Тотем: Проводник в лабиринте времени

Каждому солнечному дню, месяцу и году зороастрийского календаря соответствует определенное тотемическое животное, образ которого может указать человеку путь к проявлению харизмы, выход из кольца предопределенности. То есть у каждого человека есть свой тотемический ряд – три животных, связанных с датой его рождения, три хранителя его хварны. Пробуждая дух тотема, человек не только обретает связанную с ними сакральную (магическую) защиту, например, в виде знаков во сне или примет в реальной жизни, но и может найти выход из замкнутого лабиринта времени, проводником в котором будет именно его тотем.

Надо сказать, что тотемы (образы священных животных, растений, минералов) занимают в зороастрийской традиции особое место, им всегда придавали огромное значение. Распространено мнение, что тотемы – это порождение буйной фантазии людей первобытно‑общинного общества, которые из страха перед окружающей природой обожествляли животных и поклонялись им, считали их своими предками и покровителями. Однако на самом деле тотемы, присутствующие во всех древнейших верованиях, – это скорее символ, динамический или статический образ, который позволяет человеку лучше осознать свое место в мире, свои взаимоотношения с высшими силами. У каждого человека существует свой тотем, точнее, ряд тотемов, проявляющихся на различных уровнях развития. С помощью тотема, образа священного животного, мы можем выйти за пределы окружающей нас реальности, за границы замкнутого круга, отвлечься от своего «Я», от своей личности, сформировавшейся в данном воплощении, которая часто забивает нашу внутреннюю сущность, ее глубинные, неосознаваемые в обычном состоянии психики слои. При этом мы можем соприкоснуться с тем временным потоком, в котором постоянно живем, не подозревая об этом, вернуться к временному периоду до первичного выбора и даже разорвать цепи своей кармы.

Отождествляясь со своим тотемом, входя в его образ (сознательно или бессознательно), человек освобождается от привязанности к сформировавшемуся представлению о мире, о его формах, что помогает ему легче осуществить процесс перевоплощения, перерождения с целью восстановления утраченной связи с миром. Неслучайно в качестве тотема обычно выбирается именно животное, как носитель другого духа. Считается, что животные, стоящие наиболее близко к человеку, выступают посредниками между всеми царствами природы, поэтому тотем помогает человеку познать все природные царства, не теряя своего собственного естества. Вообще понятие тотема гораздо глубже, чем образ животного. Мы же здесь несколько упрощаем это понятие, поскольку посредством привычных образов животных, чьи повадки, психологические особенности, стереотипы достаточно хорошо известны человеку, намного легче соприкоснуться с другой реальностью.

В авестийских текстах важность тотемов для человека объясняется следующим образом.

Мудрец спрашивает Духа Мудрости: «В чем причина того, что быки и овцы, птицы, летающие создания и рыбы, каждое из этих существ, взятое в отдельности, полностью осведомлены о том, что есть их собственное Знание (то есть они самодостаточны), а люди, поскольку им не дается никаких указаний и они не имеют многих тяжких трудов и хлопот об этом (Знании), неспособны достигать и знать на уровне, достойном человеческого рода?»

Именно поэтому нужен тотем, поскольку животные самодостаточны, они познают мир в пределах, им доступных. Они не грешат. Но это наш ответ.

Дух Мудрости отвечал так: «В первоначальном творении люди были так мудры, что их добрые дела и злые преступления не представляли для них секрета (то есть они знали все). И воздаяние добрых дел, и наказание за преступления они видели своими глазами. И ни один поступок не имел дальнейшего развития (то есть не было кармических последствий, кармической петли)».

Вот чего не делают животные (как и растения), так это кармических долгов – они не оставляют кармической петли, у них кармическое воздаяние линейное, а у человека оно запутано, закручивается в клубок. Вот почему нам необходимо выходить из замкнутого круга через тотем – чтобы ни один поступок не имел дальнейшего развития.

Но вслед за тем Ангра‑Манью закрыл воздаяние добрых дел и наказание греха (то есть человек не ведает, что он делает, как он поступает: хорошо или плохо): «Награда добрых дел, наказание греха, мысли людей и следствие их деяний и поступков стали совершенно сокрытыми».

Да, мы не ведаем о награде за добрые дела, как и о наказании за грехи – мысли людей сокрыты от них, как и следствия их поступков, то есть мы не знаем, к чему приведут наши поступки. И именно поэтому благими намерениями часто вымощена дорога в ад. Последствия наших поступков отделены от причин, запу‑таны, завязаны в сложные узлы – это проявление петли Ахримана, для выхода из которой и нужен тотем.

