Я вас приветствую в этом здании, где когда-то еще в 1990 году начинались мои выступления в городе Минске. Я очень рад, что очень многие откликнулись на призыв собраться в одном месте, в одно время для того, чтобы провести конгресс, связанный не просто с возрождением астрологии.

Астрология — это наука сейчас очень популярная, очень читаемая и ее возрождение уже состоялось, правда, пока еще не в той форме, в которой хотелось бы, т. е. не окончательно. Состоялось возрождение астрологии только как явления, как некоего социального феномена. Но пока еще не состоялось возрождения астрологии как настоящей науки, как образа жизни, как системы знаний. По крайней мере, в массовом сознании она еще не закреплена в таковом качестве. Но все равно все уже знают, что астрология существует. И мне очень приятно, что есть уже люди, которые связывают свою жизнь с астрологией. И не просто с астрологией, а с той системой знаний, которая связана с одним из древнейших ее направлений — с учением Авесты, которого придерживались наши предки.

Я не делю славян на русских, украинцев и белорусов. Это постыдное, в общем-то, разделение, проведенное абсолютно осознающими свои преступления людьми в 1989 — 1990 годах. Такого разделения я не провожу. Предки восточных славян когда-то придерживались учения, близкого Авесте. У них были одни корни, одни традиции. И мне давно пришлось с этим познакомиться. Мне приятно, что здесь присутствуют люди, которые разделяют эти убеждения, и которым мне удалось все это передать. Слава богу, что такие люди есть и, слава богу, что их уже, как видите, немало. Здесь собрались только некоторые представители, а их, в общем-то, гораздо больше. Мне очень это приятно.

У меня, в общем-то, будет не доклад. Я бы это назвал лирическим введением. Немного истории о том, как все это начиналось, как начиналась астрология на совершенно невозделанной целине, называемой Советским Союзом. Также мне хотелось бы пролить некоторый свет на корневую систему знаний, основанную на знаниях Авесты. Я всегда буду настаивать, что это не просто астрология, а авестийская астрология. Два этих слова должны стоять вместе и только вместе. Это не направление какое-то, не ответвление от единой астрологии. Вот говорят, есть научная астрология, есть еще какая-то. Пускай они будут, пускай их будет очень много, но я всегда буду настаивать, что это — авестийская астрология, это корневая система, основанная на традициях древних ариев. Это то, при помощи чего древние арии ставили диагноз судьбе, выводили свой жизненный путь и подтверждали правильность своего выбора в жизни. Эта система существует как вспомогательная система для жизни, попутно объясняя многие вопросы, которые люди сами себе и другим задают. Такая очень хорошая вспомогательная система, помогающая не заблудиться — система ориентиров и система координат.

Конечно, астрологии существует много. Это не я выбрал авестийскую астрологию, и не то чтобы она меня выбрала, просто так сложилось. Что бы там ни говорили, и что бы сейчас ни писали. Уже черный пиар есть, и я это знаю. Раньше он был на низовом уровне каких-то моих бывших учеников, которые просто оккупировали Интернет и выливали туда, как сейчас говорят, всякую муть. Сейчас это уже дошло до профессоров и академиков. Меня поразило, насколько стиль писаний академиков мало отличается от стиля самых простых людей, торгующих на рынке. Один и тот же стиль присутствует. Наверное, существует какая-то духовная близость у этих людей. Ничем другим объяснить это я просто не могу. Но что бы там они ни говорили, у меня действительно эта традиция в роду существовала, и доказательства этому у меня есть. Сохранились у меня и фотографии моей прапрабабушки, которую звали Тахмине, сохранились и письма моего прапрадеда из Тегерана, датированные 1865 годом. В любом случае это можно будет представить, если того потребуют обстоятельства. Так что есть у меня доказательства, что эта традиция реально в моем роду существовала.

Кроме всего прочего, в роду моем действительно были зороастрийцы. И не просто зороастрийцы, а зерваниты, что сейчас очень трудно понять даже современным зороастрийцам. Мне кажется чудом, что они выжили за многие века преследований, гонений, обструкций постсасанидского периода в Иране. До сих пор в Иране ведутся поиски зерванитов. Говорят, что они сохранились. Но поиски эти напоминают историю поиска моих родичей, которых мой дед нашел только в 1912 году. Причем я посмотрел письма моего деда, и оказалось, что он нашел их 14 апреля 1912 года, т. е. ровно день в день, когда затонул «Титаник». Это очень интересное совпадение — после долгих лет отторжения от своих корней найти своих родичей. С тех пор мой род никаких связей с этими дальними родственниками в Иране не имел. Понятно, что была революция, потом война, поэтому никто этого сделать не мог. Сейчас поиски этих родичей напоминают мне буквально поход хоббитов из трилогии Толкиена — приблизительно такая же детективная история. И здесь такие же тропы, по которым надо пройти. В общем, странная история. Я думаю, что после выхода в свет третьей части «Властелина Колец» и мне удастся найти моих дальних родичей.

