Многоликие маски зла и их разоблачение

А теперь поговорим о природе сил Зла. Что есть Зло в нашем мире? Какова его истинная сущность, откуда и когда оно пришло в наш мир или, может быть, существовало изначально?

Для ответа на эти вопросы обратимся к зороастрийским мифам. В соответствии с ними, наша Вселенная была создана несколько миллиардов лет назад (кстати, этот возраст Вселенной достаточно хорошо согласуется с современными научными представлениями, особенно с гипотезой большого взрыва). Создатель Вселенной Ахура‑Мазда (Хормазд, Урмозд, Мазда, Ахура) создал сначала весь мир в невоплощенном виде – в виде идеи, который носит название мир Меног. Происходило это в первую эру мира – Эру Творения (в Авесте – Артезишн). Понятно, что при этом все творения, будучи идеальными и невоплощенными, не имели никакого права выбора. Но потенциальная возможность свободы выбора для всех творений (в большей или меньшей степени) существовала с самого начала, была заложена в основу мира, а следовательно, существовала и принципиальная возможность появления Зла.

Но до тех пор, пока реального выбора не было, в мире не было и реального Зла. Оно возникло тогда, когда по воле Ахура‑Мазды начался процесс перехода мира из состояния идеального, невоплощенного в состояние проявленное, воплощенное. Мир воплощенный, проявленный, созданный в физическом теле, называется миром Гетиг. Именно в этот переходный момент, вследствие неправильного использования права выбора, Дух Зла Ангра‑Манью (Ахриман, Ариман) вторгся в мир материи и начал его разрушение. Наступившая при этом вторая эра получила название Эры Смешения (в Авесте – Гумезишн), которую следует понимать как смешение Добра и Зла, она же продолжается и до сих пор, но уже подходит к концу.

В соответствии с Авестой, между создателем Ахура‑Маздой и разрушителем Ангра‑Манью никогда и ни при каких условиях не может быть ни мира, ни согласия, поскольку «можно изменить все, кроме доброй и злой природы, и никаким путем добрая природа не может измениться в злую, а злая природа не станет добродетелью». И ни в какие времена ни одна более поздняя религия мира не поднимала Бога на такую высоту, освобождая его полностью от всякого Зла, как зороастризм: «Ахура‑Мазда вследствие доброй природы не утверждает зла и лжи, а Ангра‑Манью вследствие дурной природы не согласен с добродетелью и истиной».

Чтобы лучше понять, что из себя представляет Зло, его достаточно сравнить с вирусом, поражающим здоровый организм. Например, человек – это Вселенная, представляющая собой тело Ахура‑Мазды, а болезнь или вирус – это проникшее в его тело зло, или разрушитель Ангра‑Манью. Конечно же, применение любой аналогии имеет ряд недостатков, но кое‑какие выводы мы все‑таки сделать можем.

Прежде всего проследим характер взаимоотношений Добра и Зла, а также их коренные отличия друг от друга.

Во‑первых, Добро может существовать без Зла (здоровый человек вполне может жить без болезней, и жить очень хорошо), а Зло без Добра существовать не может (болезнь без человека или без пораженного ею органа тут же умирает).

Во‑вторых, Зло в отличие от Добра никогда ничего не создает и не может создать, оно не только не является творческим началом, но и паразитирует на здоровом организме, живет за его счет, разрушая его.

В‑третьих, Зло гораздо проще по своей природе, чем Добро (вирус примитивен по сравнению с человеком), но именно поэтому борьба с ним очень трудна – вследствие его изменчивости и приспособляемости (например, борьба с гриппом пока еще ни к чему не привела, несмотря на все успехи науки). Даже в технике наиболее надежны и устойчивы к внешним воздействиям самые простые механизмы, в то время как сложные системы более уязвимы и гораздо чаще ломаются.