Существуют не только тотемы отдельных людей, но и тотемы коллективные, например, тотем эгрегора (обычно это растение), тотем рода человека, а также тотем имени человека. При этом образы тотемических животных выбираются не случайно, а в соответствии с космическими циклами.

Наиболее известный сейчас тотемический ряд – 12‑летний календарь, отражающий отношения человека с социумом, с обществом и связанный с 12‑летним циклом Юпитера. Вообще, если присмотреться, во многих людях более или менее явно проглядываются черты отдельных животных – обычно это один из тотемов человека. Часто тотемные животные проявляются и на физическом уровне, то есть у человека бывают особые взаимоотношения с ними: они или притягиваются к нему, или отталкиваются от него. В древности тотемных животных иногда носили или водили с собой, кормили, следили за их поведением, так как на них действуют те же невидимые силы, что и на человека с данным тотемом. Тотем рассматривается как индикатор правильности поступков человека по отношению к миру.

В зороастрийской традиции выделяется несколько систем тотемов. Например, свой тотем есть у каждой из 28 лунных стоянок (частей лунного Зодиака), у каждого из 360 градусов солнечного Зодиака. В то же время существуют тотемы, связанные с календарными циклами и действующие на всех людей, родившихся в один год, в один месяц, в один день или в один час – то есть четыре системы календарных тотемов.

Особенностью тотемической системы зороастризма является наличие в ней так называемых антитотемов, противостоящих тотемам. Если в качестве тотемических выступают животные, считающиеся благими (через них действуют светлые силы), то антитотемы – это оскверненные животные (через них действуют демоны, дэвы). Например, петуху противостоит коршун, дельфину – акула, ужу – гюрза, слону – мышь, оленю – жаба и т. д. Черты антитотемов тоже могут проявиться в человеке, что свидетельствует о большой степени его оскверненности, в то время как черты тотемов говорят о высшей отмеченности человека. Однако далеко не в каждом человеке можно обнаружить черты его тотемов или антитотемов.

Интересно отметить, что в авестийской традиции среди тотемов и антитотемов упоминается огромное количество животных, часть из которых уже вымерла (например, мамонт, шерстистый носорог, даже динозавры), другие сохранились до наших дней. Причем районы обитания этих животных – от Арктики (белый медведь) до Антарктики (пингвины), а также Европа, Азия, Африка и даже Америка (лама). Древние арии были довольно хорошо знакомы с очень многими районами Земли.

И в заключение разговора о тотемах отметим, что их образы действуют не только на отдельных людей, но и на общество в целом. Так, в год, находящийся под влиянием какого‑то тотемного животного, происходят процессы, связанные с психологическими особенностями этого животного, с его повадками, образом жизни и даже с его внешним обликом.

Так что роль тотема не так уж мала!

32‑летний календарь – хранитель царской хварны

32‑летний зороастрийский календарь связан с воспоминанием о первичном, изначальном цикле Сатурна – последней видимой планете Септенера, чье древнеарийское название звучит, как Кейван, и означает в переводе «Повелитель Времени». Изначально, во времена создания мира, Сатурн, а точнее Кейван, обращался вокруг Солнца за 32 года. После вторжения в мир Духа‑Разрушителя Ангра‑Манью планеты изменили свое движение, и период обращения Сатурна вокруг Солнца стал составлять 29,5 земного года.

Именно с Кейваном соотносят известный всем «Золотой век», «Время Благих Царей», правивших по воле Хормазда и имевших харизму власти. Все это происходило в эпоху Тельца, связанную с одним из великих Амеша‑Спента (Архангелов Хормазда) Аша‑Вахиштой. Именно он, Аша‑Вахишта, наполнял плотью всю Землю, вдыхал Огонь самосознания, Огонь Духа, в каждое живое творение, а также наделял хварной всякое живое существо во всех мирах.

На планетном уровне Аша‑Вахишту заменяет Сатурн, имеющий свою сокровенную обитель в знаке Тельца и тем самым связывающий нас с воспоминаниями о «Золотом Веке». Сатурн указывает также на то, что внутри себя каждый человек имеет свой собственный стержень, на котором колеблются весы его кармы. Царство Сатурна напоминает и просто о времени. Кейван имеет отношение к изначальному времени на Земле, когда все было правильно и хорошо, и человек жил в варе – огражденном, охраняемом пространстве. Внешне она казалась очень маленькой, но при попадании вовнутрь пространство развертывалось, расширялось. Время, которое извне казалось быстротекущим, внутри вары замедлялось, а могло и ускоряться, точнее, временем можно было управлять – в этом была сила вары. Поскольку Аша‑Вахишта – это супертворение и сверхсознание, то на уровне уже проявленного Закона мы имеем возможность на каждом витке, на каждом новом микроцикле Сатурна соприкоснуться с тем, что было когда‑то.