Они действительно были зерванитами. Были и есть. Я точно это могу сказать, поскольку обрывочные сведения об этом есть в сохранившихся рукописях моего деда. Как выяснилось, даже дата его рождения для меня оказалась загадочной, поскольку один мой знакомый историк выяснил, что дед на несколько лет старше своей официальной даты рождения. Оказалось, что он умер в 95 лет, а официально в этот момент ему было 89. Вот такая странная история. Короче, предки мои действительно были зерванитами. То, что зерваниты были астрологами, не вызывает у меня сомнения. Сейчас все больше и больше появляется подтверждений тому, что в сасанидские времена только зерваниты были астрологами, а ортодоксальные зороастрийцы астрологией не занимались. Этой наукой владели только те, кто, так или иначе, был связан с более древними системами знаний. А зерванизм был связан с системами знаний даже более древними, чем ортодоксальный зороастризм. И современные исследователи это тоже сейчас подтверждают.

Вот как они сохранились? Как сохранились несколько общин зороастрийцев на Памире, в Бадахшане, где мне пришлось побывать в 1977 году? Для меня это до сих пор остается загадкой. Сначала я это воспринимал как само собой разумеющееся, а потом для меня это оказалось действительно загадкой. Как они там сохранились — непонятно. Сейчас я не имею о них сведений. Бадахшан — это сейчас территория Таджикистана, это уже чужая страна. После развала нашей страны я не имею о них никаких сообщений. Последний, кто о них что-то знал, был мой ученик Коровяк, который, съездив туда, привез весть о войне. После его поездки сразу началась война, и естественно, что сейчас туда проехать уже невозможно. Он был последний, кто привез оттуда какие-то реальные сведения о том, что они сохранились, существуют еще. Поэтому последние сведения о них датированы 1992 — 1993 годом. Как только этот мой ученик съездил туда, я сразу же попал в катастрофу. Тоже такое странное стечение обстоятельств. Тут возникают постоянные загадки.

Зерванизм — это более древнее учение, чем даже ортодоксальный зороастризм, оно возникло раньше. В свое время я рекомендовал прочитать всем «Пробуждающуюся науку» Ван-дер-Вардена, где об этом написано. Единственный, кстати, человек, который написал более-менее нормально о зерванизме. Не как о зороастрийской ереси, а как о реальной традиции, более древней, чем даже зороастризм. К большому сожалению, в современном научном подходе к зороастризму зерванизм считается ересью. Хотя мне очень трудно понять, как это может быть научный подход к религии. Как это измерить? Химический состав перьев ангелов, что ли? Научный подход к религии — что это? К сожалению, он есть. И с XVIII века в европейской традиции почему-то возникло очень неправильное, превратное представление о том, что зерванизм есть ересь, впоследствии подпитанное не очень грамотными зороастрийскими ортодоксальными жрецами, которые утратили связь с древними традициями. Они считают, что это ересь, которая возникла в сасанидские времена, т. е. где-то в III — IV века. Зерванизм приравняли к манихейству, хотя манихейство — это реальная ересь, связанная с реальной фигурой лжепророка Мани. А с кого спрашивать в зерванизме? Манихейство названо по имени Мани, христианство — по имени Христа, это религия. А в зерванизме с кого спрашивать — с Зервана? Значит, получается, что Зерван — это какой-то человек, который когда-то жил, породил таких же людей, как и он, Ахура-Мазду и Ахримана. Значит, можно его персонифицировать? Нет, зерванизм не персонифицирован ни с какой личностью. Это изначальная традиция, которая возникла никак не в III веке. Кто это сказал? Сказали это христианские монахи в V — VI веке, и на основе этого потом уже, в XVIII -XIX веке, критики зороастризма вынесли суждение об этой традиции. Все это основано на мнении людей, которые к самому зороастризму не имели ни малейшего отношения, а наоборот, были его врагами. Был такой армянский монах Езник, который сделал в этом отношении много плохого, уничтожая зороастризм.

