ЗОРОАСТРИЙСКИЕ ДОКТРИНЫ: Космогония и Богословие.

Каждая религия имеет ряд факторов, которые отличают ее от других религий. Каждая религия представляет на обсуждение этическую систему, которая является подобной с другими, и открытой для изучения разными людьми. Но каждая религия также представляет собственную теологическую основу и ритуальные детали, исключительные в своей особенности. Зороастризм имеет логичную и убедительную Космогонию (представление о мире), Богословие (учение о Божественной Иерархии) и четкое место человека в них.

Доктрины Зороастризма могут быть объединены следующими главами:

I. Космогония – Время от начала до конца творения (Frashokereti).

II. Теология: Бог, Духовный мир, Два Духа, реинкарнация и Карма.

III. Материальный Мир: Человек. Правила жизни: Путь, Ритуальная Чистота, уважение природы.

IV. Связь между этими двумя мирами: молитва, огонь.

I. Космогония:

Космогония означает религиозную концепцию Творения. Согласно этому, в начале мир был совершенным духовным Светом, в который появился Ахура Мазда. Затем он подумал о Творении, и создал Аша — Неизменный Закон, на основе которого были рождены все Духовные создания. Далее, на основе Аша, был создан Спента Маинью (Spenta Mainyu) – Дух Света, Красоты, идея всех форм.

На основе Закона Полярности получил свое рождение Ангра Маинью (Angra Mainyu) – Дух Тьмы, энтропия. И затем был создан Духовный мир. Создания являются светом в различной степени чистоты. Так Ахура Мазда — самый чистый свет, следующая стадия — божественные существа, затем материальные создания.

Согласно книге Бундахишн (пахлави), Творение происходило в течение символических 12000 лет, разделенных на четыре части, по 3000 лет каждая. Период 1000-лет упомянут, как хазаро, но это не было принято буквально — тысячу лет.

Период

Пахлави

6000 years

Bundehishn “Создание”

Существуют Совершенные Духовные Создания

Нападение Ахримана на Духовных Созданий окончилось его поражением и высылкой назад, в его место существования — Безрадостную Темноту.

В конце этого периода Ахриман атаковал снова. Ахура Мазда спел Ахунавар и тот был скован в течение следующих 3000 лет. Ахура Мазда совещался с Фравашисами (Духовными Хранителями) и начал период 9000 лет, после которого зло будет полностью лишено сил.

Последние 3000 лет периода Ахура Мазда, создал Духовный прототип созданий, и затем материальные создания, которые были совершенны.

6000 лет

Gumezishn – “Смешение»

Первые 3000 лет — Ахриман нападает и захватывает 7 материальных созданий. Начинается хаос и беспорядок, после которого появляется пророка Заратуштры.

Следующие 3000 лет находятся в противоречии между Добром и Злом, которое усиливается, Спаситель будет рожден, Последний суд, увеличение «смерти» — Ristakhez, обновление тела, обновление жизни – Frashokereti, зло будет уничтожено.

Vizarishn «Разделение»

Время прекратит существовать, и все создания вернутся назад к совершенному духовному состоянию.

Фрашокерети (Frashokereti): Эта мирская жизнь — смесь Добра и зла. В конечном счете, зло будет побеждено Добром, которое принесёт обновление жизни. Это — дело очень отдаленного будущего; и это будет вызвано объединенными, сознательными усилиями людей и Духовных Существ, по воле Бога. Этот период известен в Авесте как Фрашокерети (Frashokereti), и Фрашогард на более поздних языках.

Время: Кордад Амешаспент (Khordad Ameshaspand) управляет временем. Бесконечное время, разделено на периоды — Дарего Кадхат, они, на годы (ярья и саредха), месяцы (мах), дни (роз), и части дня (гехсы). Гахамбары — специальное время для благодарения Бога.

Индусская идея относительно периодов — Юг подобна идее Хазаро. Согласно индусам имеется четыре Юги — Сатья Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга. Зороастрийская концепция Тан и Пазин (Tan-i-Pasin) подобна еврейской, христианской и исламской модели.

II. Теология.

1. Бог: Ахура Мазда.

Понятие Бог означает — Самосущий Всезнающий Владыка, отец всех существующих вещей, милостивый и милосердный. Он признан единственным создателем и абсолютным правителем Мира. Ахура — владыка, и Мазда — всезнающий.