Древнеарийский 32‑летний календарь коренным образом отличается от 12‑летнего восточного календаря, в основе которого лежит период обращения вокруг Солнца Юпитера, самой большой планеты Солнечной системы. Разница между календарными системами состоит в различии астрологического понимания функций Сатурна и Юпитера, в первую очередь, как индивидуального и коллективного проявления. Оба календаря имеют право на существование, но действие каждого из них имеет свою специфику, и это нужно учитывать.

С точки зрения астрологии, Сатурн определяет индивидуальность каждого человека, формируя его особый психологический портрет, не похожий более ни на кого. В отличие от Сатурна, отвечающего за развитие черт отдельного индивидуума, Юпитер определяет взаимоотношения личности и социума. Он сглаживает различия между людьми, подчиняя индивидуальную волю каждого выполнению какой‑либо общей коллективной задачи. Юпитер объединяет людей, Сатурн же выделяет из общей массы отдельных личностей.

К этой паре планет‑антагонистов применимы философские понятия тождества и отличия, диалектически необходимые друг другу. Посему, как юпитерианский 12‑летний календарь необходим для социально ориентированных людей, так и 32‑летний календарь, в основе которого лежит базисный цикл Сатурна – «Хранителя Прошлого», важен для людей, занятых раскрытием собственного «Я» и реализацией творческого потенциала личности. Основная функция Сатурна в применении к человеку состоит в формировании его внутреннего стержня, системы самопознания, индивидуальной выделенности в обществе и личного вклада в мировые процессы. Сатурн проявляет в человеке самостоятельность, заставляя его самого решать свои проблемы. Этим он способствует стремлению каждого к раскрытию и реализации своих творческих планов и замыслов.

Обе календарные системы во многом определили психологию тех народов, среди которых они получили распространение. Всем хорошо знакомый 12‑летний восточный календарь пользуется особой популярностью в странах Юго‑Восточной Азии, населенных представителями монголоидной, или желтой расы. Коллективная психология восточных народов, сформированная под многовековым влиянием даосизма, конфуцианства и буддизма, практически нивелирует индивидуальность отдельного человека, подчиняя ее общественным интересам, а потому 12‑летний цикл Юпитера, как нельзя лучше подходящий к такой системе, считается определяющим в китайской и японской астрологических системах, оказывая ощутимое влияние на формирование коллективного бессознательного восточных народов.

Совсем иначе обстоит дело с народами индоевропейской группы – потомками древних ариев. В основе психологии европейца лежит неудержимое стремление к раскрытию личностных качеств, собственного потенциала, стяжанию славы и достижению высокого общественного положения, как признания его выдающихся заслуг. Народам Востока неизвестна и непонятна жажда триумфа, толкающая честолюбивого арийца на ратные подвиги. Интересы общества стоят превыше интересов личности для любого даоса или буддиста, но для человека, в чьих жилах течет кровь древних ариев, понятие отмеченности, или харизмы, является определяющим.

Следует заметить, что у зороастрийцев тоже была 12‑летняя система счисления времени, связанная с циклом Юпитера и определявшая жизнь большей части населения Персидской империи. Но ее отличие от так называемой восточной системы состояло в том, что зороастрийский календарь не содержал отвратительных тварей – крыс, змей, кроликов и прочей храфстры, то есть неблагих животных. В животный круг зороастрийского календаря были включены только благородные животные. Сатурнианский и юпитерианский календари – это тот же аналог двойной свастики, в которой соединяются индивидуальное и коллективное, личностное и общественное.

Хварна, связанная с годом рождения, даруется только от самого Господа Бога и потому называется хварной царей (царь выполнял роль Бога на земле). Напомним, что она позволяет человеку проявляться на больших пространствах, например, в масштабах эгрегора, в большой социальной среде, в обществе в целом, а также дает пророческий дар. При этом каждому году календаря соответствует своя планета‑покровительница, проявляющая в человеке либо положительные, либо отрицательные характеристики, – это своего рода тот самый сказочный меч‑кладенец, работа которого зависит от того, в чьих руках он находится. С каждым годом связаны также два представителя животного мира – тотем и антитотем, как высшее и низшее проявление, а вместе с тем – и хварна или антихварна. Все это, отражаясь на внешнем облике и поведении человека, рожденного в тот или иной год календаря, помогает не только определить наличие либо отсутствие у него хварны, но и увидеть выбор, который он совершил прежде.