Мне хотелось бы чуть-чуть рассказать об истоках не просто зороастризма, а об истоках зерванитской или зороастрийской астрологии, потому что она действительно существовала. В зороастризме астрология считалась не просто почитаемой наукой, а была возведена в ранг божественной традиции. Ей был посвящен один из 22 насков Авесты — это Надар-наск. Мне могут возразить, что наски Авесты были собраны Кирдэром только в III веке, а что было в древней Авесте, никто не знает. Ничего подобного! Авеста была и до этого, и то, что собирали, собирали по изначальному плану, по которому были созданы еще древние книги Авесты. То есть, если древний Надар-наск был посвящен астрологии, то собирали то, что от него осталось в III — IV веках, но тоже связанное с астрологией. Они не могли изменить саму систему, они не могли изменить сами основы традиции, потому что тогда они были бы еретиками. Они не были еретиками, поскольку они восстанавливали традицию. Так что 22 наска Авесты были восстановлены по тому же плану, который был при пророке Заратуштре, и который существовал еще до него. Так что астрология была божественной наукой — и это бесспорно.

С другой стороны, когда мы начинаем говорить об астрологии, то сразу же видим, что в древних текстах сказано, что занятие астрологией — это удел магов. Кто такие маги? Еще раз напоминаю, что к современному извращенному толкованию магии они не имеют никакого отношения. Люди, которые сейчас называют себя магами, на самом деле являются колдунами или по-нашему — карапанами. Они мало что знают и понимают из того, чем обладали настоящие маги в древности.

У Геродота мы можем прочесть, что «маги» — это какое-то непонятное племя. С понятием племени, как правило, связывают каких-то людей в шкурах, которые охотятся на мамонтов или носорогов. Но здесь скорее не племя, а некий клан, который был связан с Мидией.

Мидийская традиция является более древней, чем иранская. Когда Иран при Кире Великом поглотил Мидию, он опасался могущественных магов. Их влияние уничтожил только Дарий I из младшей ветви Ахеменидов, который, по сути, совершил государственный переворот. Было это в 522 году до нашей эры. Он придрался к тому, что один из магов якобы овладел престолом под именем младшего брата Камбиза — Бардии. Даже имя этому магу придумали — Гаумата, чуть ли не Гаутама, как царевич Будда. Дарий уничтожает Гаумату и отправляет в изгнание очень многих магов. От этого выиграли только мировая наука, философия и культура. Куда ушли маги? Из истории мы видим, что у греков в V — VI веке до нашей эры наблюдается величайший расцвет философии и науки. Вот вам, пожалуйста, откуда объективно начинается расцвет всей греческой культуры. На востоке сразу же появляется буддизм, даосизм, и масса других традиций. И все это почему-то совпадает с истреблением магов. То же самое наблюдается и после вторичного уничтожения магов в V — VI веке нашей эры. Это уже в сасанидские времена. Именно маги владели астрологией, именно они хранили учение о Зерване.

Маги жили на территории Мидии. Это северо-запад Ирана, нынешний иранский Азербайджан. Именно оттуда происходит мой род, из треугольника, пограничного с нынешней территорией Ирана, Турции и Ирака. Я считаю, что остались последние годы, когда можно будет наладить с ними связь. Новая война, которая возникнет в Иране достаточно скоро, перекроет все возможности установить не только связь с моим родом, но и связи с последними зерванитами, последними истинными носителями традиции мидийских магов.

Таким образом, если говорить о традиции, то это была действительно традиция индийских магов. Именно они были ее хранителями. Какое-то время после изгнания они находились в маргинальном положении, на задворках. Проповедовали грекам, индусам, китайцам. В общем, они были интернационалистами, у них не было дискриминации по национальному признаку. Они могли совершенно спокойно посвятить Лао-цзы, явно не арийской внешности, Конфуция. Правда, с Конфуцием не все ясно. Он был китайцем, но рост у него был 1 м 93 см. Как-то для китайца немало, тем более в VI веке до нашей эры. Внешность Конфуция также мало соответствует внешности китайцев. Это потом его китаизировали, но изначально этого не было. Это же касается и Лао-цзы. Поэтому стоит задуматься, а были ли Конфуций и Лао-цзы китайцами. А также над тем, что подарили зерваниты мировой традиции и мировой культуре.

Дело в том, что зерваниты действительно хранили уникальнейшие знания, а не только астрологию. Различные главнейшие философские концепции вырабатывались в разные века у разных народов. Но толчок этому, духовный импульс к развитию, получается, когда был дан, в какое время? Конечно, прямых доказательств у меня нет. Нет доказательств, что какой-нибудь зерванитский маг приехал к Пифагору и его посвятил, или к Платону. Хотя Платон пишет, что учился в Персии, т. е. на него можно сослаться. Известно так же, что и Пифагор во время вавилонского пленения обучался у персидских магов.

Лао-цзы ничего об этом не пишет, однако по многим признакам об этом можно догадаться. Историк имеет право делать сопоставления и выдвигать гипотезы на основе ряда косвенных фактов. И здесь такая гипотеза выстраивается. Лао-цзы уходит почему-то на запад. По красивой легенде он уезжает на каком-то синем (или голубом) быке. Многие другие мыслители на Востоке также почему-то с западом связывают страну, где очень много знаний, где находятся какие-то суперносители традиций. Про Тибет я уже и не говорю. Сейчас уже всем известно, что многие изначальные тибетские традиции, например, традиция «бонпо», имеют древнеиранские корни. Кузнецов Б. И. в своей книге «Древний Иран и Тибет» доказывает, что религия бон имеет древнеиранские корни. Точнее, я бы сказал, мидийские.

