ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ПОТОМКИ

Изложено по текстам, указанным в подстрочных примечаниях. Фрагменты вне фигурных скобок представляют собой компиляцию из обрывочных сведений, содержащихся в различных источниках

В след за царём и царицей в истинную веру обратились Асмо — х в а н в а (среднеперс. Асмок-хванвато), царский брат конник 3 а р и в а р и (среднеперс. 3арер, фарси 3ерир) и два выходца из знатного рода Хвова — Фрашаоштра (среднеперс. Фрашоштар) и советник Виштаспы Джамаспа (среднеперс. Джамасп).

*Персонажи перечислены в том порядке, в каком они упоминаются в «Мемориальном списке», однако этот порядок, судя по всему, не отражает ни последо-вательность обращения этих персонажей в маздаяснийскую веру, ни их важность и значимость. Всего «Список» (96—110) называет 87 (кроме Мадо-монгхи, упоминаемого в строфе 95, и исключал Астват-Эрету) первопоследователен пророка; Асмо- хванва упоминается первым, Виштаспа — 19-м, Заривари — 21-м, Фрашаоштра — 51-м, Джамаспа — 52-м, Хутаоса упоминается в другом месте (139) после дочерей Заратуштры. Подавляющее большинство имён «Списка» или неизвестны по пехлевийским источникам, или только упоминаются в них.

Обращение Виштаспа, царствовавшего 30 лет до обращения в маздаяснизм и 90 лет после этого («Бундахишн» 34.7), соответствует, по « Бундахишну>, концу девятого тысячелетия мировой истории, протекавшему под владычеством созвездия Кентавра (Стрельца) («Бундахишн» 34.5): 500 (лет царствования Фретона) + 120 (лет Манушчихра) + 5 (лет Зова) + 15 (лет Кей Кавада) + 150 (=75-1-75 лет Кей Уса) + 60 (лет Кей Хосрова)+ 120 (лет Лохраспа) + 30 (лет Виштаспы до обращения) = 1000 лет. Расчёты двух предыдущих тысячелетий — Весов и Скорпиона — см. во внутритекстовом комментарии на с. 191 —193.

Потом маздаяснизм один за другим стали принимать все знатные мужи в царстве Кави Виштаспы, а следом стал обращаться и простой люд. Каждый обращавшийся проклинал дэвов и клялся соблюдать за¬поведи ахуровского учения:

{«Считаю себя молящимся Мазде. заратуштровским, противодэвовским, учащим Ахуре, славящим Бессмертных Святых, молящимся Бессмертным Святым.

Ахура Мазде благому, благостному, всё благо признаю праведному, лучезарному, благодатному <…>

Отрекаюсь от единения со злыми, злобными, зловредными, пагубными дэвами, самыми лживыми, самыми тлетворными, самыми злополучными из всех существ, от дэвов и дэвовских, от чародеев и чародейных и от всех, кто насилует живущих, мыслями, словами, делами и обличьем отрекаюсь от единения со лживым, сокрушающим. <…>

Молящимся Мазде, заратуштровским, считаю себя прославлением и исповеданием. Славлюсь благомыслием мысли. Славлюсь благословием слова. Славлюсь благодеянием дела». [СК]}803

Заратуштра был обласкан царём и окружён великим почётом. {Он превосходил всех смертных не только в духовных знаниях. Во всех семи каршварах он лучше всех знал медицину, астрономию, и как вести хозяйство, и где какие реки и земли создал бог, и все очистительные ритуалы. Проповеди Заратуштры, его наставления и поучения людям были записаны}804 {золотыми буквами на специально подготовленных воловьих шкурах [Кл]}805, {и эта книга — «Авеста» — стала сводом всех высочайших достижений [человеческой] мудроcmu}806. {Столь прозорлив был Заратуштра, что даже трёхлетнее царствие проклятого Искандара, дэвовского злодея, он предрёк, и это тоже было записано в «Авесте».}807

{Пророк был дважды женат 808, Одна из его жён была «служащей»,а другая — «правящей».}809

*Согласно персидскому «Риваиату», «правящей» жена считалась, если она выходила замуж девственницей с согласия родителей; она и её дети принадлежали супругу в этом и в загробном мире. «Служащей» женой называлась второбрачная вдова; в загробном мире половина её детей от второго брака (при условии, что первый брак не был бездетным) и она сама (в любом случае) переходили в собственность первого супруга.

{«Служащая» жена родила ему двух сыновей — Урватат-нару (среднеперс. Аурвад-нар) и Хвара-читру (среднеперс. Хур- шед-чихр); «правящая» — сына Ясад-ваетру (среднеперс. Исадвастр) и трёх дочерей — Френи (среднеперс. Ф рен, в поздней традиции Френо), Трит и (среднеперс. С р и т, в поздней традиции Срито) и Поручисту (среднеперс. Поручист).

Исад-вастра стал верховным жрецом маздаяснийской религии, Хвара-читра — воином, а Урватат-нара — скотоводом и земледельцем.}810 Трое сыновей пророка стали прародителями трёх сословий — жрецов, воинов и скотоводов, воплотив в телесном мире три качества самого Заратуштры {который первый жрец, который первый воин, который первый скотовод есть [В]}811.

{Урватат-нара вместе с Заратуштрой правили Варой Йимы}812

*Правление Заратуштры и Урватат-нары, возможно, подразумевает, что Заратуштра являлся хранителем Истины-Аша в Варе, а скотовод Урватат-нара — гарантом изоби-лия и материального благополучия.

{Поручиста была отдана замуж за Джамаспу. Сам Кави Виштаспа присутствовал на свадьбе.}813 Во время торжества Заратуштра произнёс проповедь и дал дочери-невесте наставления, как подобает блюсти себя праведной женщине и жене.

{А Френи и Трити стали великими сторонницами маздаяснийской религии.}814

*803 «Ясна» 12.1, 4.8 (так наз. «зроастрийский «Символ веры»). Полный перевод см на с. 33-34

*804 «Денкарт» VII. 5.8 – 10

*805 «Арта-Вираф намак» 2.

*806 «Денкарт» VII. 5.11.

*807 «Денкарт» VII. 7.7

*808 Или, может быть, имел двух жен. Некоторые источники упоминают трёх жён Заратуштры.

*809 «Бундахишн» 32.6

*810 «Бундахишн» 32.5

*811 «Яшт» 13.89.

*812 «Видевдат» 2.43 – см.с. 162; об Аурвад-наре также в «Бундахишн» 29.5

*813 «Ясна» 53.2-3. Толковании предположительное

*814 «Затспрам» 23.11.