Ахура Мазда — создатель духовных и материальных миров, и всех созданий там. Он установил Законы Природы, и все создания существуют, согласно этим Законам. Законы работают во всем Космосе, в физической, мысленной и духовной сферах. Творец никогда не вмешивается, чтобы изменить действие Законов.

Он — самый благотворный Дух, и самый Духовный среди Духов. Он полон Светом, Блеском, и Славой. Силой своей мысли, Он сначала наполнял Духовные области Светом. Сверкающее солнце, самый яркий Свет, видимый нами, предстает, как наиболее прекрасный символ Творца. А красный, сверкающий огонь – «сын», или представитель Ахура Мазды на Земле.

Его невозможно обмануть. Он наблюдает за всеми своими созданиям острым, произывающим взглядом. Он воспринимает мысли, слова, дела — которые были и которые будут созданы людьми в их жизни. Ахура Мазда — единственный Высший Судья действий человека. Он добрый, прощающий и понимающий. Он помогает человеку, как его друг и брат, если тот ведет справедливую жизнь.

Эта Высшая власть является всезнающей, вездесущей и всемогущей. Мудрость – Его природа. Он поддерживает все свои создания через мудрость. Его невозможно обмануть.

Он без начала и конца, следовательно вечен и бессмертен (Yasna.43.5). Он полностью совершенен и завершён. Ахура Мазда проявляется во всех своих созданиях, но выше них. Через его Мудрость он превосходит все создания.

Ахура Мазда – дающий здоровье и исцеляющий. Он — целитель на личном уровне как также на Универсальном уровне. В конце времени Он излечит мир.

2. Духовный мир: Ахура Мазда сначала создал Духовный мир, который позже стал прототипом Материального мира. Существа Духовного мира: божественные Амешаспенты и Язады, Духи праведных людей – Раван, Духовные Хранители — Фравашисы.

Амешаспенты: Духовные Существа самого высокого порядка, известны в Авесте, как «Amesha Spenta» — ‘святые бессмертные’. Их еще определяют как качества единого Ахура Мазды. В пахлави термин звучит, как ‘амраспант’ и ‘амшаспант’. Хотя термин не содержится в Гатхах (первичных источниках Авесты), все они упомянуты по именам.

С Ахура Маздой во главе, Амешаспентов семь, и первый — их прародитель. Они работают в мире согласованно и совместно. Амешаспенты управляют духовными силами, качествами, и также материальными созданиями. Их названия и качества, творения, которыми они управляют, даются ниже:

Авеста

Пахлави

Качества

Управляемые Создания

Цвет качества

1 Ахура Мазда

Ормазд (Хормазд)

Духовность, безупречность

Человек

Белый

2 Воху Манах

Вахман (Бахман)

Творчество

Животные

Жёлтый

3 Аша Вахишта

Артвахишт (Ардибехешт)

Справедливость, Закон

Огонь

Красный

4 Кшатра Ваирья

Кшатривар (Шахревар)

Благая Властность, Воля

Металлы

ОрОранжевый

5 Спента Армати

Спандармат (Аспандармад)

Любовь, Гуманность

Земля

Бежевый

6 Хаурватат

Карвардад (Кордад)

Совершенство

Вода

Голубой

7 Амеретат

Амардат (Амардад)

Бессмертие

Растения

Зелёный

Язады: в Авесте Язаты, и Изады в более поздних языках. Это — общий термин, используемый для богоподобных Духовных существ, и, следовательно, даже Ахура Мазда и Амешаспенты рассматриваются как Язаты. Однако, мы используем это слово сегодня, обозначая Духовные существа, работающие в мире, как сотрудники Амешаспентов, и осуществляющие контроль над различными созданиями, подобно солнцу, луне, звездам и земле. Когда мы возносим молитвы более высоким, чем мы сами, созданиям Ахура Мазды, мы обращаем их к Язатам, управляющим этими созданиями, и через них мы посылаем наши молитвы самому Творцу.

3. Два Духа: В мире, имеются две противоположные силы, являющиеся источником любого действия или движения в мире. Спента Маинью — «благотворный дух», и ангра маинью — «злой дух». Эти два Духа — существовали до рождения материального мира. Они проявляются в мире как силы, или импульсы. Задача каждого человека, соверенствовать поступки в поддержке Благого духа и против всякого зла. Так как человек имеет сознание, он имеет добрую волю, чтобы выбрать между Добром и Злом. Его хорошие действия вознаграждаются, а зло наказывается в этом материальном мире.

