СИЯВУШ

В «Шахнаме» Сиявуш – сын Кей Кавуса. Мать Сиявуша, красавица из рода Фаридуна, фигурирует в поэме безымянно; она бежала из дома от гнева отца-самодура, её встретили в лесу и привели к царю два богатыря из дружи иы Кей Кавуса610, и царь женился на ней.

Сиявуш, младенец, прекрасный как пери, как священный кумир, рождается при неблагоприятном расположении небесных светил: рок сулит ему неисчислимые беды, и придворный звездочёт-гадатель сообщает об этом царю. Рустам берёт царевича на воспитание и обучает его воинскому искусству. Возмужав, Сиявуш возвращается под отчий кров.

Вскоре после этого умирает мать Сиявуша. Ещё через некоторое время жена Кей Кавуса Судабе, воспылав к царевичу страстью, приглашает его тай ком проникнуть в царский гарем, к ней, но Сиявуш в ответном послании через слугу гневно отвергает притязания мачехи.

Судабе трижды хитростью заманивает Сиявуша в гарем и предлагает ему себя. Сиявуш остаётся непреклонен. Тогда Судабе, исцарапав себе лицо и изорвав одежды, криком созывает стражу и обвиняет царевича в том, что он её домогался.

По некоторым косвенным данным можно предполагать, что в соответствующей зороастрийской легенде Кей Ус сразу поверил наговорам жены, и Сиявахш был с позором изгнал из Ирана. В «Шахнаме» же сюжет оброс множеством подробностей:

коварства жены Кей Кавус не постиг, /

Узнав о случившемся, вспыхнул он вмиг,

однако волю гневу не дал, устроил Судабе и Сиявушу «очную ставку», догадался об обмане жены и не казнил её единственно из боязни разжечь войну с Хамавераном (Йеменом) — ибо Судабе была дочерью хамаверанского царя.

Тогда Судабе прибегает к колдовству, и постепенно ей удаётся заронить сомнение в сердце Кей Кавуса. Но Сиявуш доказывает свою правоту, пройдя испытание огнём. Царь не казнит коварную жену лишь благодаря заступничеству сына.

Между тем Афрасиаб снова идёт войной на Иран, и Сиявуш выступает в поход. Из вещего сна Афрасиаб узнаёт, что если только туранское войско сойдётся с иранским в битве, туранцы будут разгромлены, а сам он убит. Афрасиаб спешит заключить мир, отправляет к Сиявушу караван с богатыми дарами и отдаёт туранских воинов Сиявушу в заложники. Иранские богатыри, посовещавшись, принимают предложение Афрасиаба, Сиявуш даёт клятву соблюдать мир и не причинять заложникам вреда, но Кей Кавус велит заложников казнить и немедленно начать войну. В споре он оскорбляет Рустама и Сиявуша. Боясь пойти на клятвопреступление, Сиявуш передаёт командование войском одному из иранских богатырей, а сам уходит в изгнание — в Туран и поступает на службу к Афрасиабу. Он неоднократно отличается перед Афра сиабом и обретает его благорасположение, так что туранский царь выдаёт за него свою дочь Ференгис и даже готов передать ему царство.

Сиявуш строит столицу Турана — горный город-крепость Капг (этот город упоминается в «Шахнаме» и ранее: там, в частности, происходит первая встреча Сиявуша и Афрасиаба), которому

…нет града подстать

И края отрадней нигде не сыскать <…>

Где взоры чарует то замок, то сад;

Роскошные бани, журчание вод,

Украшены улицы, весел народ.

<…>

И немощных там не увидишь; весь край —

Цветник благовонный, сияющий рай.

Снедаемый завистью царский брат Гарсиваз оговаривает Сиявуша перед Афрасиабом, будто тот вознамерился продолжить начатое Менучехром дело — вершить месть за Иреджа, и готовится предать Туран мечу и разорению; а Сиявушу в то же время внушает, что Афрасиаб на него прогневался и намерен его казнить. Сиявуш, узнав из вещего сна о своей скорой гибели, даёт прощальные наставления Ференгис, покидает Туран и вместе с дружиной держит путь к Ирану. Афрасиаб настигает беглеца, берёт в плен, долго не решается казнить; велит заточить в темницу Ференгис, молящую пощадить мужа. Сиявуша по приказу Гарсиваза убивает брат Афрасиаба воин Горуй. Сын Висе Пиран, друг Сиявуша, освобождает Ференгис из заточения. Вскоре у неё рождается сын — Кей Хусроу (авест. Кави X а о с р а в а, среднеперс. Кей Хосров).