Таким образом, 32‑летний календарь, в основу которого положен цикл Сатурна, помогает лучше увидеть свое место на земле, познать собственное предназначение, глубже понять многие законы этого Мира. Конечно, в первую очередь, он предназначен для людей отмеченных, харизматичных личностей, чьи поступки во многом определяют течение глобальных событий в мире. Но это вовсе не означает, что таким календарем нельзя пользоваться простым смертным, ведь искра Хварны Небесной, как сказано в Авесте, присуща любому человеку, если он не сделал сознательного выбора в сторону Зла.

Гранат используется в ритуалах для причастия наряду с молоком и красным вином

Рассмотрим характеристики тотемов 32‑летнего календаря, но при этом не будем забывать, что началом года у зороастрийцев считается день весеннего равноденствия, то есть 21–22 марта.

1‑й год цикла (1906, 1938, 1970) связан с самим Творцом – Ахура‑Маздой. Тотем года – Олень с золотыми рогами, символ восхождения, гордости, благодати, высшей силы. Люди этого года часто являются первопроходцами, им свойственны большое чувство собственного достоинства, концентрация на главном, стремительность, целеустремленность, ясное мышление. Год связан с договорами, в худшем случае – с беззаконием и нарушением договоров. Проявлениями антитотема являются вечное недовольство, стремление к власти любой ценой, наглость, надутость, чванство.

2‑й год цикла (1907, 1939, 1971) связан с Фравашами (душами лучших предков). Тотем – Муфлон, горный баран, символ связи с предками, большой внешней активности при внутреннем спокойствии, объединения людей в «стадо», в коллектив. Люди этого года отличаются принципиальностью, большим чувством долга, приверженностью к традициям, к земле, заботой о своей семье. Проявления антитотема – паникерство, тупое упрямство, одержимость, осквернение рода, предков, традиций. Год связан с кармическим воздаянием, с объединением и сплочением людей, с коллективными энергиями.

3‑й год цикла (1908, 1940, 1972) связан с Атаром (божеством Космического Огня). Тотем – Мангуст, символ ловкости, неожиданности, борьбы со всевозможной нечистью. Люди этого года характеризуются большой творческой активностью, гибким мышлением, умением быстро ориентироваться в сложных ситуациях, мгновенно переключаться с одного на другое, а также большой верностью и преданностью. Черты антитотема – хаотичность, хитрость, коварство, лживость, тупость, нечистоплотность. Год связан с авантюрами, со счастливыми случаями, с расплатой за осквернение благих творений, что может проявиться в виде взрывов, пожаров.

4‑й год цикла ( 1909, 1941, 1973) связан с Рамманом (божеством изобилия и богатств, с магической силой, коллективными энергиями). Тотем – Волк, символ независимости, храбрости, ответственности, выносливости. Людям этого года свойственны чувство стаи, высокая активность, особенно в экстремальных условиях, борьба со стихиями, они могут выжить в любых обстоятельствах, выдержать любые испытания. Проявления антитотема – потребность все ломать и крушить, глумиться над другими, в сочетании со страшной трусостью, если есть опасность наказания. Год связан с магией, со стихийными силами, с мощными катаклизмами, переворачивающими жизнь огромных масс людей, в худшем случае – с бунтами и войнами.

5‑й год цикла (1910, 1942, 1974) связан с Атманом (покровителем небесного пространства). Тотем – Аист, символ мира, покорения пространств, соблюдения установленного порядка, аскетизма, готовности помочь. Люди этого года отличаются склонностью к уединению, четкостью и точностью в поступках, молчаливостью, фатализмом, консерватизмом, педагогическим даром. Черты антитотема – суетливость в мыслях, нарушение координации движений, неадекватная активная жестикуляция, бессвязная речь, необязательность. Год связан с сохранением порядка, с отсечением крайностей, с рождением и воспитанием детей, с укреплением семьи.

6‑й год цикла (1911, 1943, 1975) связан с Вайю (богом ветра, пространства и времени). Тотем – Паук‑крестовик (тот, который плетет паутину и ловит мух), символ борьбы с нечистью, изгнания бесов, исцеления, символ благосостояния дома. Людям этого года присущи цепкость, хорошее чутье, творческое начало, умение многое делать руками. Проявления антитотема – вседозволенность, глумление над святынями, распространение болезней, воровство. Год связан с резкими переменами, с обретением гармонии, в худшем случае – с крушением основ, с уничтожением религии.

7‑й год цикла (1912, 1944, 1976) связан с Апам‑Напатом (покровителем бурных потоков вод). Тотем – Уж (единственная змея в этом календаре), символ колеса воплощений, кармических воздаяний, потока, несущего людей, скрытых течений. Люди этого года отличаются хорошей интуицией, гибкостью, скрытностью, устремленностью к высокой цели, мистическим складом ума, непредсказуемостью. Черты антитотема – разболтанность, поверхностность, несобранность. Год связан с возвратом кармических долгов, возвращением к исходному состоянию, укреплением основ, столкновением огромных тайных сил, в худшем случае – с крушением государств и кровопролитиями.

