Зороастрийцы, жившие в строгом соответствии с календарными ритмами, разделяли Хварну на три вида, которые соотносились с тремя основными понятиями их религиозного календаря.

Высшая отмеченность, так называемая Царская Хварна, соответствует календарному году. Она дается Создателем редчайшим людям как дар. Наличие Царской Хварны позволяет ее обладателю изменять предначертание и самому формировать будущее, подчинять и вести за собой целые коллективы людей, но вместе с тем налагает на человека бремя огромной ответственности за судьбы других. Зороастрийцы считали, что из всех людей, рожденных в течение одного года, лишь один может быть истинным обладателем Царской Хварны. Иметь Хварну Жрецов могут 12 человек, рожденных в один год — по количеству месяцев в году. Хварна Жрецов соответствует календарному месяцу и дается лишь тем, чей род является образцовым с точки зрения нравственности и чистоты. Хварна Жрецов наделяет людей мудростью и налагает на них ответственность за сохранение устоев и традиций. В отличие от Царской Хварны, связанной с будущим временем, Жреческая связана с прошлым, она передается по наследству в виде талантов, способностей и профессиональных навыков. Хварна Жрецов — это династийная отмеченность.

Но есть и третий вид Хварны, который не даруется Богом, как Царская, и не передается по наследству от предков, как Жреческая. Наличие или же отсутствие ее полностью зависит от выбора самого человека. Это так называемая Хварна Воина, или Общинника, связанная с моментом настоящего времени. Эта отмеченность дается по заслуге добрых дел, исполнения долга. Этот вид Хварны соответствует самому малому делению зороастрийского календаря, а именно — одному из тридцати дней календарного месяца. Поскольку зороастрийский религиозный год включал 360 дней, считалось, что 360 человек, рожденных в течение одного года, могут быть носителями Хварны Воинов. Подобно тому, как каждому из 12 месяцев соответствовал особый вид Хварны Жрецов, так и с каждым днем тридцатидневного месяца связан особый вид Хварны Воинов.

Каждый год 32-летнего календаря, каждый месяц года и каждый день месяца были посвящены тому или иному изеду — созданному Хормаздом благому духу, которому соответствовало то или иное растение, тотемическое животное, металл, минерал и т.д. Согласно дуалистической концепции зороастризма, в противоположность Хормазду злой дух Ахриман породил вредные растения, сорняки, вирусы и множество омерзительной храфстры: насекомых, скорпионов, змей, ядовитых пауков, пресмыкающихся — так называемых антитотемов, через которых в физическом мире проявляются дайвы-бесы. Каждому изеду противостоит тот или иной дайв, каждому тотему — антитотем, каждому благому делу противопоставляется определенный грех. Вся эта система противостояний отражена в удивительно стройной системе зороастрийского календаря, где каждый год, месяц или день представляет собой мистерию борьбы света и тьмы.

Каждый человек является невольным участником вселенской битвы добра и зла, и в каждом из нас, в зависимости от того, какую сторону мы выберем, проявляются черты либо тотема, соответствующего календарному дню, месяцу или году рождения, либо антитотема. Качества этих благих или же дурных животных проявляются в человеке не только на психологическом уровне, но даже и на физическом, отражаясь во внешности, делая человека похожим на то или иное животное.

Зороастрийский календарь сохранил в себе древнейшие тотемические представления, согласно которым человек теснейшим образом связан с животным и растительным миром: у каждого из нас есть свое, индивидуальное тотемическое животное, выполняющее роль связующего звена с многообразнейшим миром животного царства. Но, как уже говорилось, животное царство, как все в мироздании, разделено на две части, к одной из которых относятся благие создания Хормазда, а к другой — порождения нечестивого Ахримана. Поэтому, в лучшем случае, в человеке через черты тотемического животного проявляются качества изеда — покровителя дня его рождения, а в худшем — сквозь личину антитотема будет проступать отвратительная физиономия беса.

