Зороастрийский календарь – путь к обретению Благодати

Зороастрийский календарь — уникальная система счета времени, уходящая своими корнями ко временам формирования индоиранской общности. Но, несмотря на свою глубокую древность, календарь этот не потерял своей актуальности, ведь базовые космические циклы, лежащие в его основе, за последние несколько тысяч лет не претерпели существенных изменений. Древнеиранский календарь достоин изучения потому, что именно он сохранил в своей структуре семя древнейшего знания, бережно хранимого в течение тысячелетий потомками древних ариев.

Сокровенной частью учения пророка Заратуштры было учение о Зерване — вечном, бесконечном начале, чьей эманацией в физическом мире является время, а потому понятие времени для зороастрийцев было священным. Религиозный календарь как система священного летоисчисления был для верующих зороастрийцев нитью, ведущей к Зервану, которая позволяла им не сбиться с истинного пути.

Любые временные отрезки были для них священными циклами. Цикл года, цикл большой космический, движение земной оси — прецессии, лунный цикл, так называемый сарос, связанный с затмениями. Каждый их них был связан с разными символами. Один из самых главных срезов познания человеком себя — это изучение астрологии, поэтому она является для последователей зороастризма священной. Это один из самых объективных способов познания себя и мира.

Реальным доказательством этого является хотя бы то, что астрологию ли­чности, т. е. гороскоп, построенный на судьбу человека, начали серьезно изучать во времена Ахеменидского Ирана в V в. до н. э. Первичный гороскоп. Астрономия и астрология не были раньше разделены. Не было бы смысла изучать небо, если бы они не могли применить эти знания. Для этого они и изучали небо.

В основе календарной системы лежит 32- летний цикл. Период времени продолжительностью в 32 года связан с воспоминанием о первичном цикле планеты Сатурн, последней видимой невооруженным глазом планеты Солнечной системы. В настоящее время период обращения Сатурна вокруг Солнца составляет 29,5 земных лет, но древнеперсидские астрологи считали, что до космической катастрофы, связанной с вторжением в наш мир духа-разрушителя Ахримана, Сатурн обращался вокруг Солнца за 32 года. Его называли именем «Кейван», что означает «Царь прошлого», «Хранитель прошлого». 32-летний цикл Кейвана хранит в себе воспоминание о «золотом веке Сатурна» — райском состоянии мира, еще не познавшего зла.

Древнеарийский 32-летний календарь коренным образом отличается от 12-летнего восточного календаря, в основе которого лежит период обращения вокруг Солнца Юпитера — самой большой планеты Солнечной системы. Различие между календарными системами состоит в различии в астрологическом понимании функций Сатурна и Юпитера. Оба календаря имеют право на существование, но действие каждого имеет свою специфику.
С точки зрения астрологии, Сатурн определяет индивидуальность каждого отдельного человека, он формирует его особый психологический портрет, не похожий более ни на кого. В отличие от Сатурна, отвечающего за формирование черт отдельного индивидуума, Юпитер определяет взаимоотношения личности и социума. Он сглаживает различия между людьми, подчиняя индивидуальную волю каждого выполнению какой-либо общей коллективной задачи.

Юпитер объединяет людей, Сатурн же выделяет из общей массы отдельных личностей. К этой паре планет-антагонистов применимы философские понятия тождества и отличия, диалектически необходимые друг другу. Как юпитерианский 12-летний календарь необходим для социально ориентированных людей, так и 32-летний календарь, в основе которого лежит базисный цикл Сатурна — «Хранителя прошлого», важен для людей, занятых раскрытием собственного «Я» и реализацией своих творческих потенций.

Основная функция Сатурна в применении к человеку состоит в формировании его внутреннего стержня, системы самопознания, индивидуальной выделенности в обществе и личного вклада в мировые процессы. Сатурн проявляет в челове5ке самостоятельность, заставляя его самого решать свои проблемы. Этим он способствует неудержимому стремлению каждого к раскрытию собственного «Я», к реализации своих творческих планов и замыслов.

Две этих календарных системы во многом определили психологию тех народов, среди которых они получили распространение. Всем хорошо знакомый 12-летний, так называемый «восточный» календарь, пользуется особой популярностью в странах юго-восточной Азии, населенных представителями «желтой» расы, или, как их еще называют, монголоидами.
Потомками Ариев могут считать себя все народы индоевропейской группы. В основе психологии европейца лежит неудержимое стремление к раскрытию собственного «Я», стяжанию славы и достижению высокого общественного положения как признания его выдающихся заслуг. Для человека, в чьих жилах течет горячая кровь древних ариев, понятие «отмеченности» — «харизмы» является определяющим.

Иранская календарная система интересует нас постольку, поскольку сами иранцы пришли на Иранское плоскогорье из Восточно-русских степей. Южный Урал являлся местом сосредоточения арийских племен на рубеже II тысячелетия до нашей эры. Отсюда одна ветвь пошла на запад и дошла до крайних пределов материка Евразия, другие пошли на юг и, разделившись на две ветви, ассимилировали в передней Азии, населив Иранское плоскогорье и полуостров Индостан.