В‑четвертых, Добро и Зло ни в коем случае не равновеликие понятия и даже несравнимые (понятия одного порядка – это здоровье и болезнь, а не человек и болезнь). В зороастризме Духу Зла Ангра‑Манью противостоит не сам Творец Ахура‑Мазда, а Дух Добра Спента‑Манью, как выбор в сторону Света. То есть Духу Разрушения (противопоставления части целому) противостоит Дух Соединения (дух сохранения гармонии мира).

Наконец, в‑пятых, нельзя утверждать, что Добро и Зло поделили сферы влияния в этом мире: где‑то полностью правит Добро, а где‑то – исключительно Зло. Другой вопрос, что в одних местах или сферах мира Зло может проявиться сильнее, а в других – слабее. Но изначально добрых и злых частей целостного мира не существует, как не существует изначально больных органов у здорового от рождения человека. Зло появляется на определенном этапе развития мира и через заданный срок будет уничтожено. И если в данный момент болезнь прогрессирует, захватывая все новые и новые органы, это совсем не значит, что она – неотъемлемая часть организма, и уж тем более было бы неправильно становиться на ее сторону, помогать ей разрушать организм, оправдываясь тем, что так устроен мир. Тот, кто сильнее, не всегда прав, к тому же только в данный момент и в данном месте.

Кстати, пример с вирусом не столь уж далек от действительности, как может показаться: болезни человека – следствие действия на него сил Зла на уровне физического тела.

Любая вирусная система, как и система Зла в целом, предельно централизована. Несмотря на то что, на первый взгляд, отдельные очаги болезни в различных органах самостоятельны, тем не менее они связаны жесткой структурой, которая раз и навсегда установлена системой. В любой системе, в которой есть замкнутость, детерминированность, заданность, подчинение низшего высшему, неизменность структуры, – везде будет отражение системы Ангра‑Манью. Пример на уровне общества – бюрократический аппарат, тоталитарное бюрократическое государство. Эгоцентризм, жесткая система, паразитизм и, конечно же, ложь, обман ради своего сохранения и расширения своего влияния – все характерные признаки вирусной системы. Форма власти не имеет никакого значения. Сегодня они называют себя так, завтра – иначе, мимикрируют, прикрываются самыми святыми для народа понятиями, но их суть остается неизменной – это система Зла.

Однако не следует и упрощать, говоря, что Добро – это гармоничная неизменяемая целостность, застывшая совершенная система, а Зло – любое нарушение этой незыблемой целостности. Мир не стоит на месте, существует естественный процесс его эволюции (возвращаясь к рассмотренной аналогии, человек растет, развивается физически и умственно). При этом неизбежно разрушается что‑то старое и создается новое, более совершенное. Такое разрушение с последующим восстановлением на более высоком уровне (по спирали) – неотъемлемая часть эволюции мира, которая невозможна без выхода за пределы замкнутой целостности и которой совершенно не нужно Зло. Сохранение и разрушение, космос и хаос здесь тесно связаны между собой. Зло, которому тоже присущи как разрушение, так и сохранение, характеризуется именно тем, что препятствует процессу гармоничного развития мира. Принципиальное отличие Зла от Добра состоит в том, что здесь хаос и космос четко разделены. Система Зла признает сохранение, гармонию, целостность только для себя – себя она всегда стремится поддержать неизменной. А вот для своего окружения система Зла несет хаос, беспорядок, разрушение и полное уничтожение. Именно за счет разрушения организма, на котором она паразитирует, система Зла (в рассмотренном примере – вирусная система) поддерживает свое существование, свою жесткую структуру.

В зороастрийской космогонии выделяются три формы Зла, три его ипостаси, три возможных проявления, которые соответственно противостоят трем формам нашего триединого мира: Меног, Гетиг, Ритаг.

Миру духа, миру идеальному, невоплощенному, высшему (миру Меног) противостоит сам Ангра‑Манью, как верховный принцип Зла. Он выступает в этом случае как Люцифер – похититель света, присваивающий себе роль источника света и добра, то есть роль Творца.

Миру материи, воплощенному, проявленному на физическом уровне (миру Гетиг), противостоит демоница Аз или Аза.

