Зерванизм и Авестийская астрология

Факт древнейшего происхождения Авестийской астрологии, которую также можно назвать зороастрийской и даже зерванитской, вытекает непосредственно из дошедших до наших дней зороастрийских космогонических текстов, одним из коих является «Бундахишн» («Сотворение основ»): «Хормазд произвел освещение между небом и землей звездами созвездий, а также и теми, что вне созвездий, а затем Луной, а после – Солнцем. Сначала он создал небесную сферу, и определил для нее звезды созвездий, особенно тех двенадцати, чьи имена – Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы, которые от своего первотворения были разделены астрономами на 28 делений [пространств, проходимых ежедневно луной среди звезд и называемых обычно «лунными стоянками»]. И все подлинно его существа, пребывающие в мире, вверены им [то есть зодиакальным созвездиям, которые имеют особую заботу о благоденствии всего творения], так что, когда Разрушитель наступает, они одолевают врага, и создания этого мира бывают спасены от напасти».

Для зерванитов движение небес и планетарных сфер, как видимое проявление хода Времени, являлось предметом особого внимания и изучения. Всем известный образ восточного мага‑звездочета имеет под собой более чем реальное основание, ведь именно в Персидской империи домусульманских времен на базе Космической религии Заратуштры расцвели искусства и науки, среди которых самой священной и почетной считалась астрология. Космические идеи зороастризма обогатились эмпирическими знаниями вавилонян, накопленными ими в течение веков, что определило в дальнейшем мощный толчок в развитии науки о звездах.

Зерванизм, как сакральное учение о Времени, стал удивительно благоприятной средой для развития астрологии. Бартел Ван‑дер‑Варден в своей книге «Пробуждающаяся наука II. Развитие астрономии» пишет об этом следующее: «Древняя астрология предзнаменований была заменена в Персидский период новым предсказательным искусством, гороскопной астрологией, которая до сих пор не выходит из употребления. Самые ранние гороскопы, дошедшие до нас, происходят из Вавилона; древнейший относится к 409 году до Р.Х.».

Здесь необходимо отметить то, что к 409 году до Р. Х. Вавилон уже 130 лет находился под государственной властью Персидской империи и под идеологической властью персидской религии, коей была маздаяснийская вера. В настоящее время большинство современных исследователей согласны с мнением Ван‑дер‑Вардена о том, что: «Существует тесная связь между примитивной Зодиакальной астрологией и зерванизмом – фаталистическим поклонением Бесконечному Времени».

Насколько «примитивной» была астрология зерванитов, судить не нам, но отметим, что именно культ Бога Времени Зервана, распространившись из Мидии по всему цивилизованному в те времена миру, способствовал развитию астрономии и астрологии. Так, например, четыре формы времени нашли отражение в астрологии зерванитов в определении четырех самых значимых гороскопов человека: гороскопа воплощения духа, гороскопа зачатия (гороскопа души), гороскопа рождения (гороскопа тела) и гороскопа Идама (божественной сущности, данной человеку как возможность подняться над обыденностью и вырваться из замкнутого круга воплощений).

Дальнейший небольшой экскурс в астрологию зерванитов может показаться скучным для читателя, не знакомого с астрологией вообще. Что ж, пролистайте эти страницы. Ну, а для любителей астрологии данная информация станет прекрасным дополнением к уже почерпнутым знаниям. Речь пойдет об особой мистерии неподвижного креста и некоторых принципах зеркального отражения в Зодиаке.

Двенадцать учитываемых в современной астрологии показателей, именуемых планетами: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Хирон и Прозерпина (среди которых, конечно же, не все являются планетами, поскольку Солнце – звезда, Луна – спутник, Хирон – планетоид, а Прозерпина – еще не открытая, гипотетическая планета, находящаяся за орбитой Плутона), – имеют различный статус в различных зодиакальных знаках.