8‑й год цикла (1913, 1945, 1977) связан с Ардвисурой‑Анахитой (владычицей Небесных Вод). Тотем – Бобер, символ природной гармонии, красоты и любви, нерушимости законов. Людям этого года свойственны хозяйственность, трудолюбие, надежность, основательность, стремление обустроить земной мир, свое жилище, семейственность. Проявления антитотема – грязь, жадность, разрушение природы, раздоры, смуты, суеверие. Год связан с законотворчеством, становлением государств, в худшем случае – с высвобождением огромных стихийных сил Зла.

9‑й год цикла (1914, 1946, 1978) связан с Зэмом (покровителем Земли и ее недр). Тотем – Черепаха, символ мудрости, последовательности, моделирования ситуаций, осторожности. Люди этого года медлительны, скрытны, консервативны, стараются всегда иметь надежную защиту, имеют хорошую память, неуклонно стремятся к намеченной цели. Черты антитотема – коварство, наглость, прожорливость, суетливость. Год связан с раскрытием недр Земли, освоением новых земель, а также с землетрясениями, с местью, с застоем, с наказанием за проявление инициативы.

10‑й год цикла (1915, 1947, 1979) связан с Мантра‑Спента ( Божественным Словом). Тотем – Сорока, символ связи с высшим миром, а также молитвы, обретения защиты, вербальной магии, распространения слова. Люди этого года отличаются тем, что они всегда везде успевают, не лезут за словом в карман, им присущи лукавство, хорошее логическое мышление, умение одновременно делать несколько дел, распутывать интриги. Черты антитотема – косноязычие, заторможенность, подрыв корней. Год связан со всевозможными мелкими происшествиями, которые потом приводят к крупным событиям, в худшем случае – с обманом и разочарованием, порчей и сглазом.

11‑й год цикла (1916, 1948, 1980) связан с Даэной (воплощением благой маздаяснийской веры и совести). Тотем – Белка, символ мысли, познания родового древа, испытания убеждений, выявления истины, поисков веры. Людям этого года свойственны живой ум, четкость и быстрота исполнения долга, домовитость, самостоятельность, трезвая реалистичность, привязчивость, склонность к повторениям. Черты антитотема – брюзгливость, бессмысленное фантазерство, хаос, беспорядок, бестолковые поступки. Год связан с повторяющимися событиями, с восстановлением утраченного, с открытиями и изобретениями, в худшем случае – с обольщениями, заблуждениями, отречением от корней.

12‑й год цикла (1917, 1949, 1981) связан с Тиштаром (Белым Всадником, борющимся на просторах Вселенной с Темным Всадником). Тотем – Ворон, посредник между небом и землей, символ серьезности, суровости, обособленности, одиночества, очищения от скверны, непреклонности. Люди этого года отличаются замкнутостью, независимостью, непредсказуемостью, черным юмором, стремлением к свободе, развитым чувством собственного достоинства. Проявления антитотема – паразитизм, подхалимство, приспособленчество, униженность. Год связан с тяжелыми испытаниями, с уничтожением всякой мерзости, в худшем случае – с торжеством несправедливости, концентрацией всяческой заразы, в том числе и духовной.

13‑й год цикла (1918, 1950, 1982) связан с Изедом по имени Сраоша (божеством религиозного послушания и порядка, борцом с темными силами). Тотем – Петух, боец с силами Тьмы, символ победы над бесами, разоблачения Зла, торжества справедливости. Люди этого года характеризуются задиристостью, храбростью, решительностью, склонностью к реформаторству, эмоциональностью, любвеобильностью, обилием идей и кипучей энергией. Проявления антитотема – эгоизм, ненависть, бессмысленная злоба, бунтарство в корыстных целях. Год связан с активизацией и открытым проявлением сил Зла, с активной борьбой с ними, в худшем случае – с бессмысленными кровавыми бунтами, убийствами, распрями.

14‑й год цикла (1919, 1951, 1983) связан с Геуш‑Урваном («Душа Быка», олицетворяющая собой производительные силы животного царства). Тотем – Тур, бык, символ мира, благоденствия, большой скрытой силы, долга, самоотдачи, самопожертвования, но и уязвимости. Люди этого года отличаются тонкой, восприимчивой душой, мягкостью, бескорыстием, обостренным чувством долга, умением терпеть, стремлением помочь другим, выносливостью, твердостью убеждений и готовностью бороться за них до конца. Черты антитотема – озлобленность, упрямство, строптивость, коварство, активный паразитизм. Год связан с установлением мира, упорной работой, большой отдачей, приходом богатства, в худшем случае – с вторжением зла в души людей, с черной неблагодарностью.

