Часть 6. ОГОНЬ ДАЮЩИЙ ЖИЗНЬ.

Все мы люди сделаны из энергии, излучаем свет, состоим из света. Энергетический Огонь высшего уровня – Ахура Мазда, дал жизнь всем другим созданиям вселенной. Авестийская Духовная Традиция и религия Зороастризма выражает высшее почтения свету и огню, так что эту традицию называют назвать Религией Огня и Света.

В самой Авесте пишется: Яста манта поуруйо рахебиш роитвэн кхатра (Ясна XXXI.7) — «Сначала Ахура Мазда произвёл мысль, и небесные царства наполнились светом».

Название Бога – Ахура Мазда связанно со Светом, Его местонахождение вечный Рай — Анагра Раочан наполнено высшим светом. Божественные Существа рождены из энергии излучают свет. Следующие строки Авесты ясно подчёркивают это. «Ахе рая кхаренангхача» — из-за их блеска и славы, «Горже кхорех авазаяд» — да будет их Божественная Слава сиять ярче. Здоровье человека также увеличивается от присутствия в нём Божественного света (рая и кхаренангха).

ОГОНЬ

Все материальные создания сделаны из Света, в соответствии со степенями его концентрации. Лучистый Огонь — видимая и сияющая форма того наивысшего Божественного Света среди материальных стихий и созданий. Слово для Огня в Авесте — Атар. Оно имеет много значений и вариаций. Только одно из качеств означает видимый глазами огонь. Изначально слово означает – энергию, высокую температуру, жар, движение. Это также энергетическое преобразование, так как огонь переводит материю в энергию.

Следовательно, любое движение во Вселенной имеет в себе огонь в скрытой или открытой форме. Любое тело, имеющее в себе энергию, скрывает в себе огонь. Значит огонь, видимый или нет, имеется в любой точке Вселенной.

Зороастрийцы признают огонь как вездесущую форму Ахура Мазды. Живая сущность, Владыка, который является незаменимым для нашей жизни, духовного развития, проводник и охранитель, который переносит молитвы в духовный мир и дарит божественную энергию всему миру.

ВСЕМИРНОЕ ПОЧТЕНИЕ ОГНЮ. Греки — римляне — христиане — индусы — мусульмане – евреи – славяне.

Не только Зороастрийцы уважают огонь. Почтение ему всемирно. Однако Зороастризм идет на шаг впереди обычного почтения.

Греки — Огонь Хесты горел в каждом доме.

Римляне — Огонь Весты горел 24 часа в храмах Весты в центре городов. Заботились о нём девственницы Весталки.

Евреи — Бог появился МОИСЕЮ на горе Синай в форме пламенной неопалимой купины.

Христиане — Окуривание в церкви. Свечи в церквях представляют очищение Девы Марии.

Индусы – Бог Агни в Ведах. Вся 9-ая Мандала Ригведы посвящена Агни. Один из важнейших праздников Индии Дивали – праздник Огня.

Огонь используется в большинстве ритуалов и публичных церемониях. Например Ягья, Агништома, Агнидхотра.

Мусульмане – Окуривание. Согласно Аин-И-Акбари, Император Акбар приказал Абдул Фазалу возжигать огонь во дворце 24 часа в сутки, как символ Аллаха.

Славяне – Бог огня Семаргл. Огонь используется в большинстве ритуалов и публичных церемоний, суд проводился в испытании огнём.

ОГОНЬ В ИСТОРИИ

Всюду в истории арийцев, даже до пророка Заратуштры, огонь уважали не только как символ божественного, но и из-за наличия божественного начала в нём самом. Все пять главных династий Арьянцев определили огню выдающееся положение в религиозной жизни. Кроме того, были различные типы огня в древнем Иране, которые мы не имеем более на Земле. Были самогорящие Божественные огни, огни «кхваренах», огни для публичных церемоний и т.д.

Король Хошанг династии Пешдадов (8000 до н.э) начал поклонение огню как божественному существу, указав Маздаянцам приносить молитвы перед огнём. Он установил древнейший известный постоянногорящий огонь Адар Кхордад. Люди стали использовать огонь в обогреве жилищ и приготовлении пищи.

Король Йима (Джамшед) установил огни Адар Кхорех, Адар Фрах, Адар Фарнбаг на горе Гадманхоманд в Кхварезмии (Хорезм). Он ввёл особый класс людей, которые назывались Атхраваны (Священники огня), чтобы заботиться об священных кострах. Древний Огонь Йимы горел на этой горе до 9-ого столетия н.э.

Король Кай Кушру (Кей Кавус у Славян, прим. переводчика) установил Огонь Гушнасп на горе Ашнавант. Согласно Табари, этот огонь был в Азер Байджане. Ардешир I, Бехрамгур, Кушру Парвиз и Яздегард III ходили пешком, чтобы помолиться и выказать уважению этому огню (согласно Равлинсону). В 610 н.э., когда Гераклитас разрушил Азербайджан, огонь был унесён в горы и затем снова принесён, когда был установлен мир. Кай Гуштасп установил Адар Бурзин на горе Раеванд.

