Хварна
Понятия тотема и антитотема неразрывно связаны с понятиями Хварны и антихварны. На физическом уровне Хварна, данная человеку, проявляется во внешности, делая людей красивыми и привлекательными, наделяя их благородными чертами лица и хорошей осанкой. Знаками Хварны на теле считаются родинки в виде каких-либо фигур или созвездий, но расположенные только в строгом соответствии с указаниями солнечного календаря, согласно которому Хварне определенного дня соответствует определенный знак на теле.
Антихварна как печать Ахримана (Ангро-Манью) также проявляется во внешности и является свидетельством подверженности человека нападкам темных сил. Всевозможные виды физических недостатков и уродств, особенно врожденных, считаются отметинами дьявола. К ним относятся большие родимые пятна, особенно поросшие волосами, раннее облысение, хромота, сухорукость, дефекты речи, излишняя полнота, страшная худоба, непропорциональное телосложение, кривые зубы, всевозможные невралгии и многое другое. Если у человека присутствует семь видов различных антихварн, как это, например, имело место у вождя мирового пролетариата В. И. Ленина, то такой человек считается воплощенным бесом.

Высшая отмеченность, или так называемая Царская Хварна, соответствует календарному году. Она дается Создателем редчайшим людям как высший дар. Наличие Царской Хварны позволяет ее обладателю изменять предначертание и самому формировать будущее, подчинять и вести за собой целые коллективы людей, но вместе с тем налагает на человека бремя огромной ответственности за судьбы других. Зороастрийцы считали, что из всех людей, рожденных в течение одного года, лишь один может быть истинным обладателем Царской Хварны.

Иметь Хварну Жрецов могут 12 человек, рожденных в один год — по количеству месяцев в году. Хварна Жрецов соответствует календарному месяцу и дается лишь тем, чей род является образцовым с точки зрения нравственности и чистоты. Хварна Жрецов наделяет людей мудростью и налагает на них ответственность за сохранение устоев и традиций. В отличие от Царской Хварны, связанной с будущим временем, Жреческая Хварна связана с прошлым, она передается по наследству в виде талантов, способностей и профессиональных навыков. Хварна Жрецов — это династийная отмеченность.
Но есть и третий вид Хварны, который не даруется Богом, как Царская, и не передается по наследству от предков, как Жреческая. Наличие или же отсутствие ее полностью зависит от выбора самого человека. Это так называемая Хварна Воина, или Общинника, связанная с моментом настоящего времени. Эта отмеченность дается по заслуге добрых дел, исполнения долга.

Этот вид Хварны соответствует самому малому делению зороастрийского календаря, а именно — одному из тридцати дней календарного месяца. Поскольку зороастрийский религиозный год включал 360 дней, считалось, что 360 человек, рожденных в течение одного года, могут быть носителями Хварны Воинов. Подобно тому, как каждому из 12 месяцев соответствовал особый вид Хварны Жрецов, так и с каждым днем тридцатидневного месяца связан особый вид Хварны Воинов.

Зороастрийцы расценивали наличие Хварны у человека как способность последнего вести реальную борьбу со злом в воплощенном мире. Поскольку зло в отличие от добра ограничено во времени (так утверждает зороастрийская космогония), то обладание тремя видами божественной хварны, проявляющихся как три потока времени (прошлое, настоящее и будущее) являются единственно возможным средством к достижению вечности и высшего блаженства.

Лишь немногие святые в истории человечества сподобились обрести высшую благодать, открывшую перед ними двери вечности, не отягощенной злом, но каждому из нас жизнь постоянно предоставляет шанс сделать выбор и стать лучше, пробудив в своей душе искру божественного огня, называемого зороастрийцами хварной. Следование рекомендациям календаря, ориентированного на пробуждение лучших человеческих качеств и есть путь к победе над злом в себе, что является необходимым условием для общей эволюции человечества.

