Заратуштра

В те далекие времена действительно существовал культ Сириуса – самой яркой звезды в созвездии Большого Пса, управляющей небесными водами. Ее значимость подтверждают и тексты Авесты, в частности, «Тиштр‑яшт»: «Звезде блестящей Тиштрии помолимся счастливой, что создана Ахурой главой и надзирателем быть для всех прочих звезд, как людям – Заратуштра, которой Ангра‑Манью не может навредить, которую не могут ни колдуны, ни ведьмы, ни чародеи смертные и ни все дэвы вместе погибели предать». Современные же персидские знатоки авестийского языка, переводчики Гат Заратуштры (Вахиди, Дустха, Ушидари), убеждены, что имя Заратуштра следует переводить как «Сияющая звезда».

О жизни великого пророка, к сожалению, известно немного. Согласно текстам «Денкарта», он был из рода Спитамы, его отца звали Порушасп (в «Бундахишне» – Паитирасп), а мать – Дукдауб (в «Бундахишне» – Дукхда). Этимологически «дукхда» – это авестийское слово «девица».

«Заратуштра‑намаг» – позднее пехлевийское сочинение так повествует о жизни и рождении великого пророка:

«О Дукдауб известно, что когда она еще находилась в утробе собственной матери, по воле Ахура‑Мазды в ее тело проникли Хварна и священное вещество из света пламени алтарного огня. Когда же Дукдауб родилась, а было это глубокой ночью, все вокруг озарилось светом. В дальнейшем при ее приближении к очагу огонь вспыхивал ярко, как Солнце. Входя в комнату, она освещала ее. Когда девочке исполнилось пятнадцать лет, силы Зла наслали на ее племя многие бедствия, а сельчанам внушили, что Дукдауб – колдунья, наворожившая страшные беды. «Я не знаю, почему она светится, но уверен: колдунья так сиять не может!» – ответил Фрахимраван, отец Дукдауб, разъяренной толпе, требовавшей того, чтобы его семья навсегда ушла из племени. Покидая родину, Дукдауб услышала с Небес громоподобный голос: «Ступай в широкую бескрайнюю страну Спитамы, куда твой отец держит путь. Ибо ты прославишь ее и сделаешь святой землей ту деревню, где будешь жить».

Действительно, за три дня до рождения Заратуштры небесным светом осветилось селение, мир ликовал, а звери и птицы на своем языке рассказывали друг другу о грядущем рождении пророка. Благие творения Ахура‑Мазды окружили роженицу защитой. Сияние Огня и Хварны были настолько невыносимы для дэвов, что те даже не смогли приблизиться к дому. Как только Заратуштра появился на свет, Воху‑Мана (Благая Мысль) вошел в его разум, и от этого новорожденный малыш не заплакал, а звонко и счастливо рассмеялся.

«Это небесное знамение! Я видел божественный свет, который исходил от моего сына, когда он засмеялся», – воскликнул Порушасп.

И тут произошло второе чудо – младенец заговорил, произнеся слова священной молитвы «Ахунвар», которая по своей силе и значимости может быть сравнима разве что с молитвой «Отче наш» в христианской традиции. Многие историки‑языковеды пытались дословно перевести эту молитву, но единый вариант так и не был достигнут. Суть ее слов сводится к следующему утверждению:

Поскольку Он избран Миром,

то суждение, исходящее из самой Истины,

да перейдет на деяния Благого Помысла в Мире,

равно как и сила Мазды Ахуры,

который поставлен пастырем над людьми.

Никто из присутствовавших не понял этих слов. И только Ахура‑Мазда и Амеша‑Спента (Бессмертные Святые) знали, что новорожденный пророк принял веру и праведное учение от самого Господа Бога, который «словами духовного мира» ответил своему ставленнику: «Ты должен сделаться моим первым жрецом и пророком! Ты принесешь в грешный мир истинную веру и праведность. А я, Ахура‑Мазда, буду твоим покровителем и наставником». В этот миг, чуя приближающуюся кончину, содрогнулся в преисподней Дух Зла, Ангро‑Манью и возопил:

Все божества не в силах расправиться со мной,

Один лишь Заратуштра расправится со мной;

Он бьет меня молитвой «Ахуна Вайрья» мощной,

Сражая, словно камнем величиною с дом;

Он жжет меня молитвой «Аша Вахишта»,

Словно расплавленный металл; с земли меня сгоняет,

От одного бегу я, Спитамы Заратуштры.

Такова священная легенда чудесного рождения основоположника маздаяснийской веры.

Свое первое откровение Заратуштра получил в возрасте тридцати лет. Случилось это во время весеннего праздника, когда он пошел на реку за водой для приготовления священного напитка – хаомы. Желая набрать самой чистой воды, Заратуштра вошел в реку, стремясь достигнуть середины потока. И вдруг он увидел идущего по берегу прекрасного, осиянного божественной славой мужчину, похожего на небожителя. Это был один из Бессмертных Святых – Воху‑Мана, или Благой Помысел, повелевший Заратуштре следовать за ним на собрание семи Амеша‑Спента. Когда Заратуштра приблизился к ним, то не увидел своей собственной тени на земле, столь ярким было их сияние.