Согласно астрологическим представлениям, каждая планета имеет четыре формы проявления – и в этом опять же чувствуется влияние идей зерванизма. Эти четыре формы проявления (обитель, изгнание, экзальтация и падение) можно отождествить с четырьмя математическими действиями (сложение, вычитание, умножение и деление), символически производимыми над планетами в том или ином зодиакальном знаке. В обители планета проявляет свои лучшие качества, в изгнании ее влияние негативно, в экзальтации – максимум положительного влияния, в падении – максимум отрицательного влияния.

В основе структуры влияний планет, устанавливающей каждой планете ее место в зодиакальном круге, лежит так называемый неподвижный крест, состоящий все из тех же ключевых знаков Зодиака – Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея, которые у зерванитов считались особо отмеченными. Эта структура остается одинаково гармоничной независимо от того, сколько использовать планет: 7 (как древние астрологи) или 12 (как это делают астрологи современные).

Точкой отсчета в этой системе является знак Льва, как место обители Солнца – главного хронометра нашей системы. Далее по оси Лев‑Водолей располагаются планеты по мере удаления их от Солнца: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и т. д. Заметим, что планета Земля не учитывается в данной системе, поскольку в геоцентрической астрологической картине Мира она является непосредственным местом приложения влияния остальных планет.

Световые и теневые обители планет располагаются симметрично друг другу относительно оси Лев‑Водолей: Меркурий имеет обители в знаках Близнецов и Девы, Венера – в знаках Тельца и Весов, Марс – в Овне и Скорпионе, Юпитер – в Рыбах и Стрельце, Сатурн – в Водолее и Козероге. В свою очередь, места изгнаний планет тоже располагаются симметрично относительно оси Лев‑Водолей, но зеркально противоположно относительно оси Телец‑Скорпион: Меркурий имеет изгнание в Стрельце и Рыбах (то есть там, где в обители Юпитер), изгнание Венеры – в Овне и Скорпионе (местах обители Марса) и т. д.

Очевидно, что четыре знака неподвижного креста (четыре ипостаси Бога Времени в художественной традиции многих народов) являются основополагающими в астрологическом учении об обителях и изгнаниях планет, поскольку ось Лев‑Водолей разделяет знаки на дневные и ночные обители планет, а ось Телец‑Скорпион является осью зеркального отражения, благодаря которой определяются места их изгнаний.

Четыре знака неподвижного креста представляют собой своеобразное перекрестие космических зеркал, в которых отражения живут собственной жизнью, перетекая из реальности в иллюзорный мир, и наоборот. Принцип зеркального отражения, на коем основано превращение обителей планет в места их изгнания есть принцип Зеркальной девы Вакшьи, которая превращает правое в левое, прошлое в будущее, а настоящее в вечность. В данном случае Вакшью можно символически представить как точку пересечения неподвижного креста – она же занимает и центральное положение между четырьмя стражами времени, объединяя в себе все четыре формы Времени.

Остается вопрос: почему именно знаки неподвижного креста имеют отношение к разделению обителей и изгнаний планет на дневные и ночные? Ведь, казалось бы, ко времени суток гораздо большее отношение должны иметь знаки так называемого кардинального креста (Овен, Рак, Весы и Козерог), с которыми связаны различные перемены в движении Солнца: в течение суток – восход, зенит, заход и надир, в течение года – весна, лето, осень и зима. Ответ на этот вопрос заключается в том, что в те незапамятные времена, когда культ Бога Времени только формировался, весеннее равноденствие происходило под знаком Тельца, осеннее – под знаком Скорпиона, летнее солнцестояние – под знаком Льва, а зимнее – под Водолеем. Зодиак шумеров начинался со знака Телец, в отличие от современного Зодиака, начинающегося с Овна.

Прецессия равноденствий обусловила смещение даты наступления нового астрономического года, и в настоящее время Солнце проходит через небесный экватор в зодиакальном созвездии Водолея, хотя традиционно считается, что весеннее равноденствие наступает при вхождении Солнца в знак Овна (это – дань эллинистической традиции). А ведь еще совсем недавно (каких‑то 4300 лет тому назад!) именно знаки неподвижного креста – Телец, Лев, Скорпион (Орел на более высоком уровне) и Водолей (Человек) – являлись четырьмя поворотными пунктами в годичном движении Солнца по небосклону.