Для того, чтобы заслужить Хварну того или иного солнечного дня, а вместе с ней получить защиту предков и помощь ангела-хранителя, человек должен следовать предписаниям календаря, базовые ритмы которого хранят в себе воспоминание о первоначальной гармонии мироздания, существовавшей до вторжения в него духа-разрушителя. Для снискания внимания высших сил и обретения благодати верующий зороастриец обязан был исполнять так называемые дела долга, составлявшие часть ежедневного религиозного ритуала.
Зороастрийцы верили, что исполнение дел долга способствует обретению при жизни райской благодати, то есть Хварны. Но заслужить такой дар можно было лишь путем следования главной заповеди пророка Заратуштры, которая выражалась в короткой молитвенной формуле: «Хукст, Хумат, Хуварст», что означает: «Благие помыслы, благие слова, благие поступки». Зороастрийская дуалистическая концепция предполагала наличие морально-этической триады, которой противостояла триада злых мыслей, злых слов и злых дел.
В зависимости от того, какой путь изберет человек и кому он будет служить своими ежечасными мыслями, словами и делами, определялась как посмертная его участь, так и прижизненное состояние, исполненное благодати — Хварны или же лишенное ее. Путь злодеяний ведет к приобретению демонических качеств, которые, пустив корни в психологии человека в теперешнем существовании, не замедлят проявиться во внешности в следующем воплощении в виде так называемых антихварн, то есть физических уродств.
Зороастрийская календарная система предполагала наличие тридцати благих дел и тридцати грехов, соответствующих тридцати дням месяца и ведущих к обретению Хварны либо антихварны соответственно. Эти добродетели и грехи подробно описаны в пехлевийском религиозном тексте «Дадестани-Меног-и-Храд» («Дадестан-и-Меног-и-Храд» — позднее пехлевийское религиозно-этическое сочинение, построенное в форме диалога.
Чтобы понять смысл происходящего, мудрец задает Духу высшей небесной мудрости 62 вопроса, касающихся различных положений веры), то есть «Беседы с Духом мудрости», и мы приводим цитату из этого в высшей степени интересного сочинения, в котором мудрец вопрошает Духа мудрости по самым разным аспектам религиозной и повседневной жизни.
Мудрец спросил Духа мудрости: «Какой из грехов на свете самый гнусный?» Дух мудрости отвечал так:

• Первым «из грехов, совершаемых людьми, грех противоестественной половой связи наиболее отвратителен.
• Вторым наихудшим грешником является тот, кто потворствовал противоестественному половому акту с мужчинами.
• Третьим — кто убил праведного человека.
• Четвертым — кто разрушил праведный брак.
• Пятым — кто расстроил устроение усыновленного сына.
• Шестым — кто потушил огонь Варахрама.
• Седьмым — кто убил водяного бобра.
• Восьмым — кто поклоняется идолу.
• Девятым — кто верует и стремится поклоняться всякой религии.
• Десятым — кто потребляет то, что поручено его охране, и становится расхитителем.
• Одиннадцатым — тот, через греховность которого поддерживается нечестие.
• Двенадцатым — кто не делает никакой работы, но ест незаконно и неблагородно.
• Тринадцатым — кто распространяет ересь.
• Четырнадцатым — кто совершает колдовство.
• Пятнадцатым — кто совершает измену.
• Шестнадцатым — кто совершает поклонение демонам.
• Семнадцатым — кто совершает воровство и подстрекает к воровству других.
• Восемнадцатым — кто нарушает обещание.
• Девятнадцатым — кто действует по злобе.
• Двадцатым — кто оказывает давление, чтобы вещи других перешли в его
• собственность.
• Двадцать первым — кто расстраивает праведного человека.
• Двадцать вторым — кто распространяет клевету.
• Двадцать третьим — кто проявляет высокомерие.
• Двадцать четвертым — кто идет к проститутке.
• Двадцать пятым — кто проявляет неблагодарность.
• Двадцать шестым — кто говорит ложь.
• Двадцать седьмым — тот, кто оскверняет прах умерших.
• Двадцать восьмым — кто испытывает удовольствие, удовлетворяя порок и изводя добрых.
• Двадцать девятым — кто считает грех безотлагательным делом, а исполнение добрых дел ежедневно откладывает.
• И тридцатым — тот, кто скорбит о счастье, которое он доставил другому.

