвоборца (MX, 30-31). Кроме Сама, с дэвами успешно сражались другие иранские герои: Йим, не отдавший дэвам священное животное овцу (MX, XXVII 33), Хошанг, одолевший две трети мазендеранских дэвов (MX, XXVII 19-20), Тахмуруп, на тридцать лет оседлавший Ахримана (MX, XXVII 21), Гайомард, убивший Арезура (MX, XXVII 14-15), Фредон, привязавший к горе Дамавенд Аждахака и убивший много других дэвов (Бд, 44; MX, XXVII 38-40), Кай Виштасп (MX, 32). Дэвы, как и другие ахримановские существа, не имеют антропоморфных черт, и только высокая финиковая пальма сравнивается с высоченным дэвом, а ее крона уподобляется (голове?) дэва (ДА, 22).

Дэв Визарш пехл. wīzarš, авест. vīzaraša-, m. Один из дэвов смерти, который является душе грешника на четвертый день после кончины, связывает ее, ведет на мост Чинвад, и, если праведный Рашн обвинит эту душу в греховности, хватает ее, бьет и тащит в «самую нижнюю» область ада (MX, 15, 16; ХП, II 8).

Дэв жадности см. Аз.

Дэв зависти пехл. druz ĩ arašk, паз. aršk daw. Дэв, во власти которого находились Машйа и Машйане (Бд, 101). Дэвы призвали первую человеческую пару выказать им почтение, чтобы их «дэв зависти отдохнул» (Бд, 101). Демона зависти вместе с девятью другими создал Злой дух «для обмана людей» (ВМ, 30), и этот демон делает людей «недоброжелательнее и злонамереннее» (ВМ, 35).

Дэв зимы пехл. zamistān dēw. Дэв, который в Эранвеже правит дольше, чем в других местах (MX, 48).

Дэвы мазендеранские пехл. dēw Т māzandar (Sing.); ср. авест. daēva- māzainya-, m. «дэв, происходящий из Мазана». Дэвы, населяющие земли Мазендерана (возможно, образ восходит к одному из враждебных зороастрийцам племен). От рева мазендеранских дэвов содрогался мир в тот момент, когда на творения Ормазда набросился Ахриман (Бд, 28). Две трети мазендеранских дэвов перебил Хошанг Пешдадид (MX, XXVII 19-20).

Дэвы пустыни пехл. dēw ϊ wiyābānīg. Дэв, который, как и некоторые другие дэвовские существа, убит Самом (MX, 31).