И, наконец, миру души, осуществляющему связь между мирами Меног и Гетиг, поддерживающему равновесие между ними (миру Ритаг), соответствует демоница Друдж.

Каждая форма Зла действует в своем мире, но вместе они делают одно общее дело – разрушают мир, паразитируя на нем.

На уровне человека миру Меног соответствует дух – частица божественного огня, божественное начало в нас (одно из главных его проявлений – совесть). Миру Гетиг соответствует наше физическое тело, и миру Ритаг – душа, то есть то, что связывает нас с высшим миром. Поэтому Ангра‑Манью поражает дух человека, Друдж – его душу, а Аза проявляется на физическом уровне, уничтожая в конце концов материальное тело человека.

Первым обычно вступает в дело Ангра‑Манью (как верховный принцип Зла, оскверняющий дух человека), в результате чего человек противопоставляет себя миру, осознает себя одиноким, а мир – враждебным ему, и тем самым делает духовный выбор в сторону Зла, а затем – признает Зло доминирующим началом, Дьявола ставит на место Бога, отрицает совесть, прощает себе все грехи, называет себя центром Вселенной, объявляет войну Богу или отрицает его существование вообще. Это первичное, еще незримое, непроявленное Зло, возможно, не осознаваемое до конца самим человеком, но это уже шаг к Злу в форме идеи.

На помощь Ангра‑Манью спешит его порождение – верная помощница Друдж, поражающая душу человека, выступающая как обольститель, демон‑искуситель, ложь, поддерживающая первичное Зло. Человек, которого поразила Друдж, обманывает себя и других – он не считает себя злодеем, он прикрывает свои истинные цели лживыми рассуждениями и доводами, всячески оправдывая свои неправедные поступки высокими целями и неблагоприятными обстоятельствами. Таким образом, на этом этапе Зло уже пустило корни в душе человека, вирус Зла начал свою разрушительную работу в проявленном мире, хотя Зло еще скрывает свою истинную природу, маскируясь, приспосабливаясь и видоизменяясь.

Наконец, человека, идущего все дальше по пути Зла, поражает Аза, действующая на физическом уровне. Человек при этом становится истинным служителем Зла, живым роботом, рабом, зомби, имеющим человеческую оболочку, но действующим исключительно по указке Зла. До этого уровня падения доходят немногие, это, так сказать, «путь избранных», гораздо чаще мы сталкиваемся с проявлениями Друдж, то есть с ложью. Человек, пораженный Азой, уже не прикрывается ложью, он может делать Зло, не испытывая ни малейших сомнений, его совесть молчит. Он не может не делать Зла, так как лишен своей воли, он не получает поддержку светлых сил, душа его поражена, и наконец, злодеяния доставляют ему удовольствие.

Сам себя такой человек, естественно, не считает зомби, так как ему оставлено ощущение того, что он – сверхчеловек, который может делать все. Чаще всего оправданием своих поступков он считает стремление к высшей цели, к установлению идеального мироустройства с обязательным разрушением всего существовавшего до сих пор, для достижения чего все средства хороши. При этом он искренне верит в это, и, в отличие от служителя Друдж, он по‑своему честен, верен своим убеждениям. Ему кажется, что все разрушения, которые он сеет, – это только подготовка к дальнейшему созиданию «правильного мира», ради которого можно пожертвовать всем на свете, в том числе и собой.

Истинного служителя Азы отличает ненависть ко всем проявлениям жизни, он сеет вокруг себя хаос, бессмысленное разрушение, бесцельное уничтожение людей, животных, растений, земли и природы в целом. Его используют силы Зла для уничтожения проявлений физического мира (за счет чего они подпитываются), не уничтожая его самого до поры до времени. И только после смерти путь истинного служителя Зла – в ад, к полному разрушению его материальной и духовной сущности. Вот такой путь может пройти каждый человек, сделавший выбор в сторону Зла. Все это прекрасно описано в книге русского классика Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», только там Раскольников сумел вовремя остановиться.