Отличительной особенностью астрологии зерванитов от других астрологических систем является то, что зерваниты при рассмотрении индивидуального гороскопа обращали особо пристальное внимание, во‑первых, на отдельные пустые знаки, а во‑вторых, на пары пустых знаков, находящихся друг напротив друга (коридоры зеркал). Через функции именно этих чистых знаков, и особенно через коридоры зеркал (ведь оскверненные Ангра‑Манью планеты загрязняют знаки), проявляется Вакшья – та самая пустота, дающая возможность выйти из круга предопределения и ощутить космическое величие безграничного пространства. Зеркальная дева Вакшья, раздвигающая рамки пространственно‑временного континуума, как бы фокусирует направления различных временных потоков, являясь высшим иерархом над четырьмя стражами времени. Вакшья – это зеркало Времен, позволяющее человеку, поднявшемуся до уровня понимания сущности Времени, менять направление и скорость его течения.

Существуют и другие доказательства связи зерванизма и астрологии, среди которых наиболее убедительным представляется отождествление греческого бога Кроноса (чьей планетой считается Сатурн) с Зерваном. Подобное отождествление мы встречаем в армянских текстах, а именно в армянской версии «Романа об Александре», и в записях историка Мовсеса Хоренаци, который переводит имя Кронос как Зруан (Зерван), из чего можно заключить, что Зерван было божественным именем Сатурна. Сатурн – римский аналог греческого Кроноса (титана, пожирающего своих детей) – считался воплощением судьбы и рока.

Согласно эллинистическим египетским источникам, а именно, астрологическим трудам Нехепсона и Петосирида, Сатурн помимо научного имени Файнон имел и божественное имя – Звезда Немесиды. Как известно, Немесида (богиня Возмездия) представляет собой одно из проявлений Тихе – Судьбы, а значит, египтяне ставили знак тождества между Судьбой и влиянием Сатурна на человеческую жизнь. Необходимо отметить, что Судьба упоминается вместе с Временем (Зерваном) в уже цитируемом нами среднеперсидском тексте «Меног‑и‑Храд», что говорит о неразрывной связи этих понятий в представлениях древних персов и указывает на достаточно широкое распространение подобных взглядов. Исследуя ряд источников персидского, греческого, сирийского и египетского происхождения, Ван‑дер‑Варден делает такой же вывод: «Мы видели, что Зерван назывался также Тихе, или на среднеперсидском Бакт (Bakht), что означает Судьба. Это совпадает с египетским обозначением Сатурна как Звезды Немесиды.

Соответствие Сатурна‑Кроноса со Временем устанавливается и по различным греческим источникам. Например, в надписи из Элатеи один из сыновей Кроноса, бог моря Посейдон, назван Сыном Хроноса, то есть Сыном Времени («хронос» на греческом языке означает «время). Подтверждал данное соответствие и Плутарх, указав в своем трактате «Об Исиде и Осирисе» следующее: «Эти люди подобны эллинам, которые говорят, что Кронос в переносном смысле есть имя для Хроноса (Времени)». О том же писал и Ферекид Сиросский, утверждая в своей теогонии, что «Зевс (Зас) есть Эфир, Хтония (Рея) – Земля, а Кронос – Время (Хронос)».

Само наличие полемики относительно правомочности отождествления Сатурна‑Кроноса с Временем‑Хроносом в ученых кругах античной Греции говорит о достаточно широком распространении подобных взглядов. Вообще же многие египетские, персидские и греческие астрологи‑философы придерживались того мнения, что Сатурн, как последняя видимая невооруженным глазом планета, диктует смертным веления рока и фатума. Согласно их представлениям, сфера Сатурна находится выше сфер других планет, что в их понимании свидетельствует о близости Сатурна к Творцу, стоящему над всеми творениями.