Нас, конечно, в большей степени будет интересовать астрология. Эта наука, как наилучшая гуманитарная система познания мира применимо к личности, к судьбе человека, была изначально сформирована как астрология личности в глубинах этой традиции, внутри зерванизма. И, может быть, не случайно настоящая астрология личности, о которой мы сейчас говорим, изучается так называемой традиционной астрологией. Вообще непонятно, что такое «традиционная астрология»? Это астрология, основанная на традициях. А какие самые древние традиции в астрологии личности? В астрологии личности самые древние традиции упираются в найденный на территории Вавилона гороскоп личности, датированный где-то серединой V века до нашей эры. Причем, этот гороскоп построен в персидской традиции, с 12 знаками Зодиака. Вот вам традиция!

Современная «традиционная» астрология упирается максимум в Птолемея, минимум — в средневековье. А еще минимальнее — в современные астрологические изыскания типа Редьяра и прочих, которые лепили все подряд. Марк Джонс, например, вообще посадил одну наркоманку и заставил ее медитировать на символы зодиакальных знаков и зодиакальных градусов. Вот она между дозами кокаина выдавала некие картинки, которые потом послужили основой для так называемого «Словаря сабианских символов». К сабианцам, которые жили на территории ближнего Востока, и к гностической секте, которая уже искаженно трансформировала зерванитские традиции магов начиная со II — III века до нашей эры, это не имеет никакого отношения. А имеет отношение только к наркотическим видениям, в которых некий Марк Джоунз в течение трех месяцев решил поупражняться. Каждый из нас может так же поупражняться и изобрести свой словарь нео-собианских символов. Для этого нужно немножко кокаина. Можно обойтись и без него, просто зная, как медитировать. Но будет ли полученная таким образом информация проверена веками, будет ли это освящено временем? Будет ли все это связано с включением той самой древнейшей традиции? Я думаю, что это даже не обсуждается.

Я не говорю, что мне очень хочется разгромить так называемую «традиционную» астрологию. Я их называю западниками, хотя, конечно, это уже не западники — это и западники, и восточники, они уже проросли всюду. Вообще, с западом во многих традициях была связана страна мертвых. И если они сами себя называют «западниками», западной традицией, что ж, пусть так и будет.

Что касается нас, то я не могу сказать, что это восточная традиция, потому что наши корни упираются в север. Здесь мне хотелось бы проследить путь, как это развивалось. Скорее всего, можно сказать, что многие традиции, многие философские системы, по крайней мере, начиная с астрологии личности, имели прямую связь с зерванитскими магами. Видимо, первый выброс за пределы тщательно охраняемых внутриклановых знаний произошел в VI веке до нашей эры, после изгнания магов при Дарий I. И тут же в античном мире пошло развитие наук, в том числе и астрологии.

Все это имело и дальнейшее развитие. С зерванитами было связано и вторичное возрождение астрологии во времена раннего средневековья, уже в VI веке нашей эры. Двенадцать веков лежит между этими историческими периодами. И примерно столько же времени прошло, когда в XVIII веке Анкетиль Дюперрон, французский путешественник, открыл Авесту для Европы.

К сожалению, Авесту в Европе узнали не из самых лучших источников, уже в искаженном ее варианте. Узнали от тех людей, парсов, которые имели слабое представление о своих изначальных корнях. Потом все это породило страшные сомнения в подлинности слов Заратуштры. Но дело не в этом. Самое неприятное заключается в том, что в этом варианте Авесты об астрологии ни слова не было сказано. Настоящего учения магов там не было. А почему? Да просто потому, что маги в Индию не поехали, их там было очень мало. Хотя они, конечно, были на севере Индии. У меня есть сведения, что маги были в Кашмире, на территории пограничной с нынешним Пакистаном и Афганистаном. Это были согдийские маги, восточная ветвь магов. В Согдиане, в Бактрии, на территории современного Афганистана и Таджикистана, также существовала мощнейшая ветвь магов. Они основали там свои поселения еще в VI веке до нашей эры. Я общался с потомками тех магов, которые ныне живут на территории горного Бадахшана.

Следует отметить, что зерванитская традиция, в отличие от ортодоксально зороастрийской, была более закрытой. Это действительно так. Они формировали профессионалов, которые занимались очень серьезной исследовательской работой. К сожалению, мы до сих пор не можем себе представить, что именно было потеряно в это время и почему. Я считаю, что этот вопрос обязательно здесь нужно поставить. Потому что, если на него не дать четкого ответа, то всегда будет возникать принципиальное непонимание со стороны представителей так называемой официальной науки.