Понятия тотема и антитотема неразрывно связаны с понятиями Хварны и антихварны. На физическом уровне Хварна, данная человеку, проявляется во внешности, делая людей красивыми и привлекательными, наделяя их благородными чертами лица и хорошей осанкой. Знаками Хварны на теле считаются родинки в виде каких-либо фигур или созвездий, но расположенные только в строгом соответствии с указаниями солнечного календаря, согласно которому Хварне определенного дня соответствует определенный знак на теле.

Антихварна как печать Ахримана также проявляется во внешности и является свидетельством подверженности человека нападкам темных сил. Всевозможные виды физических недостатков и уродств, особенно врожденных, считаются отметинами дьявола. К ним относятся большие родимые пятна, особенно поросшие волосами, раннее облысение, хромота, сухорукость, дефекты речи, излишняя полнота, страшная худоба, непропорциональное телосложение, кривые зубы, всевозможные невралгии и многое другое. Если у человека присутствует семь видов различных антихварн, как это, например, имело место у вождя мирового пролетариата В. И. Ленина, то такой человек считается воплощенным бесом.

Для того, чтобы заслужить Хварну того или иного солнечного дня, а вместе с ней получить защиту предков и помощь ангела-хранителя, человек должен следовать предписаниям календаря, базовые ритмы которого хранят в себе воспоминание о первоначальной гармонии мироздания, существовавшей до вторжения в него духа-разрушителя. Для снискания внимания высших сил и обретения благодати верующий зороастриец обязан был исполнять так называемые дела долга, составлявшие часть ежедневного религиозного ритуала.

Великий персидский первосвященник Адурбад, сын Мараспента, непререкаемый авторитет для каждого, исповедующего веру Заратуштры, оставил в назидание потомкам множество различных поучений, так называемых андарзов, среди которых есть и краткое наставление относительно того, какие дела долга следует выполнять в различные дни месяца. Сам Адурбад прославился тем, что при нем была кодифицирована Авеста, собраны и частично реконструированы сохранившиеся фрагменты этого древнейшего религиозного памятника индоевропейцев. Во времена царствования Шапура II (309—379 гг. н.э.), в атмосфере пошатнувшихся под натиском несторианского христианства, манихейства, маздакизма и буддизма идеалов древней зороастрийской религии Адурбад с триумфом доказал правильность своего толкования веры путем прохождения через испытание — огненную ордалию. На грудь ему был вылит расплавленный металл, но он остался цел и невредим, тем самым доказав правоту последователей Заратуштры в споре с еретиками и сектантами. К советам Адурбада зороастрийцы во все времена относились с огромным уважением, и имя его достаточно часто упоминалось в пехлевийской литературе. Мы, рассматривая календарную систему зороастризма, также не можем обойти своим вниманием личность великого первосвященника, оставившего нам в наследство один из ключей к толкованию солнечных дней зороастрийского религиозного календаря.

Адурбад

Дела долга, которые следует выполнять в разные дни месяца

1-й солнечный лень

В день Хормазда пей вино и женись.

2-й солнечный лень

В день Воху-Мана одевай новую одежду.

3-й солнечный лень

В день Аша-Вахишты иди в храм огня.

4-й солнечный день

В день Шахревара веселись.

5-й солнечный день

В день Спента-Армайти паши землю.

6-й солнечный день
В день Хаурвата рой каналы для орошения.


7-й солнечный день
В день Амертата сажай кусты и деревья.


8-й солнечный день
В день Хварны мой голову и стриги волосы и ногти.


9-й солнечный день
В день Атара отправляйся на прогулку и не пеки хлеб, ибо это
прискорбный грех.


10-й солнечный день
В день Апам-Напата воздерживайся от воды и не тревожь вод.


11-й солнечный день
В день Хваршата отведи своих детей в школу для обучения грамоте, чтобы они стали образованными и мудрыми.


12-й солнечный день
В день Мах пей вино, и собери для беседы своих друзей и проси блага у Царя Луны.


13-й солнечный лень
В день Тиштрии посылай детей учиться стрельбе из лука, единоборствам и верховой езде.


14-й солнечный день

В день Гэуш-Урвана осматривай хлева и конюшни и приучай своих быков к плугу.