В свою очередь, Фирдоуси в эпосе «Шахнаме», воздавая хвалу Творцу, неоднократно говорит о нем как о «создавшем Кейвана и вертящийся свод», тем самым выделяя Кейван‑Сатурн из прочих планет («Кейван» в переводе с персидского означает «Царь Прошлого», «Властелин Времени»). Появление подобного рода эпитета для планеты Сатурн является свидетельством особого к нему отношения, поскольку все остальные известные на то время планеты были названы персами именами авестийских Изедов: Венера – Нахид, Марс – Бехрам, Меркурий – Тир и т. д.

Следует заметить, что персидский «Царь Прошлого», Кейван‑Сатурн, имеет много общего с греческим Кроносом, царем «Золотого Века». Если проводить между ними аналогию, а она вполне уместна, то «Золотой век Сатурна» (согласно греко‑римской мифологии, это – райское, еще не оскверненное злом состояние мира) вполне можно соотнести с идеальным миром (по представлениям персов), сотворенным Ахура‑Маздой в Бесконечном Времени прежде мира материального. Идеальный мир остался в прошлом, названном «Золотым Веком», а Сатурн‑Кейван, «Царь Прошлого», стал своего рода символом временного предела, разграничивающего прошлое и настоящее.

Вообще‑то в отношении прошлого, как, впрочем, и в отношении планет, необходимо сказать следующее. В зороастрийской мифологии планеты, называемые «блуждающими звездами», мыслятся как служители Зла. Они не являются порождениями Ангра‑Манью, но осквернены им: своим путаным, петлеобразным движением планеты вносят хаос в течение событий земной жизни. Согласно «Бундахишну» во время вторжения в Мироздание Духа Зла «планеты со многими демонами прорвали небесную сферу, и они смешали созвездия; и все Мироздание было обезображено так, как если б огонь изуродовал всякое место, и дым взошел над ним».

В астрологии блуждающим планетам противопоставлялись неподвижные звезды, среди которых особенно выделялись двенадцать созвездий, по коим пролегает видимое движение Солнца (эклиптика) и Луны. Возникшие впоследствии солнечный и лунный календари, как результат наблюдения за ходом движения небесных светил, стали лучшим мерилом и хранилищем Времени.

Для зерванитов‑астрологов особой среди прочих планет был Сатурн – в его ритмах они видели нечто предвечное, напоминающее о райском, изначально гармоничном состоянии Мироздания, и потому величали его Кейван – «Властелин Времени». С ним же, а точнее, с его первичным циклом, связана календарная система зороастрийцев – 32‑летний солнечный календарь, являющийся не только хранителем Времени, но и хранителем Хварны, царской благодати, наивысшей отмеченности человека. А ведь Сатурн – планета самых больших испытаний! Вот почему царская хварна – это не только благодать, но и тяжелое бремя. Получающий из рук Господа Бога скипетр и корону принимает на себя тяжкий крест «Властелина Времени» – Сатурна.

Солнечный календарь древних ариев считается самым чистым, не оскверненным силами тьмы, а потому сакральным хранителем Времени. Он космичен по своей природе, помнит мир в его первичном (идеальном) состоянии, ход его часов связан с Бесконечным Временем (Зерван Акарана) и может прекратиться только в случае тотальной катастрофы в масштабах Солнечной системы. Он вмещает в себя все три вида божественной хварны (царскую – 32‑летний календарь, жреческую – 12‑месячный, воинскую – 30‑дневный), ориентирован на максимальное проявление человека в обществе, его эволюционную программу.

Календарь – это возможность (хотя бы частично) выйти из‑под тяжкого гнета судьбы как предначертания, обусловленного жестким положением планет в гороскопе. Календарь – это возможность соприкоснуться с ритмами первичной природы, идеального мира и бесконечного времени. И потому Календарь для зороастрийцев‑зерванитов был лучшим ориентиром на пути к пониманию природы Времени, на пути к Великому Зервану.