КАВИ ХАОСРАВА (авестийская традиция)

Изложено по: «Яшт» 5.49—51; 9.17—23; 15.31—33; 17.41—43; 19.74—77

После Сьяваршана царственную Хварну Кавиев унаследовал его сын Кави Хаосрава (среднеперс. Кей Хосров, фарси Кей X у с р о у)

По силе благодатной,

Победе богоданной,

Удаче превосходной,

По слову благотворному,

По слову нерушимому

И по непобедимому,

По крепости здоровья,

Божественному счастью,

Выносливости тела

И по потомству умному,

Хорошему и доброму,

Речистому и властному,

Находчивому, зоркому,

По видению ясному

Всех преимуществ Истины,

По царственному блеску,

По жизни долготе,

По полноте успеха,

По множеству добра [СК].

{Хаосрава родился в туранской земле уже после гибели Сьяваршана} (По сюжету «Шахнаме».); {его матерью была В и спа нфри а (фарси Ференгие) — родная дочь злодея Франграсйана} («Бундахишн» 31.18.). {Детство и раннюю юность Хасорава провёл в счастливом безмятежном неведении; когда же он повзрослел и узнал} ( По сюжету «Шахнаме»), что он — потомок династии Кавиев и что отец его был подло убит предводителем туров, он решил покинуть царство Франграсйана.

Как и все его сиятельные предки — Парадата и Кавии, Хаосрава вознёс молитву о помощи к благой богине мировых вод Ардвисуре Анахите:

Вот так просил он Ардви:

«Такую дай удачу,

Благая Ардвисура,

Чтобы добился власти

Я — над людьми и дэвами,

Над ведьмами, волхвами,

Кавийскими тиранами

И злыми карапанами.

Чтобы из всех упряжек

Я управлял бы первой

На скаковой дорожке

На всю её длину,

Чтоб в конном состязанье

С злодеем Нэрэманом

Не врезался с конями

В его я западню» [СК].

===============================================

Подробности мифа о Нэрэмане и его «западне» неизвестны; соответствующий фрагмент («Яшт» 5.50, сходно в «Яшт» 19.77, сравн. также «Яшт» 15.32, где противник Хаосравы просит Вайю о победе, а Хаосрава, в свою очередь, обращается к богу с аналогичной «контрмолитвой») труден для прочтения, предлагались и другие толкова ния и варианты — вплоть до принципиально различных 14.

—————————————————

См. переводы: Дж. Дармстетера (SBE. Vol. XXIII. Р. 66, 256, 304), полагавшего, что имя гцютивника Хаосравы — А у р в а с а р а, а «западнёй» является Белый Лес (место будущего сражения Виштаспа с Арджаспом — см. с. 332). И. С. Брагинского (Авеста-РП. С. 208, 230).

—————————————————

Вероятнее всего, речь идёт либо о возглавляемой Нэрзманом/Аурвасарой конной погоне за Хаосравой, бежавшим из туранских земель в царство Кавиев, либо — об одном из сражений арийцев под предводительством Хаосравы с турами.

===============================================

Хаосрава молился богине вод на берегу озера Чайчаста (среднеперс. Нечаст) с глубокою водой [СК], {созданного Маздой}(«Сихрочак» 9.), приносил жертвы — сто коней, тысячу быков и десять тысяч овец [Бр], — и богиня вняла его мольбе.

Затем Хаосрава обратился с молитвой к Аши:

Вот так просил он Аши:

«Такую дай удачу

Ты мне, благая Аши,

Чтобы сумел убить я

Франграсйана туранца

У озера Чайчаста

С глубокою водой,

Мстя за отца, коварно

Убитого Сьяваршана

И за Аграэрату,

Героя Наравида».

И подступила Аши,

Приблизилась к нему,

Обрёл такую милость

Герои, сплотивший страны

Арийцев, Хаосрава [СК].

И ту же молитву обратил наследник царственной Хварны к покровительнице стад Геуш Урван.

Когда он взывал к богине, сам Хаома вторил ему, моля быть милостивым к Хаосраве и оказать ему помощь. И богиня вняла обоим — царю и богу.

Язаты сопутствовали Хаосраве, осиянному блеском Хварны. Наследник царства Кавиев обрёл всё, о чём просил: избежал ловушки злодея Нэрэмана [СК] и одержал множество побед.

Всех победил могучий

Владыка Хаосрава.

Франграсйана злодея

Связал и Керсевазду,

Мстя за отца, коварно

Убитого Сьяваршана

И за Аграэрату,

Героя Наравида [СК].