15‑й год цикла (1920, 1952, 1984) связан с самим Кейваном (Хранителем Прошлого). Тотем – Барсук, символ хранения богатств, традиций, воспоминаний, бережливости, постепенности, укрепления материального мира. Людям этого года свойственны традиционализм, запасливость, обостренное чувство справедливости, строгость нравов, высокая работоспособность, проницательность, логическое мышление, обособленность. Проявления антитотема – легковесность, разрыв с традициями, отсутствие внутренних устоев, ненависть к окружающим, стремление вмешиваться в психику других людей. Год связан с воспоминаниями, с возрождением прошлого, восстановлением справедливости, с накоплением, прекращением войн, крушением неустойчивых систем, в худшем случае – с подавлением людей, разрушением традиций.

16‑й год цикла (1921, 1953, 1985) связан с Рашну (вершителем Суда и Справедливости). Тотем – Верблюд, символ скепсиса, аскезы, юмора и насмешки, упорства. Люди этого года недоверчивы, критичны, насмешливы, саркастичны, придирчивы, дотошны, самостоятельны, осторожны, всегда готовы к худшему, но радуются хорошему, знают себе цену, любвеобильны. Черты антитотема – слащавость, выспренность, нетерпимость, стремление к удовольствиям любой ценой, злобность. Год связан с разоблачениями, шумными процессами, объединением людей, образованием партий, с примирением врагов, в худшем случае – с террором, прикрываемым соображениями справедливости.

17‑й год цикла (1922, 1954, 1986) связан с Хварной (благодать божья, отмеченность). Тотем – Еж, символ благодати, непредсказуемости, свободы, новизны, переворотов. Люди этого года отличаются колючестью, умением хранить тайны, склонностью к экспериментам над собой и другими, неожиданностью поступков, храбростью, въедливостью, стремлением разоблачать ложь. Проявления антитотема – неразборчивость в связях, контактах, трусость, разболтанность, хамство. Год связан с неожиданными явлениями, с пророчествами, изменениями законов, реформами, в худшем случае – с жестокими переворотами, с проявлением уязвимых мест.

18‑й год цикла (1923, 1955, 1987) связан с Артой (Истиной, Праведностью). Тотем – Лань, символ рождающего начала, гармонии, красоты, восстановления праведности. Люди этого года отличаются грациозностью, романтичностью, устремленностью к высоким целям, верой в идеалы, элитарностью, артистичностью, утонченной эмоциональностью, ранимостью. Черты антитотема – тяжеловесность, чрезмерный рационализм, ложь, грязная брань, атеизм. Год связан с награждением защитников справедливости, расцветом культуры, с разоблачением пороков, с проверкой на прочность, в худшем случае – с проявлением бессовестности, с гонениями на культуру, со смешением понятий Добра и Зла.

19‑й год цикла (1924, 1956, 1988) связан с Аша‑Вахиштой (хранителем Божественного Огня). Тотем – Слон, символ устойчивости, прочности, серьезности, основательности, взвешенности. Люди этого года характеризуются медлительностью, твердостью, упорством, большой внутренней силой, внезапно проявляющейся страстностью, свободолюбием, недоверчивостью, уравновешенным характером, способностью вести за собой. Проявления антитотема – суетливость, болтливость, ненадежность, лживость, трусливость, подлость. Год связан со строительством, освоением новых пространств, составлением долговременных планов, в худшем случае – с извержениями вулканов, землетрясениями, самообольщением.

20‑й год цикла (1925, 1957, 1989) связан с Митрой (Божеством клятвы и договора). Тотем – Лошадь, символ справедливости, договора, трудолюбия, стремления вперед, водительства. Люди этого года отличаются уверенностью в себе, широтой кругозора, твердостью, упорством, выносливостью, обязательностью, тягой к коллективу. Черты антитотема – трусливость, приспособленчество, неисполнительность, необязательность. Год связан с заключением договоров, карой за нарушение договора, резкими переменами, в худшем случае – с началом гражданских войн, расколами и чрезмерной самоуверенностью.

21‑й год цикла (1926, 1958, 1990) связан с Шахреваром (предводителем Небесного Воинства). Тотем – Гепард, символ борьбы за правое дело, воинственности, непредсказуемости, бесстрашия. Люди этого года характеризуются смелостью, неукротимостью, независимостью, большой силой, резкостью, напором, умением играть, предусмотрительностью, неожиданностью, благородством. Черты антитотема – жестокость, садизм, действия из‑за угла, коварство. Год связан с борьбой против сил Зла, обострением проблем, с разоблачениями, с неожиданными начинаниями, в худшем случае – с началом войн, революций.

