Наш Ум – место средоточия всех мыслей, чувств, эмоций и импульсов. Все действия, в конечном счете, возникают из Ума. Все наши скрытые возможности заключены во внутреннем состоянии Ума.

Наше мышление может использоваться в конструктивной или разрушительной манере. Действия Ума могут быть разделены на низкое мышление и высшее мышление. Первое постоянно занято в выполнении естественных функций на основе эволюционных потребностей в выживании. Оно включает поиск пищи, отдых и воспроизводство. Оно отвечает на основные инстинкты выживания как гнев и страх. Высшее ммышление занято в интеллектуальном, духовном и психическом творчестве. Мышление может совершать сонастройку к божественному состоянию. Выше настройка – больше чистота. Нерегулярные настройки упоминаются как догадка, интуиция и внутренний голос.

Интеллект — фактор проницательности. Он ведает и управляет Умом через ограничение и причинность. Человек должен сознательно сделать выбор, управляться ли своим интеллектом или нет. Мысль — импульс энергии и информации, происходящей от Ума. Она — очень мощный инструмент. Мысль может быть позитивной или негативной, имея глубокое воздействие на всех уровнях существования.

Мы должны держать наши мысли в настоящем, в состоянии осознанности (Мана). Мы знаем, что когда осознание не фрагментировано, оно является очень мощным инструментом. Осознание имеет власть творить. Однако, это — обоюдоострый меч, поскольку имеет силу излечить так же, как разрушить. Осознание — только поле энергии и информации. Оно нейтрально прежде, чем мысль становится положительной или отрицательной.

В Зороастризме правильная настройка Ума и увеличение умственных способностей очень существенна чтобы достичь духовности. Слова для Ума и духовности получены от того же самого корня – «ман» — представлять.

Человек может выбрать временные радости, которые часто названы низшими, но не в уничижительном смысле, или вечные высшие радости. Временные радости вообще связываются с чувственными удовольствиями, а постоянные радости с Духовным блаженством. Хотя человеческий Ум знает, что последние лучше, он не любит дисциплину и сдержанность, необходимую для более высоких радостей и выбирает временные радости, которые дают непосредственное удовольствие. Уму недостает в желании, чтобы дисциплинировать себя.

В Зороастрийских текстах Манах, Ум сознательно делает выбор быть или не быть Воху Мана, который является высшим типом сознания. Низший Ум, инстинкты, называется Ака Мана. Если человек будет жить с полным осознанием — Хош, и тренировать силу воли – Вир, то он быстро достигает дисциплины Ума, что приводит к состоянию Воху Мана.

В первой мантре Зороастрийцев Ахунаваре есть такая строка: «Вангхеу´ш дазда´ Мана нгхо´ шьяотханана´м ангхеу´ш маздаи´». Это переводится как: Даром Воху Мана наделяется тот, кто посвящает свою жизнь Богу.