На уровне среднего человека демон Аз проявляется через страх. Вообще надо сказать, что страх в любом виде – это всегда помощник сил Зла. Когда человек боится чего‑то, в его воображении проигрываются именно те ситуации, которых он опасается. Таким образом, он моделирует эти ситуации и притягивает их к себе. Многим людям приходилось сталкиваться с тем, что происходят именно те события, о которых все время думаешь, которых боишься, хотя для них вроде бы нет никаких причин. Необязательно это следствие предчувствия, нередко это именно притяжение неприятностей посредством их моделирования. Кстати, авестийской традиции совершенно чуждо такое понятие как «страх Божий», ибо как можно бояться источника света и добра – Творца нашего мира?! Человек должен любить Бога, стремиться к нему, а не бояться его, поскольку Зло не может исходить от Бога. Страх же предполагает отстраненность от того, кого боишься, противопоставление себя ему, стремление скрыть от него свои поступки, даже ненависть к нему, но только не любовь. Если человек боится Бога, значит, он уже потерял верные ориентиры, душа его поражена Злом.

Современное представление о том, что человек – раб Бога, которому нужно бояться Божьей воли, было внесено в христианство Августином Блаженным и противоречит самому духу изначального христианства. Зороастризм же вообще осуждает рабство в любой форме.

Однако вернемся к рассмотрению форм Зла. Итак, Аза связана со страхом, но основное проявление Азы – это страх, скорее не как опасение, переживание или тревога, а как первобытный, животный страх, всепоглощающий ужас перед полным уничтожением, полностью парализующий волю. Под воздействием этого страха человек готов на все и сделает все, что ему прикажут. В соответствии с Авестой, даже Друдж боится Азу. На уровне мира проявление Азы – это соприкосновение с антимиром, аннигиляция, адская бездна, полное уничтожение материи и отделение духа от материи. Но уничтожить дух она не может – дух, как проявление божественного огня, неуничтожим.

Что же касается Друдж (в переводе с авестийского – «ложь»), то она является самой распространенной формой проявления Зла в воплощенном мире. Именно к ней в наибольшей степени применима аналогия с вирусом. Аналогично вирусу Друдж, а точнее Ангра‑Манью в виде Друдж, скрытно внедряется в целостный мир, принимает самые различные формы, мутирует, видоизменяется, скрывается под самыми различными, порой очень привлекательными масками, действует исподтишка и никогда не признает себя злом в отличие от откровенного, неприкрытого и концентрированного зла без маски – Азы. Человек, пораженный Друдж, совершив злодеяние, часто мучается, но быстро успокаивает свою совесть лживыми доводами и оправданиями. В нашем переходном мире практически все люди в той или иной степени поражены Друдж.

Точно так же, как существует четыре основных типа вируса, выделяются четыре ипостаси Друдж, четыре ее лика, четыре основных проявления.

Первый тип вируса – это вирус‑взломщик, самый грубый и примитивный. Он пробивает оболочку клетки, похищает часть ее прото‑плазмы и убегает, пока его не убили. Это первичная форма Друдж: если нельзя обмануть, берет захватом, наскоком и трусливо убегает с места преступления.

Второй тип вируса – это вирус‑вампир. Он проникает в организм, присасывается к оболочке клетки и тихо питается ее содержимым, пока его не засекли, после чего убегает. Это уже более сложная, хотя еще и примитивная форма Друдж. Здесь уже есть желание скрыть свои намерения, не уничтожать клетку до поры до времени, а паразитировать на ней.

Третий тип вируса – это раковый вирус, который гораздо опаснее первых двух. Он проникает внутрь клетки и заставляет ее ускоренно делиться, в результате чего происходит ускоренное разрастание клеточной ткани, изменяется ее структура.