В чем же здесь дело? И почему эти знания были утрачены? Очень долгие годы, на протяжении многих веков представители зерванитской традиции магов ничего не записывали. Все знания у них передавались только в изустной форме. Поэтому уничтожение представителей этой традиции влекло за собой и потерю их знаний. А наша официальная наука во всем требует доказательств. Нам говорят: «А где у вас документы? Предъявите паспорт зерванита!» А их нет и быть не может. Почему? Да потому, что в зороастризме изначально считалось, что мысль записанная была связана с дьяволом. Это совершенно конкретно и четко сказано: дьявол дал семь видов письма, которые были изобретены им для обмана людей. Именно поэтому изначальная, настоящая традиция всегда передавалась из уст в уста. Из зерванитских текстов сохранились лишь какие-то обрывочные документы, записанные учениками, посещающими магические школы. Этот обрывочный материал, накопленный на протяжении веков, потом достался моему деду. Ему просто передали его на хранение и сказали, что все это называется «Книга Зервана». Поскольку повествование — это «намаг» или «намэ», а Зерван — это Зерван, то он спросил, а можно ли это назвать «Зерван-намаг»? Можно, сказали ему. Хотя это просто некие записи, имеющие отношение к тому, что записывали ученики за учителями на протяжении веков, как первоклашки правила чистописания. Это не совсем традиция. Это просто опусы или ученические сочинения, на темы, имеющие отношение к традиции. Вот приблизительно на таком уровне надо воспринимать ту книгу, которая досталась в данном случае от моего деда мне.

Но все равно это очень интересная книга. Это сборник притчей, сочинений на определенные темы. Причем в этом сборнике имеются ссылки на то, что всем вроде бы известно. Дальше идет обрывочный текст о числах, потом такой же текст об астрологии. Как будто ученик рассказывает учителю о том, что ему и так известно. Такой небольшой конспектик. Вот это и есть «Зерван-намаг».

Ссылаться на «Зерван-намаг» как на целостное учение типа Библии нельзя. Это было бы неправильно. Почему я и не выставляю его до сих пор. Потому что нельзя ссылаться на школьные сочинения, даже если они написаны на темы, близкие к традиции. Хотя там изложено много интересного. Но самая главная традиция — изустная. И я буду вам постоянно об этом напоминать. Если кто-то что-то и записывал, то это был не зерванит, не маг. Записывали ученики зерванитских школ со слов своих учителей, как они это понимали. Ну, как может понимать первоклассник мысль Льва Толстого или Достоевского? Или, допустим, восьмиклассник, который пишет сочинение о Раскольникове? Ну, убил бабушку лопатой или топором. Потом попал на каторгу. Чисто бытовое убийство. Ну, подвел он там под это какую-то базу. Все! Что он поймет? Ничего не поймет. Хотя учитель будет говорить, что не надо думать, будто он просто бабушку топориком убил. Надо читать дальше и разбираться. Ведь он же перед этим идею имел! Одна старушка — 10 копеек, 2 старушки — 20 копеек, 100 тысяч старушек — это уже машину можно купить, дом построить. У него же сверхценная идея была, вот об этом надо думать! Ученик запишет за учителем коряво, по-своему, — приблизительно это и есть «Зерван-намаг». Мне очень тяжело, конечно, об этом говорить, но даже это — исключительная ценность. Сейчас, когда наступила эра Водолея, я начал подготовку издания этой книги даже в таком виде. Все равно это гениальная вещь, она исключительна. Я часто цитировал ее своим ученикам. Хотя с точки зрения зерванитов в этой книге заключены не суперидеи. Но мне просто хотелось бы рассказать о том, что это осталось, сохранилось до наших дней.

Остались также несколько молитв (тоже в виде школьных сочинений), которые были записаны зерванитами для внутреннего пользования в очень позднее время, где-то в X — XII века. Записаны они были на согдийском диалекте. В «Зерван-намаге» есть даже ссылка на какой-то молебен, связанный с Зерваном, который проводился в так называемые «нулевые» дни, а также во время «размыкания небесных колец» — там так и написано. Наверное, размыкание небесных колец связано с двойным зодиаком, или с какими-то космическими исключительными явлениями. Сборник этих молитв можно назвать «Зерван-яшт». Там есть молитвы, посвященные Зервану, а есть и молитвы, посвященные Тхваше, которая является его земной воплощенной ипостасью.