Эти два духа также проявляется в мире как менталитеты. Это — необходимая обязанность человека взять сторону благого духа и борьба против физического, умственного, морального, эмоционального и духовного зла.

Так как человек имеет сознание, он имеет добрую волю, чтобы выбрать между Благом и Злом. Однако, его хорошие действия будут вознаграждены, и зло наказано в этом мире и следующем.

В Гатхах (Gathas) сказано: At tā maiyu pouruye, то есть, эти два духа были с начала создания. Начало подразумевает время, и поэтому наличие начала и конца. Таким образом, дуальность вошла с этими двумя духами, когда Творец создал духовный мир.

Метафорически Благой дух – свет, а злой дух — тьма. Свет имеет собственное существование и может рассеять тьму, но она не имеет собственного существования, и никогда не может существовать в присутствии света. На моральном уровне, зло – исчезает от Блага, так же, как темнота исчезжает от Света. Зло, таким образом, не реальное, но иллюзорное и проходящее. Оно столь же реально как изображение в зеркале.

Злой дух не мог получить точку опоры в духовном мире, поскольку была полная мудрость и небыло невежества. Зло лишено мудрости и знания. Оно проявляется в нашем мире через невежество человека.

В Авесте говорится, что творческий дух (gaem) существует, деструктивный дух не имеет существования (ajyaitim). То, что не имеет существования, не может создать, и следовательно зло не имеет никаких собственных творений. Оно — паразит, который живёт за счёт существования Благих творений.

Как универсальная сила, зло всегда готово разрушить жизнь. В научных терминах это может быть по сравнению с энтропией, которая является универсальной тенденцией для порядка разрушиться в беспорядок. Хаос является одной из изначальных сил физической вселенной, и это причины, почему земные вещи рушаться и стареют в течение времени.

Сила разума развивает порядок. Разум имеет Сознательное Творчество, и может создавать из хаоса.

И Спента и ангра — Разум и Энтропия — существовали с начала времени. Каждое положительное отношение, каждое развитие и рост — монументальная победа Разума. Но природа материального мира — такова, что в конкретный день рассеивает порядок, и следовательно, энтропия догоняет эволюцию. Всё, что может быть создано, должно быть разрушено, поскольку имеет конечное существование. На этом уровне существованию необходимо разрушение, так как это взаимосвязывает и развивает мир.

Порядок и работа, выполняемая, чтобы создать порядок — лучший способ побеждать энтропию. Подобно развитие Блага(Спента) может побеждать ангра. Природа зла, паразитирующая, отрицательная и разрушительная должна быть обуздана и управляема.

В материальном мире человек выбирает. Следовательно, возникло расхождение мыслей, которые дали невежеству шанс проявляться. Зло, в материальном мире, появляется с неправильными выборами человека. Когда уровень сознания человека повысится и в жизни он с пониманием станет делать правильный выбор, зло станет неэффективным и избыточным. Оно не будет иметь точки опоры, чтобы жить. Когда человечество полностью переживёт зло, то уничтожится и полностью исчезнет.

Животные: Вследствие того, что животные существуют инстинктами, а не сознанием, они были разделены на Госпанд — «благотворные животные» и Крафастар — «вредные создания». Скот и домашние животные принадлежат первой категории, тогда как дикие животные, особенно хищники, рептилии и насекомые принадлежат последней категории. Как часть борьбы человека против зла, ему советуют лелеять и защитить Госпандов и преследовать Крафастаров, которые вредят хорошим животным.

Доктрины в под-секции на животных. Животные обладают Фравашисами и Баодханг — сознательностью на элементарном и развивающемся, инстинктивном уровне. Тем не менее, они не имеют индивидуальной связи с душой.

Считается, что Собака наилучшее животное, она — единственная имеет силу бороться с злом. Собака также используется в ритуалах подобно Барешнум. Собака участвует в посмертных ритуалах, где помогает священнику.

Мощь бороться со злом — естественная и инстинктивная в собаках. Собаки могут считаться полезными поскольку они верные и заботливые помощники, они охраняли наши дома и стада в течение многих тысяч лет.

III Материальный мир:

1. Человек:

Человек наиболее одарен из созданий Бога. Ему было доверено управление другими телесными созданиями, с помощью его мысли и речи. Человек был создан с целью и для исполнения миссии. Именно с активным участием человека, божественные существа будут способны реализовать Фрашокерети — Обновление мира. Чтобы человеку выполнять божественную миссию, он был одарен несколькими способностями.