Четвертый тип вируса – очень опасный, это так называемый медленный вирус. Он вторгается в ДНК клетки, встраивается, сидит тихо и скрытно, его не могут там обнаружить. Пока клетка сильна, вирус не проявляется, но как только она начинает слабеть, вирус внедряется в ядро клетки и заставляет ее воспроизводить новые вирусы вместо клеток. Это самая опасная и самая неразличимая форма Зла.

Перечисленные четыре формы Друдж могут проявляться на самых разных уровнях. В частности, в соответствии с этими сценариями могут действовать и люди, пораженные Друдж.

Таким образом, Зло в нашем мире – это совокупность злых дел, злых слов и злых мыслей за все время существования воплощенной Вселенной, появившихся вследствие неправильного выбора. Зло можно представить в виде некоего энергетического центра, называемого иногда эгрегором.

Возвращаясь к используемой нами аналогии, Зло – это болезнь в целом, а не каждый отдельный вирус, оно распространено по всему организму, хотя может наиболее сильно поражать отдельные органы. Зло не пассивно, оно формирует вполне реальные силы, воспринимаемые часто человеком как «высшие силы», целью которых является всемерное расширение влияния Зла. Увеличить количество Зла может только неправильный выбор тех сущностей, которые имеют свободную волю, то есть каждый человек может увеличить количество Зла в мире.

Исходя из этого, важнейшими задачами человека являются служение Добру и борьба со Злом. Однако чтобы бороться со Злом, нужно четко уяснить, где находится граница между Добром и Злом. Разные учения эту границу проводят по‑разному в явном или неявном виде. И эта граница проходит не между расами, как утверждает расизм, не между народами – согласно национализму, не между странами (ложный патриотизм), не между группами людей, поддерживающими ту или иную идею, не между имущими и неимущими (марксизм‑ленинизм) и даже не между отдельными людьми (наиболее распространенное заблуждение: есть люди однозначно хорошие, а есть однозначно плохие). Граница между Добром и Злом проходит через сердце каждого человека, через его душу. И совершенно прав был писатель А. И. Солженицын, отметив это в одной из своих статей.

В то же время, определенные группы людей, например, последователи одной религии, имеют свою судьбу, свои взаимоотношения с Добром и Злом, сформировавшиеся вследствие прошлого выбора, и свою ответственность за этот выбор – члены таких групп, вступая в них, берут эту ответственность на себя. Вообще надо сказать, что стремление людей объединиться в группы, особенно в группы с жесткой внутренней организацией, часто объясняется тем, что они хотят переложить на других, чаще на лидеров этих групп, часть ответственности за свои поступки, а также хотят иметь право преступать некоторые моральные нормы, объясняя это интересами группы. И в большинстве случаев в наше время человек, выступающий как отдельная личность, оказывается гораздо чище и лучше, чем человек, выступающий как член группы, какие бы цели данная группа ни провозглашала.

Итак, граница между Добром и Злом проходит через каждого из нас – в каждом из нас есть и Добро и Зло вследствие нашего прошлого выбора, и у каждого из нас есть возможность сместить эту границу в ту или иную сторону. Любая другая позиция, если подумать, является аморальной, поскольку ведет к двойной морали: для «своих» и для «чужих» («своим» мы прощаем любые злые дела, потому что они «свои», а «чужим» – никогда, потому что они – враги, и что бы они ни делали, это однозначно плохо). Таким образом, практически не встречается людей, полностью поборовших в себе зло, так же, как и абсолютных служителей Зла. Поэтому, прежде всего, человек должен бороться со злом в себе, в своей собственной душе. Недаром говорится: «Убей зло в себе, и тогда все зло мира не сможет тебе повредить».

Правомочен вопрос: «А как же тогда Заратуштра, Христос и другие великие учителя?» Да, даже они, воплотившись на Земле, в нашем земном мире, должны были пройти через искушения силами Зла: вспомним описанное в Евангелиях искушение Христа дьяволом в пустыне, а из зороастрийских текстов известно о преследовании Заратуштры семью братьями‑колдунами.