Очень много там говориться о различных планетах, очень много упоминаний, связанных с космической персонификацией ангелов. Все это там упоминается, обрывки этих текстов тоже у меня есть. Поэтому есть возможность проведения их реконструкции. Это не то, что могло бы называться каноном. Зерваниты вообще презирали каноны и не занимались этим. Но что касается чисто астрологических традиций в зерванизме, то до нашего времени дошло огромное количество сочинений. Эти сочинения тоже можно назвать чисто методическими пособиями. Некоторые из них являются сочинениями на определенную тему.

До нашего времени дошло целых пять совершенно разных версий сочинений, которые приписываются одному из любимых учеников Заратуштры — Джамаспе. Одно из них связано с космогенезисом. В нем описывается вольное переложение «Бундахишна». В трех других даются чисто астрологические методики. Я в своих многих лекциях ссылался именно на них, на так называемую «Звездную» или «Космическую книгу» Джамаспа. Это, на мой взгляд, довольно позднее сочинение, потому что там приводятся современные положения планет, а также очень хорошо описаны методы хорарной астрологии. Кстати говоря, как раз эти методики я давал на своих спецкурсах, так называемый квазихорар взят именно оттуда. Так вот там разбирается положение планет, современное для автора этой книги, и это положение совпадает с тем, которое было в начале VI века нашей эры. Из этого я делаю выводы, что книга эта была написана все-таки не Джамаспом, а каким-то астрологом под видом Джамаспа. Может быть, его тоже звали Джамаспом, ведь это имя было очень популярным среди зороастрийцев.

Есть еще одно очень интересно сочинение. Я бы сказал, весьма исключительное. Оно тоже достаточно позднее, написано где-то в самом последнем веке зороастрийской империи Сасанидов, в VII веке нашей эры. На это сочинение есть ссылки в других источниках. Что интересно, авторство принадлежит женщине. Звали ее Зервандукт. Это имя постоянно упоминают зерванитские маги. Причем она как будто бы была потомком (правнучкой или праправнучкой) знаменитого Кирдера. Она написала книгу, которая, по крайней мере, на две трети есть у меня, переведенная на русский язык моим дедушкой.

В этой книге разбирается очень много различных астрологических методик. Она написана в виде вопросов и ответов: ученик задает вопрос, а учитель отвечает. Например, там есть такой вопрос: «А правда ли, что существует семь планет?» А она отвечает: «Правда, но есть планеты, которые тебе знать не надо» — «А почему мне не надо знать эти планеты?» — «А потому, что человек не может прожить еще столько, сколько длится цикл этих планет», — отвечает Зервандукт.

Интересен тот факт, что астрологическое сочинение написано женщиной! Это неслыханная вещь, но в зороастрийской традиции это есть. Причем она, видимо, была одним из учителей, потому что я видел ссылки на нее в других зерванитских текстах, и даже в одном вполне ортодоксальном историческом сочинении. Правда, там было искажено ее имя, но, тем не менее, говорится о том, что она когда-то была и многие маги, многие звездочеты обязаны ей своим учением. Так что надо и ее упомянуть как одну из наших предтеч.

В общем, мне пришлось опираться на эти источники. Могу сказать, что после того как в VI веке нашей эры зерванитов разгромили окончательно, а Иран перестал существовать как империя в VII веке, зерваниты перешли почти на нелегальное положение. Однако в разные времена они появлялись то в одном, то в другом месте. Известно, например, что зерванитские маги были учителями такого человека, как Ибн-Сина или Авиценна. Он учился у одного из магов. У Авиценны есть мощнейшие астрологические вставки не только в «Каноне о врачебной науке», но и во многих других сочинениях. И в них встречаются ссылки на персидских магов.

О персидских магах еще в XV веке упоминает и знаменитый Улугбек. Рассказывая о различных астрологических методах, он пишет о Заратуштре. А на кого он при этом ссылается? На ортодоксальных зороастрийцев он ссылаться не мог, потому что они в то время не занимались астрологией. Это могли быть только маги, которые в то время жили на территории бывшей Согдианы и Бактрии. Улугбек в своем «Зидже» пишет о том, что известно 3 астрологических метода (метод — перс, «наму-дар»). Правда, он упоминает метод Заратуштры лишь третьим. Но при этом он не говорит, какой из них выше, какой ниже. Он просто перечисляет их. Есть методика греческая, Птолемея, есть еще какая-то, и есть третья — это методика Заратуштры. И дальше идет ссылка, которая является, по сути, цитатой из «Вопросов и ответов» Зервандукт. Там приводится приблизительно такой вопрос: «А как узнать отступника от истинной веры?» А Зервандукт отвечает приблизительно следующее: «Если вы увидите людей, в гороскопе которых то-то и то-то, или они ведут себя так-то и так-то, то знайте, что это злокозненные еретики, которые могут сделать вот то-то и то-то». И там по указанным признакам совершенно конкретно угадывается Маздак: убивает животных, собирает людей вокруг себя, пытается говорить красивыми словами, становится советником шах-ин-шаха. Есть вероятность, что Зервандукт противостояла Маздаку. Неизвестно, что с ней было, и вообще непонятно, что это за личность, сколько она жила, но о ней необходимо сказать: что это была за женщина, почему на нее ссылались, почему она определила развитие астрологии. Мне, например, она очень помогла в моих исследованиях. Я нередко обращался к ее трудам. Одна-две фразы, взятые у нее, потом помогали мне раскрывать целые темы.