15-й солнечный день

В день Ардвисуры-Анахиты стриги волосы и ногти, и собирай виноград для вина и кидай его под пресс, чтобы вино было доброе.


16-й солнечный день

В день Михра, если ты несправедливо обвинен кем-то, встань перед Митрой и проси у него справедливости и взывай к нему.


17-й солнечный день

В день Сраоши проси благодеяния благословенного Сраоши ради спасения души.


18-й солнечный день

В день Рашну жизнь весела — делай в святости все, что хочешь.


19-й солнечный день

В день Фравардина не давай никаких клятв; в этот день благословенны жертвы Фравашам, они наиболее приятны им.


20-й солнечный день

В день Вертрагны закладывай фундамент своего дома, чтобы он был быстро построен, и иди на войну и на битву, чтобы ты мог вернуться с победой.


21-й солнечный день

В день Рама призови свою жену и делай с ней, что положено, и наслаждайся; отдавай также, если есть, прошение судьям, чтобы ты мог достичь желаемого.


22-й солнечный день

В день Вата ограничь себя в словах и не предпринимай ничего нового.


23-й солнечный день

В день Вайю делай все, что тебе нравится. Приведи к себе свою жену. Стриги волосы и ногти и одевайся.


24-й солнечный день

В день Даэны убивай вредных зверей и гадов.


25-й солнечный день

В день Арты купи новую вещь и принеси ее в дом.


26-й солнечный лень

В день Аштата допусти своих кобыл, коров и самок вьючных животных к их самцам, чтоб это пошло им во здравие.


27-й солнечный лень

В день Асмана отправляйся в долгий путь, чтоб вернуться целым и невредимым.


28-й солнечный день

В день Зема не принимай лекарств.


29-й солнечный лень

В день Мараспента чини свою одежду, шей ее и одевай ее; и возьми в постель свою жену, чтобы дитя острого ума и доброго нрава родилось от вас.


30-й солнечный лень
В день Анграоши стриги волосы и ногти и прими в постель свою жену, если хочешь породить исключительного ребенка.

Советы Адурбада относительно исполнения дел долга исключительно полезны для понимания структуры зороастрийского календаря. Сами по себе календарные циклы понимались поклонниками Мазды как воспоминание о неоскверненном райском состоянии мира, и зороастрийцы верили, что исполнение дел долга способствует обретению при жизни райской благодати, то есть Хварны. Но заслужить такой дар можно было лишь путем следования главной заповеди пророка Заратуштры, которая выражалась в короткой молитвенной формуле: «Хукст, Хумат, Хуварст», что означает: «Благие помыслы, благие слова, благие поступки». Зороастрийская дуалистическая концепция предполагала наличие морально-этической триады, которой противостояла триада злых мыслей, злых слов и злых дел. В зависимости от того, какой путь изберет человек и кому он будет служить своими ежечасными мыслями, словами и делами, определялась как посмертная его участь, так и прижизненное состояние, исполненное благодати — Хварны или же лишенное ее. Путь злодеяний ведет к приобретению демонических качеств, которые, пустив корни в психологии человека в теперешнем существовании, не замедлят проявиться во внешности в следующем воплощении в виде так называемых антихварн, то есть физических уродств.

Зороастрийская календарная система предполагала наличие тридцати благих дел и тридцати грехов, соответствующих тридцати дням месяца и ведущих к обретению Хварны либо антихварны соответственно. Эти добродетели и грехи подробно описаны в пехлевийском религиозном тексте «Дадестани-Меног-и-Храд» («Дадестан-и-Меног-и-Храд» — позднее пехлевийское религиозно-этическое сочинение, построенное в форме диалога. Чтобы понять смысл происходящего, мудрец задает Духу высшей небесной мудрости 62 вопроса, касающихся различных положений веры), то есть «Беседы с Духом мудрости», и мы позволим себе привести цитату из этого в высшей степени интересного сочинения, в котором мудрец вопрошает Духа мудрости по самым разным аспектам религиозной и повседневной жизни.