Заратуштра, осознав значимость момента, стал задавать верховному божеству волновавшие его вопросы.

«Что в этом телесном мире наиболее совершенно, во‑первых? что – во‑вторых? и что – в‑третьих?» – вопрошал Заратуштра.

«Во‑первых, добрые помыслы. Во‑вторых, добрые речи. И в‑третьих, добрые дела», – ответил Ахура‑Мазда. Он поведал пророку о двух изначальных Духах – Благом и Злом и сделанном каждым из них свободном выборе: «Оба Духа, которые уже изначально в сновидении были подобны близнецам, и поныне пребывают во всех мыслях, словах и делах, суть Добро и Зло. Из них обоих благомыслящий правильный выбор сделал, но не зломыслящий. Когда же встретились оба Духа, они положили начало Жизни и тленности и тому, чтобы к скончанию веков было бы уделом лживых – наихудшее, а праведных – наилучшее. Из этих двух Духов избрал себе Лживый – злодеяние, Праведность – избрал для себя Дух Священный, чье облачение – небесная твердь».

Затем Творец явил пророку свой Божественный Разум, который был столь велик и всеобъемлющ, что голова его касалась купола небес, ноги – дна, а руки – краев неба, востока и запада. Амеша‑Спента посвятили Заратуштру в таинства открывшейся ему истинной веры. Все это коренным образом изменило не только жизнь самого Заратуштры, но и качественно повлияло на весь ход последующей мировой истории. Как утверждают древние зороастрийские тексты, для того чтобы пробудить «спящее» человечество, на исходе эпохи Смешения в мир был послан Заратуштра – провозвестник святой маздаяснийской веры, миссия которого заключалась в утверждении в умах людей идеи Единого Бога – Творца материального и духовного миров, а также в необходимости борьбы со злом во всех его проявлениях. Рождение пророка маздаяснийской религии ознаменовало собой начало космической эпохи Разделения Добра и Зла.

Заратуштра учил тому, что существует один Бог, Творец Вселенной, – Ахура‑Мазда. По принятой в науке классификации, зороастризм – это чистый монотеизм, хотя широко распространено убеждение, что все древние религии – языческие, основанные на многобожии. Строго говоря, многобожие в чистом виде вообще не признается нигде. То, что в древних религиях называется богами, – это на самом деле разные проявления единого Бога, то есть его творения, отвечающие за различные сферы жизни. В христианстве богам Древнего мира соответствуют архангелы, например, архангел Гавриил обычно выполняет роль вестника Бога, доносящего его волю до людей. Некоторые древние религии выродились и не сохранили изначального учения о едином Создателе, поэтому в их мифах боги часто действуют сами по себе. Надо также учитывать, что зороастрийские мифы не следует понимать слишком прямолинейно, в их тайный смысл были посвящены далеко не многие.

Персеполь. Изображение Ахура‑Мазды

Вдохновленный своими видениями на проповедническую деятельность, Заратуштра попытался обратить в новую веру своих соплеменников, но, будучи осмеянным и непонятым, он был вынужден покинуть родные места и долгое время скитаться в поисках единомышленников. Только через десять лет пророк смог обратить в свою веру первого человека – своего двоюродного брата. Затем «его учение встретило благосклонность царя Виштаспа, и религия Зороастра стала официальной в маленьком царстве где‑то в Северо‑Восточной Персии, на бывшем юге России» 1. Так учение Заратуштры нашло своих первых приверженцев. Прошло время, и «Добрая религия» Заратуштры повсеместно распространилась по всей территории Великой Персидской империи – самого большого и могущественного государства Древнего мира.

Основным постулатом зороастризма является утверждение о том, что в мире происходит постоянная борьба двух полярно противоположных начал, воплощающих Добро и Свет, с одной стороны, и Тьму, исполненную Зла, с другой. Оба эти начала возникли из Пустоты когда‑то на заре Мироздания. Светлое начало воплощает собой Святой Дух Спента‑Манью (он же – демиург Ахура‑Мазда, или Господь Премудрый). Темное начало олицетворяет Злой Дух Ангра‑Манью, который добивается неограниченной власти над миром, и чьим единственным желанием является разрушение всего, что было сотворено Создателем. Религия Заратуштры имеет общечеловеческий, можно даже сказать планетарно‑астральный характер, поскольку основным содержанием ее является вера в конечное торжество воинства Света над полчищем Тьмы в великой Космической битве, ареной для которой стало все Мироздание. Мистерия борьбы Добра и Зла принимает в зороастрийской традиции поистине космические масштабы – в нее вовлечены звезды, планеты, кометы и прочие космические тела.

Но великая битва между Добром и Злом носит не только макрокосмический, но и микрокосмический характер. Каждый человек, как микрокосмос, воплощает в своей судьбе мистерию космического разделения Добра и Зла, и, согласно зороастрийской космогонии, окончательная победа светлого воинства над исчадиями ада невозможна без сознательного выбора и активного участия Человека – высшего из созданий Хормазда. В связи с этим следует сказать о космическом паспорте, или индивидуальном гороскопе, вручаемом каждому при его рождении на земле, в котором отмечен не только весь жизненный путь человека, но и раскрывается мистерия битвы Добра и Зла в его собственной судьбе. Астрологические знания древних ариев тоже были восстановлены Заратуштрой, который был не только пророком, но и астрологом (весь эллинский мир считал Зороастра величайшим из когда‑либо существовавших астрологов).