Почему же Создатель мира Ахура‑Мазда не подавляет, не ликвидирует Зло сразу при его проявлении, почему немедленно не карает людей за неправильный выбор, не защищает их от Зла? Свобода выбора, данная людям, и обязанность нести за него ответственность предоставляют им возможность получить «прививку» против Зла, закалиться и развиться в борьбе с ним, чтобы, очистившись от Зла, приблизиться к своему Творцу. О том же говорил и Христос: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» (Матф. 5, 48).

Более того, путь борьбы со Злом еще на заре времен был выбран самими духами‑хранителями людей, называемыми в зороастризме Фравашами. В Авесте об этом сказано следующее: «И Хормазд знал, что только если Фраваши согласятся спуститься на землю, чтобы вести борьбу, ему будет обеспечена конечная победа. Хормазд созвал совет с сознанием и Фравашами людей и вдохнул в них всеведущую мудрость, говоря: «Что кажется вам более подходящим: чтобы я облек вас в материальную форму, и, будучи воплощены, вы станете бороться с ложью и уничтожите ее, и чтобы в конце мы воскресили вас, целостных и бессмертных, и восстановили в материальной форме, и чтобы навечно вы стали бессмертными, нестареющими и не имеющими врагов; или же, чтобы все время вас приходилось охранять от Врага?» И Фраваши людей, благодаря всеведущей мудрости, увидели, что в этом мире им придется страдать от Лжи и Ахримана, но зато в конце, который наступит в Последнем Теле, они будут воскрешены свободными от вражды Ахримана, целостными и бессмертными, навечно и навсегда, и они согласились сойти в материальный мир».

Фраваши, согласившиеся сойти в материальный, воплощенный мир для борьбы со Злом – это не кто иные, как мы с вами, то есть люди. Это был наш выбор! Поэтому планета Земля как воплощенный мир была, есть и будет местом космической битвы Добра и Зла до тех пор, «пока он [Ахриман] и его воинство демонов не окажутся разгромлены и вышвырнуты в Ад, что находится в середине земли». Если вернуться к использованной нами ранее аналогии, болезнь побеждается в результате мобилизации и развития внутренних защитных сил организма в целом и каждой отдельной клеточки его в частности.

Знание природы Зла и особенностей его проявления позволяет ответить на многие вопросы, имеющие чисто практическое значение. Например, можно ли отвечать злом на зло? Или, верно ли, что благая цель оправдывает любые средства? Ответ здесь очень простой: если для достижения благой цели или для уничтожения какого‑то проявления зла используются методы зла, то в лучшем случае это приводит к сохранению общего количества зла в мире, а в худшем случае (самый обычный вариант) – количество зла возрастает. Именно так, по‑видимому, следует понимать донесенные до нас Евангелиями слова Иисуса Христа: «Если тебя ударят по одной щеке, подставь другую», – то есть нельзя бороться против зла методами зла (!), но это совершенно не означает, что бороться со злом не надо вовсе.

Следующий вопрос: достаточно ли самому не совершать злых дел, не участвовать в активном распространении зла? Конечно, это самое главное, но этого недостаточно: ведь если злу не мешать распространяться, то общее количество зла в мире будет возрастать, и хуже будет всем, в том числе и тем, кто сам злых дел не совершает. Поэтому авестийская традиция считает грехом не только активное распространение зла, но и пассивное пособничество этому распространению.

Доброта и благо – разные вещи. Нельзя быть добрым к любому мерзавцу, позволять ему безнаказанно творить зло, набирать злую силу. Другое дело, учитывая, что законченные злодеи встречаются редко, вы должны помочь человеку в момент самой страшной опасности, например, спасти ему жизнь. Но нельзя помогать человеку в злых деяниях, укреплять его на ошибочном пути, даже если ему от этого будет плохо. Нельзя помогать злу даже невольно, так же, как нельзя и самоустраняться от борьбы со злом, закрывая на него глаза, ибо вы становитесь соучастником преступления, хотя ваша ответственность, конечно, не настолько высока, как у творящего зло.