Календарная система древних ариев возникла еще до разделения семьи индоевропейских народов, а посему, одинаково приемлема как для иранцев, так и для славян, балтов, германцев и пр. Древнеарийский календарь связан с русскими традициями, как считают исследователи зороастризма, гораздо в большей степени, чем 12-летний «восточный», он направляет человека к решению собственных, личных проблем и подталкивает его к выбору между Светом и Тьмой.

Календарь, в основу которого положен цикл Сатурна, помогает лучше понять законы развития этого мира, увидеть в нем свое место, познать собственное предназначение. С помощью образов Изэдов-Небожителей (Архангелов) – покровителей каждого года, через мифологию, символику, тотемических животных, календарь объясняет многочисленные принципы и помогает понять тайны мироздания, ориентируя людей на обретение ими божьей Благодати – «харизмы» и направляя их к выбору между Добром и Злом, между Светом и Тьмой.

Сам по себе 32-летний календарь — это календарь людей отмеченных, чьи поступки во многом определяют течение дальнейших событий, а имена остаются в анналах истории. Но этим календарем, впрочем, можно было пользоваться и простым смертным, потому что искра благодати божьей, искра Хварны Небесной, как сказано в Авесте, присуща любому человеку, если он не сделал сознательного выбора в сторону зла.

Солнечный календарь
Начало нового года у древних приходилось на день весеннего равноденствия — 21 (или 22) марта по новому стилю. В период, когда в северном полушарии пробуждается от зимнего сна природа, согласно древним арийским поверьям, на землю возвращаются умершие предки, как бы воскресая в каждом живом существе. Именно к этому было приурочено празднество Нового года — Ноуруза, открывающее в древнеарийском календаре первый месяц, называемый Фравардин и посвященный возвращению предков. Каждый год 21 марта все “возвращается на круги своя”, повторяется на новом уровне, и то, что когда-то умерло, вновь воскресает.

Каждый календарный год включал в себя 12 солнечных месяцев, аналогично делению Зодиака на 12 знаков, а каждый месяц содержит 30 солнечных дней. Последние 5 или 6 дней года выделены отдельно, называются «днями скорби и плача» по утраченной гармонии после вторжения в мир Ангро-Манью и считаются нулевыми днями.

Итак, именно в следовании предписаниям религиозного календаря зороастрийцы видели единственно возможный путь к пониманию первоначального замысла Великого Творца. Согласно зороастрийской космогонии, в идеальный мир, созданный Ахура Маздом, вторгся злой дух Ахриман, который разрушил изначальную целостность сотворенной Вселенной и привел все мироздание в состояние хаоса. В противовес благим созданиям Ахура Мазда — Солнцу, Луне и двенадцати зодиакальным созвездиям — злокозненный Ахриман породил семь планет, которые своим путанным петлеобразным движением призваны вносить беспорядок в течение космической и земной жизни.

Солнце и Луна, чье движение по двенадцати благим созвездиям и составляет основу календаря, почитались самыми святыми созданиями Господа Ахура Мазда. Солнце — источник жизни и Луна — ночной светоч наряду с двенадцатью созвездиями были названы вождями небесного воинства, и от них зависело распределение Хварны (это абстрактная божественная сущность, сила вдохновения, даруемая небожителями, связанная с огнем и олицетворяющая божественное начало), счастья, благополучия и здоровья между смертными.
Солнечный календарь считался хранилищем Хварны — Божественного дара харизмы, отмеченности и благодати. Лишь наличие Хварны, верили зороастрийцы, может позволить человеку преодолеть условности предопределения, вырваться из-под власти рока и фатума, диктующего человеку свою волю посредством влияния порожденных Ахриманом планет.
Но само понятие Хварны было для зороастрийцев многогранным. Ведь дар Божий может проявиться либо как талант и гениальность, либо как здоровье и долголетие, либо как слава и благосостояние. Зороастрийцы, жившие в строгом соответствии с календарными ритмами, разделяли Хварну на три вида: Царскую, Жреческую и хварну Воинов, которые соотносились с тремя основными понятиями религиозного иранского календаря. С рождением каждого человека в зороастрийском календаре будут будут связаны три солнечных показателя – год, месяц и день, определяющие для него возможность раскрытия трех хварн – года (хварна царей), месяца (хварна жрецов) и дня (хварна воина).

С каждым из трех вышеприведенных показателей рождения связаны Изэд (Ангел-Хранитель), планета – покровительница, положительные и отрицательные характеристики, а также два представителя животного мира – тотем и антитотем. Все это, отражаясь на внешнем облике человека и его поведении, поможет определить не только наличие или отсутствие хварны, но и выбор человека в сторону сил Добра или же Зла, который он совершил.