Источники рассказывают о Пророке Заратуштре, как молящемся около огня. Он принес к королю с собой священный огонь Мехер Бурзин. Этот бездымный огонь горел без топлива или ладана. Пророк Заратуштра принял огонь как символ Ахура Мазды и заповедал это поклонникам. Он признал Амешаспента Истины – Аша Вахишта покровителем огня.

Печати Ахаменидских королей изображают огонь вместе с другими атрибутами. На многих каменных барельефах Ирана мы видим, что короли стоят перед огнем. В одной стелле приближённый Дария стоит перед огнем с рукой, приложенной к лицу в знак почтения.

В Парфянские времена также алтарь с огнём изображен на монетах и печатях. Во времена Сасанидов, много Королей установили храмы Огня высшего уровня (Аташ Бехрам). Огонь также изображен на монетах многих королей как Хормазд I, Шапур III, Нарсех.

ОПИСАНИЕ ОГНЯ В ЗОРОАСТРИЗМЕ

  1. Сын Ахура Мазды.

Он сделан по образу Бога: Как сын, огонь продолжает работу Мазды. Многие из его качеств подобны Ахура Мазде.

Блеск Ахура Мазды (Раевант, дом Бесконечного Света) — Свет дающий – Живительный – Ратхештар (противник зла) – жар дающий – Хранящий Кхорех (Божественную Энергию) — Вездесущий – Разрушитель нечистого.

Разрушитель нечистого: Но нельзя сжигать всякую грязь в огне. Фактически, загрязнение огня мусором — один из самых больших грехов в Зороастризме.

Энергия огня проникает все творения (Бундахишн 18, Ясна 17). Огонь как движение, энергия, присутствует во всех атомах Вселенной.

Существует 6 типов Огней (Африн., Ясна XVII, 11):

Аташ Берези Савангх: Огонь рядом с Ахура Маздой. Наивысшая форма огня, который проникает все создания. Это — огонь, скрытый в звёздах, вулканах, источниках и гейзерах. Он появляется в храмах высшего освящения, и назван Аташ Бехрам (Лучистый огонь победитель). Этот огонь нуждается только в пище, никакой воды.

Аташ Воху Фраян: Он находится в телах человека и животных. Даёт им теплоту, и уходит во время смерти. Этот огонь нуждается в пище, и воде.

Аташ Урвазишт: Это — огонь в растениях. С ним растения живые, и по ним течёт сок даже при отрицательных температурах. Этот огонь не нуждается в пище, только в воде.

Аташ Вазишт: Он находится в виде атмосферного электричества, в облаках и молнии. Он используется для передачи энергии на наш уровень проявленных стихий Сраошем и другими Язатами (Вендидад 19.42). Он очищает атмосферу. С научной точки зрения, разряды молнии изменяют кислород на озон. Это поддерживает чистоту атмосферы и защитный слой озона. Молния также окисляет другие газы и делает их безопасными. Этот огонь не нуждается в пище и воде.

Аташ Спеништ: Это — огонь, горящий в физическом мире — домашний, индустриальный и коммерческий. Он, освящаясь устанавливается как Аташ Адаран и Аташ Бехрам.

Аташ Наирьйосангх: духовный огонь души, интуиции, особенно силён он у королей и святых людей. Он находится под покровительством Язата Срауша..

2. Огонь – проводник к Богу.

А)» Огонь, ты искусный проводник Ахура Мазды».

«Через этот видимый символ — сына Бога на земле, мы достигаем Его».

Огонь несет качества чистоты, живительной силы, самосвечения, всегда поднимается вверх, обращается вверх к нашей божественной судьбе. Огонь символизирующий знание рассеивает невежество – темноту. Он смиренный и распространяющий свет и аромат тепла. Держать священный огонь в доме это значит быть связанным с Духовным миром Бога, нести ответственность за свои деяния в прошлом и будущем.

Б) Огонь – переносчик и даритель Кхорех и Кхваренангх – Божественной Энергии:

Молитвы из Авесты к Адар Язату показывает, что огонь есть Божественная Энергия, он охранитель и накопитель Кхварены. Кхварена Заратуштры перешла к нему через огонь, горевший в доме его бабушки.

3. Огонь представлен во всех Зороастрийских ритуалах.

4. Огонь как божественный судья.

Испытания огнём проводились с древности, чтобы рассудить споры и открыть правду. Огонь также выполняет роль судьи во время Обновления – Фрашокерети.

5. Огонь держали в доме.

Приверженцы Заратуштры в молитвах огню говорят, что будут сохранять горящий огонь в доме до последнего очищения мира — Фрашокерети. Если огонь горит в доме, это приносит божественное благословение для дома и домовладельцев, не позволяет злу и колдовству подойти близко.