Мудрец спросил Духа мудрости: «Каковы главные пути и побуждения добрых дел, которыми люди достигают небес?» Дух мудрости отвечал так:
• «Первое доброе дело — это щедрость и великодушие.
• Второе — правда.
• Третье — благодарность.
• Четвертое — довольство.
• Пятое — желание произвести благодеяние для добрых и стать другом каждому.
• Шестое — пребывание без сомнений относительно того, что небо и земля и все блага земного и духовного существования происходят от Создателя Хормазда.
• Седьмое — признание бесспорности того, что вся нищета и горе происходят от
• Ахримана, нечестивого, который проклят.
• Восьмое — свобода от сомнений в том, что касается воскрешения и будущего существования.
• Девятое доброе дело — это если кто ради любви души вступает в брак, в котором жена будет, как сестра, а муж -как брат.
• Десятое — кто усыновляет сирот.
• Одиннадцатое — кто обрел привычку усердно трудиться.
• Двенадцатое — кто без сомнения в чистой, светлой религии поклонников Мазды.
• Тринадцатое — кто добросердечно заботится о способностях и средствах каждого.
• Четырнадцатое — кто обретает уважение добрых и сам становится почитателем добродетели, которую он находит среди добрых.
• Пятнадцатое — кто ищет привязанности добрых.
• Шестнадцатое — кто изгоняет злобу и немилосердие из своего ума.
• Семнадцатое — кто не вынашивает недостойной зависти.
• Восемнадцатое — кто не вынашивает похотливых желаний.
• Девятнадцатое — кто всегда и со всеми умеет поладить.
• Двадцатое — кто не вносит расстройства в дела умерших и беспомощных.
• Двадцать первое — кто не допускает ни малейшего проявления гнева.
• Двадцать второе — кто не совершает никакого греха от бесчестия.
• Двадцать третье — кто не проявляет апатии вследствие лености.
• Двадцать четвертое — кто не таит в себе сомнений относительно святых существ.
• Двадцать пятое — кто не сомневается в существовании рая и ада, являющихся воздаянием душе, слава которой в небесах и страдание — в аду.
• Двадцать шестое — кто воздерживается от клеветы и завистливых взглядов.
• Двадцать седьмое — кто создает свое счастье и распространяет его на других.
• Двадцать восьмое — кто становится помощником добрых и проклинает злых.
• Двадцать девятое — кто воздерживается от обмана и зла.
• Тридцатое — кто дает приют больным, одиноким и купцам.»
• Эти тридцать благих дел и тридцать грехов соответствуют тридцати дням солнечного месяца зороастрийского календаря, но не по нумерации, а по их характеристике.
Как уже говорилось, каждый месяц зороастрийского года насчитывал 30 дней. Двенадцать месяцев составляли 360 дней, и зороастрийцы верили, что до вторжения в мироздание духа-разрушителя Земля обращалась вокруг Солнца за 360 дней. К этим представлениям восходит сама идея деления круга на 360 градусов. Теперешнее положение вещей, при котором продолжительность года составляет 365,24 дня является, с точки зрения зороастрийской космогонии, свидетельством оскверненного состояния мира. Последние, «лишние» 5 дней года последователи Заратуштры называют «проклятыми днями» или «днями скорби по утраченной гармонии мира».

Природа зороастрийского календаря теофорна, то есть дни месяца посвящены божествам пантеона Авесты, причем день того или иного Изеда повторяется 12 раз в течение года. Меняются месяцы, которые также посвящены различным Изедам, но последовательность дней внутри месяца всегда остается неизменной. А когда название месяца и дня совпадают, такой день называется днем месяца и отмечается особым богослужением в честь изеда, которому посвящен день.

Зороастрийцы всегда считали, что мир целостен и его теперешнее расколотое состояние лишь временно. Для того, чтобы не усугублять его, а напротив, способствовать скорейшему восстановлению гармонии, они старались жить по календарю, хранящему в себе воспоминание о первотворении. Целостность проявленного мира, неразрывная взаимосвязь его отдельных частей были для зороастрийцев абсолютно очевидны.

По их мнению, каждому изеду сопутствует та или иная звезда, соответствуют те или иные металлы и минералы, представители животного и растительного царства. Они придавали огромное значение символике чисел, снов и примет. Во всем окружающем мире они пытались увидеть знаки свыше, и наблюдение за небом было для них не более важным, чем наблюдение за процессами, происходящими на земле.

Именно в этом ракурсе и нужно рассматривать сакральный зороастрийский календарь. Это в первую очередь путеводитель, использование которого позволит читателю избежать подводных рифов в бурном течении повседневной жизни, а также по-иному взглянуть на себя и на окружающих, ответить на многие вопросы и избежать некоторых ошибок. Авестийская традиция видит в человеке участника великой космической битвы. В зависимости от индивидуального выбора каждый из нас оказывается в рядах либо светлого воинства, либо воинства мрака, хаоса и разрушения.

Придерживаясь рекомендаций зороастрийского календаря, можно в значительной степени оградить себя от посягательств со стороны темных сил. Например, рекомендуемые цвета являются защитными, выполняют роль оберега, щита, делающего человека менее уязвимым; предметы силы в какой-то степени являются магическим оружием того или иного дня. Правильное толкование снов позволяет получить желанные ответы на волнующие вопросы, а также услышать предупреждение ангела-хранителя о грозящей опасности. Приметы следует расценивать как дорожные знаки, помогающие ориентироваться в сложной обстановке каждодневного бытия. Каждому дню соответствует один из 30 предметов силы.
У каждого дня есть свой ключевой символ, ключевая мантра, которую надо читать в этот день всем, но особенно тем, кто рожден в этот день. Есть приметы плохие и хорошие, которые относятся к этому дню, а также сны, с ним связанные (ночь перед следующим днем, т.к. день начинается с восходом).