Авестийская астрологическая система, в отличие от других, базируется, прежде всего, на представлении о судьбе человека, как о мистериальном микрокосмическом театре военных действий, в котором совокупное влияние добрых звезд и созвездий противостоит зловредному воздействию оскверненных планет, астероидов и разного космического мусора. Но как бы то ни было, человек сам волен распоряжаться своей собственной судьбой, несмотря ни на какое влияние космических тел, и выбор в своей жизни он должен совершать самостоятельно. Как говорится, звезды склоняют, но не обязывают.

Персеполис. Сцена битвы Ахура‑Мазды с Ангра‑Манью

Согласно преданию, Заратуштра прожил 77 лет и 40 дней, погибнув от руки злосчастного Братрок‑реш Тура, который даже не осмелился поглядеть своей жертве в лицо. Молящемуся Заратуштре убийца нанес удар в спину остро наточенным мечом. О своей насильственной кончине пророк‑провидец знал заранее и, быть может, именно поэтому последние 40 дней жизни готовился к смерти, в затворничестве вознося молитвы Господу.

События собственной смерти были открыты Заратуштре задолго до ее наступления – еще в те времена, когда он получил ниспосланное ему откровение. Представ перед великим Ахура‑Маздой, Заратуштра попросил его о бессмертии.

«Я не могу исполнить этой просьбы, – возразил пророку Ахура‑Мазда. – Если я сделаю тебя бессмертным, то и Братрок‑реш Тур, карапан, которого Ангра‑Манью создал, чтоб он тебя убил, тоже сделается бессмертным. А если Братрок‑реш Тур обретет бессмертие, то не состоится конечное очищение мира от Зла и будущее существование для праведников станет невозможно».

И Господь Бог, наделив пророка Божественным Разумом, дал ему возможность узреть все, «что было и что будет в плотском мире и в мире духовном», и судьба каждого человека, живущего на земле, открылась ему.

В течение всей своей жизни Заратуштра был самым обыкновенным человеком и никогда в своих вдохновенных речах не подчеркивал своей особой значимости и богоизбранности. Он был женат и имел шестерых детей – трех сыновей и трех дочерей. Его проповедь была направлена на таких же простых и честных людей, коим был он сам. Его слова сохранились в 17 гимнах, передаваемых из поколения в поколение народом, не знавшим письменности. Авеста была записана лишь в IV веке нашей эры, и то обстоятельство, что к этому моменту уже минуло более ста поколений зороастрийцев, свидетельствует о величайшей силе поэтического дарования Заратуштры, сложившего свои гимны в доступной для его современников стихотворной форме, оказавшейся чрезвычайно живучей и сумевшей сохранить силу своего воздействия на умы людей до наших дней.

Заратуштра первым осудил языческое идолопоклонничество и кровавые жертвоприношения, уравнял в правах мужчину и женщину, указал путь к спасению бедным и обездоленным, утвердив в умах верующих постулат о том, что не в обилии и богатстве жертвоприношений заключается истинное служение Богу, а в добрых деяниях, праведных речах и чистых помыслах, которые угодны Творцу гораздо более, чем любые дары, не заработанные собственным трудом. Заратуштра обожествил труд как форму служения Богу на Земле. Земледелие, уход за животными, строительство и любая другая деятельность, направленная на укрепление благого материального мира, является для зороастрийцев священной земной обязанностью. Но бремя своего религиозного долга каждый истинный зороастриец должен нести легко и достойно, поскольку жизнь, дарованная Творцом, есть праздник. И все доброе в ней – это дар Господа, от которого нельзя отказываться.

Творческое горение, созидательный труд, неподдельная искренняя радость, веселье и смех не только укрепляют воинство Света, но и являются лучшим оружием против демонов смерти и болезней – так утверждают гимны Авесты, оставленные поэтическим гением Заратуштры как наследие своим последователям.

Он принес в мир самую светлую и радостную религию, научил людей любить жизнь и ненавидеть смерть. Он смеялся, когда родился, и среди эпитетов Заратуштры есть даже такой, как «Смеющийся пророк». Искренний добрый смех – лучшая защита от всех напастей, болезней и невзгод, насылаемых на людей мрачным и злым Ахриманом. Освободиться от зависимости, сбросить с плеч иго болезней, уныния и неудовлетворенности, с улыбкой взглянуть в завтрашний день призывает нас светлая и добрая религия Заратуштры. Согласно ее благой вести, Господь Бог наделил человечество тремя величайшими способностями – любить, творить и верить, даровав таким образом всем людям на земле возможность пробудить в себе ту самую искру Божью – свой собственный бессмертный дух – живой огонь, сияющий внутри каждого из нас.

1 Хиннелс Д. Р. Космическая битва: зороастризм.