К чему, собственно говоря, я подвожу? К тому, что у нас есть мощнейшая историческая база. У нас есть традиция, на которую можно опираться, и эта традиция доказуема. Я и раньше вам говорил всю правду, а сегодня я от вас ничего не скрываю. Это цитата из Марка Твена: «раньше я вам говорил всю правду, а теперь я от вас ничего не скрываю». И не собираюсь этого делать. Просто уже назрела необходимость узнать, откуда мы. Поэтому я и попытался вам рассказать о корнях, об истоках.

Дальше идут темные века в истории зерванизма, в истории магов, в истории астрологии. И этот огонек, получается, тлел до XIX века. Потом пошли разные оккультные секты. Увы, к сожалению, в современном зороастризме есть множество оккультных сект. Под видом зороастризма возрождаются совершенно не зороастрийские традиции: полумасонские, полуоккультные, которые к изначальному зерванизму и зороастризму не имеют никакого отношения. Здесь не надо путать — авестийская астрология не была оккультной. К магии, к воздействию на человека, на его судьбу она не имела ни малейшего отношения. Она была призвана помочь человеку сориентироваться, помочь ему сделать правильный выбор. Существуют различные методики, которые давали человеку эти возможности. Об этом пишут многие учителя-маги, которые, так или иначе, писали об астрологии. Я не говорю уже о «Бундахишне» и прочих зороастрийских источниках, которые остались. Я говорю о тех, кто был астрологом. Джамаспа почитайте, почитайте Зервандукт. У них все это есть. Почитайте учителя Михридата, который писал уже в XIV веке. Это один из последних великих учителей в зороастризме, живший на территории нынешней Атропатены. Он был известным астрологом, у которого консультировались турецкие султаны будущей династии Османов. Я читал одно предание об одном из первых султанов будущей Османской империи, у которого астрологом был один маг с именем Михридат. Я посмотрел, откуда он. Оказалось, что из Мидии. Все понятно! Он составлял гороскопы будущим султанам. У моего дедушки осталось несколько отрывков из астрологических работ этого Михридата. Видимо, это из его довольно обширного сочинения, или кто-то это за ним записал. Особо нового там ничего нет, но кое-что он мне подсказал, особенно по части мировой астрологии.

Кстати, многие сейчас не будут спорить о том, что именно зороастрийские астрологи были самые лучшие специалисты в области мировой астрологии. Именно они вывели учение о циклах, например, о соединении Сатурна и Юпитера. Откуда это? На кого ссылался Альбумазар, персидский астролог VIII — IX века, когда он писал книгу о великих соединениях? Он ссылался на учение магов. А впервые цикл соединения Юпитера с Сатурном упоминается все в той же «Звездной книге» Джамаспа. Целая глава там посвящена учению о циклах. Есть там и учение о символических правителях каждого года, периода, и о календарных циклах. Все это потом взял Птолемей и средневековые астрологи. Если бы они были традиционными астрологами, они бы все это упомянули. Но они об этом ничего не пишут. Их традиция начинается с Птолемея. А кто был до Птолемея? Откуда берется эта традиция? Почему они этого не упоминают, почему они не упоминают зороастрийских астрологов? Поэтому я хочу сказать, что авестийская астрология и является традиционной астрологией. Настоящая традиционная астрология — это то, чем мы с вами занимаемся.

Последний был Михридат, а это XIV век. Видимо, он что-то такое сказал этому Осману, что это его предсказание султаны из Османской империи вспоминали даже в XVIII и XIX веке. Так что у нас есть на что ссылаться, у нас есть традиция.

И вот в XIX веке все это было передано сначала моей прабабушке, потом моему дедушке. А потом так получилось, что это предопределило мою жизнь. Я сейчас заканчиваю, и мы затем приступим к знакомству с очень интересными исследованиями, которые были проведены уже большой группой людей, работающих в этой традиции. Мне очень приятно, что, во-первых, эта традиция вернулась на свою историческую родину, потому что именно здесь, на нашей земле ее историческая родина. Почему она здесь и живет по-настоящему. Почему маги, живя у себя в Мидии и в Согдиане, всегда говорили, что они в гостях. «Мы в гостях, мы не у себя дома!» Всегда они на это жаловались. Потому что они знали, что их дом, их традиции, их родина не там. А там, где настоящая родина, должна помогать сама земля, потому что там обитают души предков. Поэтому не случайно именно здесь началось возрождение этой традиции. Оно будет идти и дальше, обязательно будет. Это только начало. И мне было сказано в свое время: «Должен принести туда, куда не смог принести Дарий Великий в свое время».