22‑й год цикла (1927, 1959, 1991) связан со Спента‑Манью (Святым Духом). Тотем – Павлин, символ преодоления иллюзий, познания истинной сути вещей, но и игры, маскировки. Люди этого года отличаются яркостью, склонностью к игре, театру, кокетливостью, многообразием и неожиданностью проявлений, многоплановостью, самостоятельностью, мечтательностью, искрометностью, умением себя подать. Проявления антитотема – замкнутость, тупость, серость, стремление слиться с толпой. Год связан с обольщением, иллюзиями, обманами, с их разоблачением, в худшем случае – с появлением лжепророков.

23‑й год цикла (I928, 1960, 1992) связан с Хаурватом (хранителем целостности). Тотем – Лебедь, символ очищения, веры, взаимопомощи, духовности, надежды. Людям этого года свойственны гордость, идеализм, привязанность к близким, самодостаточность, религиозность, бескорыстие, ожидание чуда, отстраненность от материальных проблем. Черты антитотема – жадность, зацикленность на материи, неверность, ненависть к ближним. Год связан с духовным объединением людей, с восстановлением утраченной целостности, с воздаянием за несправедливость, в худшем случае – с разрушением устоев, с жадностью и торгашеством, с закулисными интригами и невыполнимыми обязательствами.

24‑й год цикла (1929, 1961, 1993) связан с Хаомой («Древо Всех Семян», божественный ритуальный напиток). Тотем – Рысь, символ просветления, озарения, преображения, веселья, неожиданности. Люди этого года отличаются мягкостью, неяркой внешностью, внешним спокойствием, но и возможностью быстро сконцентрироваться и проявить бешеную активность, радостным восприятием жизни, щедростью, свободолюбием. Черты антитотема – пьянство, грязь, хамство, буйство, прилипчивость. Год связан с испытаниями, неожиданной реализацией скрытых событий, с прозрением, раскрытием тайн, в худшем случае – с разгулом, опьянением, развалом, катастрофами.

25‑й год цикла (1930, 1962, 1994) связан со Спента‑Армаити (Священной Землей). Тотем – Осел, символ изобилия, мира, терпения, пассивного сопротивления, поиска истинного пути. Люди этого года характеризуются миролюбием, уравновешенностью, твердым внутренним стержнем, выносливостью, отсутствием агрессивности, они избегают крайностей и острых углов. Проявления антитотема – трусость, похотливость, разбросанность, неуправляемые эмоции, психические расстройства. Год связан с прекращением войн, стабильностью, началом выхода из тупиков, с наградой за честный труд, в худшем случае – проявление неуправляемых инстинктов, маний, хаоса и бардака.

26‑й год цикла (1931, 1963, 1995) связан с Арьеманом (покровителем всех арийских народов). Тотем – Белый Медведь, тотем арийских народов, символ миссии ариев, целительства, магии, неожиданных переворотов, непредсказуемости, щедрости, медленной раскачки и быстрых, резких действий. Люди этого года отличаются храбростью, миссионерством, рыцарством, жизнелюбием, открытостью натуры, высокой работоспособностью, свободолюбием, способностью вести за собой, широтой души, азартом в игре, склонностью к неожиданным поступкам. Проявления антитотема – свирепость, коварство, страшная сокрушительная сила, лень, трусость, занудливость, мелочность, садизм, бессмысленная злоба, маскировка под добродушие и резкие вспышки ярости. Все эти черты (хорошие и плохие) издавна приписывали русскому характеру. Год связан с тяжелыми испытаниями, и прежде всего для России, с резкими изменениями планов, переворотами, с проверкой людей на прочность, с сокрушением иллюзий, с закладкой больших событий, которые проиграются позже, в худшем случае – с роковыми ошибками, с разрушением основ, со вспышками беспричинной злобы.

27‑й год цикла (1932, 1964, 1996) связан с Амертатом (дарителем Бессмертия). Тотем – Орел, символ царственности, власти, государственности. Люди этого года характеризуются аристократизмом, гордостью, способностью руководить, обособленностью, стремлением к высоким идеалам, обостренным чувством собственного достоинства, умением держать себя в обществе. Черты антитотема – зловредность, невоздержанность, грязь, прилипчивость, обжорство. Год связан с созданием системы, с основанием и укреплением империй, объединением государств, с началом грандиозных проектов, с падением неправедных царств, в худшем случае – с распространением эпидемий.

