Митра №0 | май 1997

Mitra-00-00-1997

Содержание

  • П. Глоба. Да прибудет с нами огонь веры
  • Ю. Самоделова. Возрождая традиции
  • М. Чистяков Зороастризм – путь веры
  • Что значит Митра для зороастрийцев
  • Тексты – избранное. Меног-и-Храд
  • Авестийский язык – занятие первое
  • Урал как прародина ариев
  • Праздники и будни общины
  • О харизме в русских сказках
  • Праздник Фравардин и другое

 

Павел Глоба

Да пребудет с нами Огонь Веры!

Появление вестника связано с укреплением общины и расширением её влияния.

Цель нашей общины — восстановление зороастризма в Санкт-Петербурге. В начале века в городе была создана зороастрийская община, в создании которой принимал участие мой дед — Иван Николаевич Гантимуров, но она не была признана в связи с революцией 1917 года. Я решил продолжить дело своего рода.

В настоящее время в зороастрийской религии есть много направлений . Основные религиозные положения, на которые опирается община, отличается от некоторых канонов, принятых в других общинах. Наша особенность — это почитание зерванитского учения в русле зороастризма.

Ортодоксальный зороастризм не признаёт ничего выше Ахура Мазды — Бога Творца, однако сокровенной частью зороастризма является учение о Зерване, как основе основ, непостижимом и непознаваемом Абсолюте Абсолютов, неопределимом, неописуемом, ни в каких словах человеческого языка. Зерван бесконечен в формах и проявлениях во времени и пространстве. Миры рождаются мыслью Зервана. Мы нисколько не принижаем Ахура Мазду, как Творца, ибо, в каком-то смысле Ахура Мазда един с Зерваном, так как только слившись с Зерваном, можно стать Творцом.

Зервано-зороастрийских общин в мире сейчас очень немного и контакт с ними затруднен. Можно назвать разрозненные общины на Памире и в Гиндукуше, северо-восточном Иране. Есть данные о наличии зерванитов на территории бывшего СССР, прежде всего в Таджикистане, районе горного Бадахшана. Упоминаются разрозненные общины в Узбекистане, особенно в области Ферганской долины. Сохранились свидетельства о наличии групп зерванитов в начале этого века в Азербайджане.

Под зерванизмом мы понимаем изустную традицию, которая восходит к учению магов. До сих пор некоторые зерваниты считают письменность порождением ангро манью и с подозрением относятся к передаче учения при помощи бумаги. Они считают, что такая форма более уязвима для искажений и выхолащивания живого Огня Веры.

Следствием такого отношения стало отсутствие полноценного отражения учения в памятниках письменности. Те, что сохранились, датируются довольно поздним периодом и отличаются разрозненностью и фрагментарностью.

Помимо основных текстов зороастризма, мы признаём значение таких текстов, как «Десатир», который, на наш взгляд, имеет малую связь с ортодоксальным зороастризмом и непосредственную — с зерванизмом. «Зерваннамаг» мы считаем переложением Авесты для внутреннего использования зороастрийским жречеством. Поэтический отрывок «Голос Зервана» рассматриваем, как мантру Зервану.

Мы также признаём значение текста «Акарани Варт», который стал одним из поводов объявления зерванитов еретиками. Шах-ин-шах Хосров Ануширван объявил зерванизм ересью. Однако нужно помнить, что очень многие ранние шах-ин-шахи сами были зерванитами. Например, Ардашир, Шапур I, Шапур II, Бахрам V Гур. Зерванитами были также знаменитые первосвященники: Кирдер, Тансар, Михр-Нарсе, Адурбад.

Одной из задач вестника является рассмотрение непростых вопросов, касающихся судьбы и значения учения о Зерване.

Как и наши духовные учителя в прошлом, мы почитаем Авестийскую астрологию — древнее эзотерическое знание о мироздании и месте в нём человека. Мы почитаем Авестийские предания об Арктиде — прародине ариев, о стране Хайрат и городе Аркаиме. Наша община опирается на эти традиции.

Мы благожелательно настроены ко всем направлениям современного зороастризма и выступаем за зороастрийский экуменизм на основе взаимоуважения и терпимости к непринципиальным отличиям.

Как настоятель общины, я благословляю выпуск данного вестника. Да пребудет с нами Огонь Веры!

Арьям.

Павел Глоба