6. Огонь как король.

Огонь очищается и освящается — от обычного до возвышенного и затем возведенного на специальный трон — алтарь. Когда происходит освящение, огонь объединяется непосредственно с энергиями Бога, и источает божественную энергию и Кхорех. Освященный Огонь имеет тело и сознание (Баодх). Освященный огонь возводится на престол на каменном ‘троне’, купол святилища является небесами. Металлический подвес, висящий над огнём, называется корона. Огонь дает награды и наказывает.

7. Огонь как сотрудник человека:

Огонь расценен, как сын Бога. Человек – также важное создание Творца.

Оба нуждаются друг в друге для своей жизни – физической, так же как и духовной. Именно поэтому священник — Атхраван — охранитель огня. Со времени короля Джамшеда, общество было разделено на 4 класса. Главная работа первой группы – священников, была поддерживать священный огонь в горах.

Оба, огнь и человек нуждаются в пище и кислороде для выживания, оба зависят от солнца, оба имеют иерархический статус, оба сделаны из физических и духовных элементов. Оба являются связью между физическим и духовным миром. Нет двух одинаковых людей в мире и нет одинаковых огней. Оба в состоянии породите подобный себе организм. Оба могут использоваться для добра или зла, но оба — борцы против зла и ответственны за то, чтобы способствовать красоте в мире.

ОСВЯЩЕНИЕ ОГНЕЙ

Первоначально были божественные огни в Иране — Кхардад, Гушасп и Бурзин Мехер, который не нуждались в освящении.

Из наших священных писаний (Вендидад VIII) и Ригведы может быть установлено, что освящение огней и установление их в священных местах является очень древней арийской практикой. По недавним археологичесикм находкам в уральских степях в Аркаиме и других местах Центральной Евразии известно, что уже в период Пешдадской и Каянской династий, между каменным и бронзовым веком, освящённый огонь постоянно горел на центральной площади укреплённых арийских поселений – протогородов. Затем короли начали строить вокруг огня защиту от ветра и дождя. Далее потребовалось специальное место для священников и поклонников. Так появились сооружения – храмы огня.

Огни освящаются сложным процесом очистки и ритуалами с огнями, собранными из 4 источников в случае Аташ Адарана, где участвуют 4 пары священников – Атхраванов. Огонь второго уровня Аташ Адаран имеется в каждой деревне или селении Зороастрийцев. Источники огня следующие. Первым берётся огонь из дома священника — Атзравана, затем из дома воина, далее из дома земледельца, и в конце из дома торгового человека. Каждый из этих огней очищается парой Атхраванов определёнными ритуалами и церемониями два дня. С утра совершается полная Ясна, с полуночи Вендидад и Кшнуман Сраоша. Во второй день прибавляется Кшнуман Ахура Мазды вместо Сраоша. На третий день огни соединяются с пением Ахунавара и благодарения огню. Проводятся церемонии как в первый день, и на четвёртый огонь вносится в храм на трон. При этом совершаются церемонии Аташ Ньяиш, Джашан Язатов и Бадж. Так огонь считается освящённым до второй степени чистоты.

Из 16 источников очищается огонь 16 парами священников в случае Аташ Бехрама – самого высшего уровня освящения. Каждый источник пережигается установленное количество раз, по его чистоте. Огонь их дома Атхравана — священника считается самым чистым, а от сожжённого тела самым загрязнённым. Это требовало времени до двух лет и 91 пережигания. Эти источники являются, например, домашним огнём, огнём в печи пекаря, у металурга, у горшечника…. Огонь каждого источника кладётся в специальную яму и пережигается долгое время. Затем из него берутся горящие угли и переносятся в следующую яму, где также пережигаются. Так происходит множество раз, пока по ритуалу он не очистится до степени чистоты, где он может быть сосудом чистой энергии Бога. Такой Огонь пользуется поклонением по степени его ритуальной чистоты.

Именно поэтому, одна из первых задач, выполненных нашими предками после переезда в Санджан, состояла в том, чтобы освятить Аташ Бехрам. После основания Бомбея, и развития торговли, одно из первых действий преуспевающего Парси было освятить Аташ Адаран.

Освященные огни имеют чистую силу Аху Даена и Баодх в них. Они имеют собственные глаза и уши. Агьяри — алтарь не составляет только видимый горящий огонь. Это — целиком атмосфера внутри и вокруг здания. Освящённые огни — специальный тип огней, которые имеют бесконечную связь с божественной силой, благодатью в духовном мире. (Ахура Мазда – Райоманд Кхореманд). Мы видим Ахура Мазду в огне, таким образом, освящённые огни — истинные дома Бога.

Огонь сжигает и распространяет аромат, огонь очищает окружающую среду. Он — связь между физическим и духовным миром.