ЗАРАТУШТРА ПРОСИТ АХУРУ О БЕССМЕРТИИ

(версия пехлевийского «Ривайата»)

Изложено по: «Ривайат» 36.5—13

Заратуштра предстал перед великим богом Ахура Маздой и, плача, сказал:

 О Ахура Мазда! Сделай меня бессмертным!

Я не могу исполнить этой просьбы, — возразил пророку Ахура Мазда. — Если я сделаю тебя бессмертным, то и Братрок-реш 750 Тур, карапан, которого Ангхро Майнью создал, чтоб он тебя убил, тоже сделается бессмертным. (750 В «Ривайате» — Братреш)

 А если Братрок-реш Тур обретёт бессмертие, то не состоится конечное очищение мира от Зла и будущее существование для праведников станет невозможно.

Заратуштра воскликнул, плача:

 Ты создал ветер, ты создал воду, <…> ты создал огонь, ты создал всё, что есть на земле и во Вселенной, а сделать меня бессмертным не можешь!

Тогда Ахура Мазда наделил Заратуштру Божественным Разумом, и пророк увидел всё: что было и что будет <…> в плотском мире и в мире духовном; и судьба каждого человека, живущего на земле, открылась ему.

Узрел он мысленным взором и нечто другое: тех, кто бессмертен, но при этом бездетен, и тех, кто смертен, но имеет семью и детей. Первые показались Заратуштре печальными и горестными, вторые

 преисполненными радости.

И тогда он сказал Ахура Мазде:

 Простая счастливая человеческая жизнь кажется мне лучшим уделом, чем бессмертие при бездетности.

И сказал на это Ахура Мазда:

 Ты изрёк истинные слова, И мне, великому богу, тоже любезнее, если ты будешь жить, как все люди, приведёшь в дом супругу и она родит тебе детей, нежели чем ты стенешь бессмертным, но бездетным. Это моё наставление тебе, праведный Заратуштра, — передай его людям.

ЗАРАТУШТРА ПРОСИТ АХУРУ О БЕССМЕРТИИ

(версия пехлевийского «Бахман-яшта»)

Изложено по: пехлевийский «Бахман-яшт» 1.1—5; 2.1—15

Когда Заратуштра попросил Ахура Мазду сделать его бессмертным, великий бог наделил своего пророка Божественным Разумом. Мыслен-ному взору Заратуштры предстало древо с четырьмя ветвями — из золота, из серебра, из стали и из железа 751.

 Что означает это видение, о Ахура Мазда праведный? — спросил Заратуштра. — Ибо я вижу удивительное древо и четыре ветви иа нём: одна золотая, другая серебряная, а две остальные — из стали и из железа.

 Корневище и ствол древа — это последняя Эра, которая насту-пила с твоим приходом в мир, о Заратуштра праведный, — отвечал Ахура Мазда пророку. — Четыре же ветви — это четыре периода, которые грядут. Золотая ветвь означает время после того, как ты примешь истинную веру. Тебе суждено снискать покровительство Кави Виштаспы и обратить этого великого царя на путь маздаяснийской Истины. Ветвь серебряная — это эпоха правления Арташира из династии Кавиев 752, сына Спентадаты (среднеперс. Спандатт, фарси Исфандияр). Стальная ветвь символизирует царствие Xосрова Аноширвана, сына Кавада. А железная ветвь — мрачное царствие приспешников кровожадного и беззаконного Айшмы 753. Но всё это случится, когда тебя уже не будет на свете.

{Заратуштра понял, что благой бог отказал ему в бессмертии}754, и слёзно вскричал:

 О Ахура! Ведь я — праведнейший из всех, кто был и кто будет, я лучшее из всего, что ты сотворил! И Гопатшах, и сын Фрияны Йойшта (среднеперс. Явишт, в поздней традиции Гошт — и Фриян), и сын Виштаспы Пешотану (фарси Пешутен) сделались бессмертными Рату!..755 К тому же если я буду бессмертным, противники Арты-Истины поймут, сколь велико твоё могущество, раз ты сделал бессмертным своего пророка, и уверуют в тебя!

 Если я сделаю тебя бессмертным, о праведный Заратуштра Спитама, — возразил Ахура Мазда на этот раз, — тогда и карапан Братрок-реш 756 Тур обретёт бессмертие <…> и будущее существование станет невозможно.

Но пророк не уразумел этих слов своим человеческим разумом. Тогда Ахура Мазда наделил его Разумом Божественным. Он вложил этот Разум в виде воды в руку Заратуштры и приказал:

 Выпей!

Заратуштра испил священной воды — и Божественный Разум Ахура Мазды вошёл в его сознание на семь дней и семь ночей. Заратуштра узрел и понял всё, что происходит в телесном мире — во всех семи каршварах земли.

На седьмой день Ахура забрал Божественный Разум у пророка и вернул ему человеческий. Очнувшись, Заратуштра воскликнул:

 В сколь чудесном и сладостном сне я пребывал, о великий Ахура Мазда!

 И что же ты видел, что тебе открылось? — спросил пророка Творец.

 О Ахура, — сказал Заратуштра взволнованно. — Я зрел души неправедных богачей в преисподней и души праведных бедняков в Парадизе. Я видел бездетных богачей — сколь им было невесело! 757 И ещё я видел древо о семи ветвях. Ветви на нём были: золотая, серебряная, из бронзы, из меди, из олова 758, из стали и из железа.

 Ты уже зрел это древо в прошлый раз, и я разъяснил тебе, что оно означает, — сказал Ахура Мазда. — Но теперь…

*751 Буквально: смешанная с железом.

*752 Большинством исследователей отождествляется с Артаксерксом II.

Вероятнее всего, тюркские племена (SBE. Vol. V. Р 202. Note 1), которые в сасанидскую эпоху отождествлялись также с хионитами (сравн. 3.8—9, где говорится, что иранцы сражались с этими «дэвами» в царствование Кей Кавуса — с. 306). Искусственная вставка.

*753 Вероятнее всего, тюркские племена (SBE. Vol. V. P 202. Note I), которые в сасанидскую эпоху отождествлялись также с хионитам (сравн. 3.8-9. Где говорится, что иранцы сражались с этими «дэвами» в царствование Кей Кавуса – с. 306)

*754 Искусственная вставка.

*755 Смысловой анахронизм: последние два персонажа жили после смети Зардушта.

756 В подлиннике: Братарваш.

757 В одном из списков «Бахман-яшта» упоминание бездетных богачей отсутствует.

758 В одном из списков «Бахман-яшта» оловянная ветвь здесь не упоминается — не¬сомненно, по ошибке переписчика