Человек был сделан из девяти компонентов, из которых три являются физическим, три полу-духовными и три духовными. Три физических компонента: Тану – тело (оболочка, волосы, ногти, мышцы, ткань, кровь), Гаета (органы, подобно глазам, сердцу и легким) и Азди (скелет). Сами по себе эти компоненты безжизненны. Они содержат органы чувств, но не чувственные восприятия.

Человеческое тело сделано из земных элементов; но в этом земном теле есть духовные элементы и силы Бога, без которого не может жить человек.

2. ЗАКОНЫ В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ

Путь: Человек, как предполагается, идет путем Аша (праведности), которая есть Закон мироздания, приводящий к жизненной реализации. Авеста называет Аша все, что является правильным и законным. Это подразумевает все достоинства жизни, подобно правде, честности, чистоте, благочестию, преданности, трудолюбию, ответственности и свободе; и также все законы чистоты и ритуального очищения. Эти термины обозначены в Авесте как: «Хумата, Хуката, Хваршта” – праведные мысли, праведные слова, праведные дела. Аша состоит из двух частей:

а) Этика.

б) Правила ритуальной чистоты.

Свобода Выбора: Человек свободен выбрать любой из двух путей: путь Добра — достоинства, развития и гуманизма; или путь Зла — недовольства, пассивности и эгоизма. Однако, строгое предупреждение утверждено в таких условиях: человек должен будет отвечать за последствия своих действий, и получать соответственно им.

Ритуальная Чистота: Чтобы охранять себя от зла и находиться в единении с духовным миром, человек обязан соблюдать некоторые законы ритуальной чистоты в его ежедневной жизни.

Все Зороастрийские храмы огня — очищенные и освященные места, и, следовательно они используются только Зороастрийцами. Все мужчины и женщины, священники и обыватели — должны соблюдать правила ритуальной чистоты, чтобы сохранить Божественную Энергию, в соответствии с принципами Аша и Кхварнах. Перед входом в храм огня, посещения церемонии, Зороастриец должен соблюсти правила чистоты подобно омовению, переодеванию в чистую одежду и выполняя церемонии Кушти.

Зороастрийские храмы огня построены по ритуальным границам, известным как Карша в Авесте, Каш в пахлави и Пави на парсийском наречии яз.гуджарати. Эти специальные границы – борозды, каналы, отмеченные на земле или в кладке, активизируют и включают ритуальное пространство, а также ограничивают и охраняют его от внешнего воздействия. В Очищенном месте происходит возжение Святого Огня, и выполняются церемонии высшего служения. Когда ритуальное место правильно сооружено и используется, границы не пересекаются никак, и чистота сохраняется.

Как замечено выше, человек должен предоставить вместилище (Мехмани) божественным существам в своем физическом теле. Главное условие их присутствия в теле — состояние чистоты (Паки). Типы зла, которые воздействуют на человека через тело, это физическое (злые люди, дикие животные, вредные создания), моральное (плохой характер), также как и духовные (демоны). Чистота важна не только телесная, она также относится к окружающей человека среде. Для Зороастрийца, благочестие фактически начинается с заботы обо всех материальных созданиях и поддержания окружающей чистоты, так же заботы о чистоте своего людского окружения.

Человеческое тело признается священным, и это – святой долг каждого человека, чтобы сохранять его в наибольшей святости и чистоте.

Правила Чистоты помогли Зороастрийцам в сохранении тождества религиозного меньшинства в мусульманском Иране, защитили от жестокого притеснения. В Индии, те же самые правила чистоты помогли Зороастрийцам твердо, но неагрессивно исключить незороастрийцев из своих социальных и религиозных обрядов.

Некоторые современные умы рассматривают религиозную исключительность как стремление к ограничению допуска не соответствующих требованиям гигиены. Кроме того они утверждают, что эти правила имеют мало общего с истинным Зороастризмом. Однако, объективное изучение религии показало бы, что правила чистоты сослужили очень существенную роль в социальной, физической и духовной жизни парсов. Правила чистоты неизбежны для нерасторжимой связи между физическим и духовных миром, именно они регулируют связь человека с божественным миром.

Таким образом, чтобы понять правила ритуальной чистоты, мы должны выйти за правила элементарной гигиены. Это было приуменьшающим возможности человека заблуждением некоторых ученых, приписывание правил ритуальной чистоты к простым ‘физическим инстинктам и физиологической психологии’. Но, однако, затем в науке были признаны духовные импульсы, за пределами простой физиологии.