Еще один вопрос: можно ли заставить силы Зла работать на себя? Человек, обращающийся к помощи сил Зла для причинения вреда другим или для принуждения других, считает, что поставил эти силы себе на службу. На самом же деле как раз наоборот – это силы Зла используют его. Игры с силами Зла ни к чему хорошему привести не могут. Человек никогда не выйдет из них победителем, потому что он не знает правил этой игры (их игры!), в которой они всегда побеждают, что бы ни казалось человеку. В конечном счете, такой человек может полностью перейти на службу Злу, став рабом, лишенным права выбора.

Отдельные силы Зла не имеют своей воли, жестко подчинены единому центру и не могут бороться друг с другом. Об этом же слова Иисуса Христа: «Как может сатана изгонять сатану?» (Марк. 3, 23). Здесь уместен следующий пример, снова взятый из области медицины: известен такой метод лечения сифилиса, как заражение больного малярией. Излечение действительно может произойти, но отнюдь не из‑за самой малярии, а вследствие мобилизации защитных сил организма в целом, повышения температуры тела. Кстати, в случае любой болезни нельзя без крайней надобности сбивать температуру, поскольку организм сам пытается «сжечь» болезнь. Если запас внутренних сил организма достаточно велик, он победит обе болезни вместе, если же нет – человек может умереть. В рассмотренном примере зло не борется со злом, даже несмотря на то что внешне все выглядит так, будто бы одно зло уничтожает другое. На самом деле это просто замена одной маски зла на другую. Результат такой борьбы – сохранение общего количества зла или незначительное его уменьшение, но с гораздо большими возможностями дальнейшего развития, укрепления и усиления организма.

Даже при столкновениях отдельных людей – служителей Зла часто страдают ни в чем не повинные люди, то есть количество зла в мире растет. И если кто‑то с кем‑то борется, это совсем не значит, что один из них обязательно служит Злу, а другой – Добру. Обычно Злу служит именно сам факт борьбы на уничтожение. Кстати, если человек видит перед собой два, казалось бы, противоположных пути, это совсем не значит, что один из них – путь Добра, а другой – путь Зла. Зачастую из двух путей оба ведут в бездну. Тогда нужно искать третий путь, или временно не предпринимать ничего. Создание подобных ситуаций – один из любимых приемов сил Зла.

Стоит упомянуть и о научно‑техническом прогрессе. Развитие техники зороастризм не считает безусловным злом, которое должно быть искоренено, ведь техника может быть использована как средство укрепления мира, а может – как средство его разрушения. Это зависит от человека. Другое дело – абсолютизация ценности техники, стремление полностью заменить человека, оставив ему роль обслуживающего персонала. Очень многое человек может сделать сам, без помощи технических средств, которые часто только мешают, отупляют и уводят в сторону. Достаточно снова вспомнить о медицине: в настоящее время для диагностики используются сложнейшие компьютерные системы со своим техническим и медицинским персоналом, а тибетские целители ставят диагноз по пульсу гораздо быстрее и без всякой техники (правда, для этого нужно пройти многолетнее обучение). Результаты диагностики и дальнейшего лечения обычно тоже не в пользу техники. Так, может быть, стоит направить развитие человеческого разума именно по этому пути, ведь уникальные способности, заложенные в человеке, сейчас остаются невостребованными?!

Как видим, понимание сути Зла позволяет сделать вывод о том, что изначально сама по себе любая сторона человеческой жизни не является хорошей или плохой, чистой или грязной. Хорошей или плохой ее делает сам человек, имеющий право выбора между Добром и Злом. Что бы мы ни взяли: любовь, семью, работу, дружбу, искусство, науку, технику и пр. – все это человек может либо возвысить и поставить на службу Добру, либо осквернить и определить на службу Злу. Поэтому в религии зороастризма нет запретных, низких, неприличных, недостойных тем для разговора, он не парит в облаках чистого духа, являясь, пожалуй, самой земной из всех религий мира.