28‑й год цикла (1933, 1965, 1997) связан с Изедом по имени Вата (Бхат – божество ветра). Тотем – Лисица, символ хитроумия, жребия, гармоничных изменений, восстановления равновесия. Люди этого года отличаются ловкостью, тонким умом, иронией, юмором, умением хитростью побеждать силу, хорошим чутьем, предусмотрительностью, осторожностью, переменчивой судьбой. Проявления антитотема – низменные инстинкты, чревоугодие, похотливость, трусость, тупость. Год связан со случайностями, решающими все, с возвратом к духовным традициям, с торжеством разума над тупой силой, в худшем случае – с закулисными интригами, коварством и обманом.

29‑й год цикла (1934, 1966, 1998) связан с Воху‑Маном (Благой Мыслью). Тотем – Дельфин, символ познания тайн, помощи, спасения, путешествий, благих мыслей, водительства. Люди этого года отличаются стремлением к миру, желанием помочь другим, прийти на помощь. Гуманизм, идеализм у них в крови. Кроме того, они выделяются обособленностью, любознательностью, преданностью высшим идеям, утонченной чувствительностью. Черты антитотема – злобность, раздоры, тотальное разрушение всего и вся, мстительность, бессмысленное уничтожение. Год связан с торжеством разума, установлением мира, с обращением к высшим ценностям, со спасением, в худшем случае – с кровавыми восстаниями, раздорами, с расцветом ереси, с природными катаклизмами.

30‑й год цикла (1935, 1967, 1999) связан с Вертрагной (активным борцом с темными силами). Тотем – Кабан, вепрь, символ победы, достижения могущества, напряженной борьбы, пробуждения огромных сил, активности. Люди этого года характеризуются решительностью, отвагой, резкостью, честностью, стремлением к активному самоутверждению, к первенству, умением подчиняться не только силе, но и истинной власти. Черты антитотема – грубость, вероломство, злобность, изворотливость, пресмыкательство перед сильными. Год связан с обострением противоречий, с включением огромных сил, в худшем случае – с началом войн, которые, правда, очень часто заканчиваются гибелью их зачинщиков.

31‑й год цикла (1936, 1968, 2000) связан с Мах ( многоликой богиней Луны и ночи). Тотем – Филин или Сова, символ таинственности, скрытой сущности всех вещей, уничтожения невидимой нечисти, борьбы с силами Тьмы. Люди этого года отличаются замкнутостью, неяркостью, ночным образом жизни, «нешумностью», склонностью к мистицизму, любовью к природе, энергичной защитой высших ценностей, таинственной судьбой. Проявления антитотема – паразитизм, вампиризм, тайная, скрытая склонность ко злу. Год связан со всплесками патриотизма, высоких чувств, с объединением людей для светлых целей, с разоблачением сил Тьмы, в худшем случае – с тайными действиями против законной власти, с созданием и развитием тайных обществ темного направления.

32‑й год цикла (1937, 1969, 2001) связан с Хваршатом (божеством Солнца). Тотем – Сокол, символ творческого озарения, перевоплощения, верности, отваги и последовательности. Люди этого года характеризуются храбростью, преданностью, склонностью к переворотам, привязанностью к дому, целеустремленностью, чередованием периодов бездействия и огромной активности, азартом, ориентацией на прошлое, внешней яркостью. Черты антитотема – развал, несобранность, трусость. Год связан с переломами, реформами, расколами, борьбой за справедливость, прорывами в неведомое, в худшем случае – с началом войн, с активным уничтожением людей, с отказом от прошлого.

И еще раз отметим, что черты характера тотема или антитотема проявляются не у всех людей, родившихся в данный год, а только у отмеченных (соответственно светлыми или темными силами). То же самое можно сказать о похожести внешнего облика человека на образ тотема или антитотема – здесь многое зависит от выбора самого человека. Аналогично проявляются событийные характеристики года, которые напрямую зависят от выбора общества и его правителей. Каждый год благоприятствует начинаниям, связанным с его характеристиками, и препятствует противоположным стремлениям либо закладывает программу наказания людей, делающих неправильный выбор.

Следует также учитывать номер года. Первая половина календаря – начинающие путь, вторая – уже идущие. Вся вторая половина (17‑е – 30‑е годы) считается более кармически отягченной – они как бы платят по долгам, в то время как годы первой половины лишь закладывают циклы. Например, труднее всех Соколу, он – завершающий, и на него сваливается карма всего цикла. Легче всего, видимо, Оленю, потому что он – самый первый, он всего лишь открывает двери календаря, открывает ворота, с него все начинается.

32 года календаря делятся также на четыре части по восемь лет каждая, представляя четыре четверти миротворного круга, четыре формы времени, четыре эпохи Мироздания. Последние восемь лет цикла незримо связаны с восемью звездами Большой Медведицы. Из людей, рожденных в последние восемь лет цикла, часто выходят мудрецы.