Уважение к Элементам: Все создания материального мира являются священными, и их чистота должна сохраняться любой ценой. Амешаспенты контролируют каждое создание, и таким образом мы выказываем уважение Высшим. Человек должен заботиться о всех других созданиях и не загрязнять их, иначе он дал бы злу точку опоры. Поэтому Зороастрийские обряды, и в том числе захоронение мертвых, являются безвредными для природы.

IV Связь между двумя миром:

Молитвы: Человек должен быть в постоянной связи с духовным миром. Это возможно главным образом через молитвы и ритуалы.

Общее слово Авесты для молитвы — намаха, которое также означает ‘обязательство’. Молитва расценена как духовное оружие и защита против невидимых злых сил. Если молитва искренняя, с преданностью и благочестием, это приносит верующему божественное Благо, которое является источником Благой мысли, Благого слова, и благодеяния. Есть также другие слова для ‘молитвы’ в Авесте как staota ‘Слава, восславление’, vahma ‘обожание, похвала’, sravah ‘Слово Знания’ и мантра ‘сила, Святое слово, святой звук’.

Мантра — одно из слов Авесты для ‘молитвы’. Это — Святое Слово божественного происхождения, и имеет источник в Ахура Мазде. Мантра Спента – Язата управляющий Святыми словами, является душой Творца Ахура Мазды.

В древние времена, Святые Мантры Авесты произносились очень аккуратно, согласно предписанным правилам. Среди молитв Авесты, Ахуна Ваирио или Ахунавар — самая священная формула, рассказанная со специальным благоговением и преданностю последователями Заратуштры в различных случаях. Согласно Yasna 9.14, Пророк Заратуштра был первым, кто пел Ахунавар в материальном мире.

Три собрания Мантр от древних времен упомянуты в священных писаниях Авесты: (1) Мантра Спента ‘Святое Слово’, (2) Фшушио Мантра ‘Слово Процветания’, и (3) Стаона Ясна ‘гимны, для поклонения’.

Огонь: Это — важная связь между духовным и материальным миром, переносчик молитв и проявитель божественных благ. Является лучшим символом Ахура Мазды в физическом мире и, следовательно очень уважаем.

Среди всех благодатных созданий Бога, светящиеся духовные создания занимают особенное место. Поскольку Ахура Мазда – “Дух среди духов», Он невидим для нас. Но, Он полон светом и Славой. Все светящиеся создания являются символами Ахура Мазды. Далее, самый высокий рай также назван Анагра Раочан — ‘ Бесконечный Свет ‘.

Как одно из наиболее удивительных созданий Природы, и одна из наиболее вдохновляющих эмблем Бога, огонь получил всемирное уважение и почитание почти во всех странах и религиях мира, особенно в религиях Арийских. В до-зороастрийские времена, Святые Огни были посвящены и установлены, в специальных освященных местах, которые использовались как храмы в древнем Иране. Эта практика почитания Святого Огня возвращается к индо-иранскому периоду. Помимо древней Иранской литературы, ссылки на Святой Огонь найдены также в мировой Ведической литературе.

Термин Авесты для видимого огня, и его тепловой энергии инфракрасных лучей, которая проницает Вселенную, является Атар. Как светящееся создание, в прямом и близком контакте с людьми, огонь в разных формах занимает важную часть в религиозной жизни человека, почти во всех религиях мира. Присутствие огня во всех Зороастрийских церемониях неизбежно, как присутствие Агни во всех Ведических церемониях.

Огонь особенно уважаем как чистая эмблема Ахура Мазды, молитвы обращаются к нему, и Зороастрийцы стремятся достичь Бога через Огонь.

Согласно Ясне 31.7, все творения были созданы Ахура Мздой из света, силой его мысли. Следовательно, огонь, свет, тепловая энергия — в основе всех созданий, и это во всей Вселенной. Самое существование, развитие, рост созданий зависит от огня, в одной зи форм.

Есть пять видов видимых и невидимых огней (Ясна 17.11)

Атар Язата, через красный, сверкающий огонь, будет творить Божий Суд в конце времен. Огонь совершит правосудие через жидкий металл. Эта концепция огня, являющегося божественным судьей стала источником Иранской традиции испытания жаром. Эта концепция также лежит в основе веры, что во время окончательного Преображения мира, все души будут проходить через поток жидкого металла. Чистые души не испытают боль и вред, но злые должны будут перенести несчастные страдания.