Дарий Великий в V — VI веке до нашей эры пытался прорваться на север. У него ничего не получилось, потому что он применил тактику войны. Он попытался просто пойти войной. Но его завернули. После этого еще несколько шах-ин-шахов пытались повторить его подвиг, но все закончилось с таким же успехом. Кто же с мечом идет на землю предков? Это все равно, что прийти с мечом в дом своих родителей. Люди, которые защищают светлую традицию, не могут прибегать к темным методам. Ну, Дарий, по сути, являлся узурпатором. Я его действительно так называю и имею на это полное право. Просто он потом женился на дочери Кира Великого и его потомки, действительно, стали потомками Кира. Но дело не в этом. Дело в том, что эта традиция действительно вернулась на родину. И как мне было сказано, чтобы я это вел дальше, так я это и делаю.

Как у меня все это складывалось? У меня все тоже складывалось методом чуда. Почему эта школа возродилась? Да просто потому, что так надо было. Были люди, которые почему-то откуда-то появлялись и помогали. Помогали, потому что им эти знания что-то открывали. Они говорили: «Да, я всегда так думал!». Почему-то у многих людей, когда они начинали знакомиться с этой традицией, возникало такое чувство. И эти люди действительно помогали. Могу назвать дату, с которой началось уже наше зажжение огня авестийской традиции, авестийской школы астрологии. Это был 1980 год. Сначала это были маленькие кружочки, и я не могу сказать, что это было настоящее начало школы. Настоящее начало было положено по инициативе одного ныне покойного профессора и доктора медицины. Звали его Меделяновский Арсений Николаевич. Это было в Москве, рядом со станцией метро Ждановская, на территории его лаборатории нормальной физиологии. И началась все это 12 февраля 1982 года, в 19 часов 10 минут. Должно было начаться в 19 часов, но задержали. Вот можете сделать гороскоп и посмотреть. Это будет гороскоп всего, что началось. Осенью 1982 года была открыта первая школа и в Петербурге.

Вот с этого момента школа и началась. А потом все вам известно. После этого школа 7 лет была в маргинальном положении. С 1989 года она вышла из подполья, после чего стали появляться школы в различных городах.

Мне хотелось бы, чтобы люди, собравшиеся здесь, считали этот конгресс неким учредительным конгрессом. Я на этом настаиваю. Он должен закрепить на астральном уровне, на уровне космоса, некое такое объединение. Он должен стать символом объединения и примирения. Давайте мы его назовем днем примирения всех тех людей, которые когда-то что-то не поделили друг с другом, которые что-то имеют против. Вот сегодня для меня день примирения и объединения, и завтра — тоже. Пусть все отступники, которые отступили, будут иметь шанс вернуться, а те, кто уже отступили окончательно — пусть они имеют шанс не вернуться. Так что всем хочу пожелать самого лучшего, и мне очень приятно здесь видеть не всех, конечно, но… (смех в зале) ну, скажем так, элиту. Но не всю.

Я заканчиваю. И под конец мне хотелось бы всем вам не то чтобы пожелать. А чего мне желать? Вы сами себе нажелали, что хотели. Знаете, у нас сейчас вообще одна задача в этой жизни — живыми отсюда уйти. То есть из этой жизни уйти живыми, понимаете? А что значит живыми? Это значит — просветленными. Человек, который не теряет рассудка, разума, и при этом постоянно развивается, уходит из жизни живым. Так вот у нас задание: живыми отсюда уйти через долгие-долгие годы. Потому что астрология наша учит тому, чтобы жить как можно дольше для того, чтобы побеждать Ахримана. Потому что мы его раздражаем тем, что живем. Вот когда живут нормальные, умные люди, с нормальной физиологией (помните, откуда началась-то наша школа — с лаборатории нормальной физиологии!), знаете, как Ахриман корчится? Его аж перекореживает! Так ему и надо! Это единственное, где зороастрийцы могут непримиримо относиться к врагам — к врагам рода человеческого. Потому что он по отношению к нам такой же безжалостный. Ко всем остальным мы относимся нормально: мы даем им право на любые ошибки. Ну, не на любые преступления, но, по крайней мере, право идти туда — не знаю куда.

И давайте мы все уйдем отсюда живыми! Спасибо вам большое.

Октябрь 2003 г., Минск