Лунно-солнечное взаимодействие и зороастрийский календарь
Все мы живем в подлунном мире, и на всех нас распространяются законы космоса. Не знать их – не значит не нести ответственности за каждый сделанный шаг.
Лунный календарь базируется на циклической смене четырех фаз ночного светила. Лунный месяц состоит из 29 или 30 лунных суток, в зависимости от длины первого лунного дня, в свою очередь, определяемой близостью Луны в момент новолуния к горизонту. Каждый лунный день несет информацию, отличную от информации других лунных дней. Особенно выделяются на общем фоне 4 дня, разделяющие четверти лунного месяца.
Они критические, ибо отражают неблагоприятные аспекты между Солнцем и Луной: соединение (новолуние), противостояние (полнолуние), а также западную и восточную квадратуры (II и IV четверть соответственно). Критические дни являются терминальными на лунном пути, и наступление одного из них говорит о переходе Луны в другую фазу, а значит, и о качественном изменении ее влияния.

Четыре лунные фазы имеют глубокое мифологическое значение. Говоря о фазах ночного светила, невозможно не отметить того факта, что древние символически рассматривали Луну как живое существо, которое рождалось, росло, достигало зрелости, старело и, наконец, умирало. Двойственная природа Луны нашла отражение в представлениях о благотворном воздействии на подлунный мир света растущей Луны и отрицательном — Луны ущербной.
Считалось, что начинать новые дела нужно именно на растущей Луне, а заканчивать начатое — на ущербной. Например, на всей территории Европы крестьяне всегда предпочитали проводить посевную в первую четверть лунного месяца, а уборку урожая — в последнюю. Считалось, что строительный лес, заготовленный в четвертую четверть, значительно менее подвержен гниению и поражению жуками-древоточцами.

Время сбора трав и целебных корней также зависело от лунной фазы. Практически вся, не только обрядовая, но и чисто бытовая деятельность наших предков была подчинена циклической смене фаз Владычицы Луны. “Приливы” и “отливы” жизненных сил, синхронные смене лунных фаз, люди ощущали не только на себе, но и во всей окружающей их природе.

Весь мир вокруг нас постоянно меняется. Он зыбкий, изменчивый, но эта зыбкость и изменчивость является изменчивостью калейдоскопа — меняется только соотношение компонентов, но их набор остается тем же самым. Меняются узоры, но никогда не нарушается единое равновесие. Оно и не может быть нарушено, потому что Луна всегда является отражателем солнечного света. Она отгораживает Землю от космоса, поэтому мы постоянно смотрим на мир через лунный калейдоскоп.

Солнце, которое, хоть и одно на всех, тем не менее, выделяет человека из общности, заставляет его жить в основном собственными интересами, независимо от других. Луна же показывает единое для всех резонансное поле, в котором каждый живёт совместно с другими, где «нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты». Именно ночное светило позволяет людям жить общностью, в едином энергетическом потоке, едином поле. Солнце — это самость. Человек сам себе светит. Другой человек — другое светило, другая звезда. «Хотите вращаться в моей орбите, тогда я на вас посмотрю, не хотите — ваши проблемы. Я сам себе свечу и вам могу посветить, если хотите».

У Луны нет таких возможностей, потому что она светит только отраженным светом. Светит, но не греет, и никогда не будет греть, потому что это зеркало. Свой свет Луна вынуждена заимствовать у других, в частности, у Солнца, поэтому своей жизнью Луна жить не может. И это хорошо, потому что меньше внимания уделяется себе любимому. Раз у тебя нет своей силы, значит, умей держать эту заимствованную энергию.

Луна, намертво прикованная к Земле, имеет почетную миссию эту Землю охранять в качестве зеркала, отражающего солнечный свет. В этом смысле она является защитницей Земли. В её задачу входит уводить существа, обладающие ярко выраженным самосознанием от концентрации на собственном эго. Если у тебя есть, чем светить, значит, рядом должен быть тот, кто подобен зеркалу. Правда, некоторые Луны, которые сами светить не умеют, тем не менее, претендуют на звание Солнц, стремятся играть эту роль.

Сама по себе Луна априори несамостоятельна, зависима как от Земли, так и от Солнца. У неё своя задача, не менее почетная. Луна создаёт некое резонансное поле, способное противостоять хаосу, броуновскому движению индивидуумов, соляриев. Это действительно броуновское движение, потому что индивидуумы не способны координировать свои действия, из-за чего хаос множится.

Раз это так, значит, бесы воплощаются, потому что нет резонансного поля, которое людей объединяет на уровне энергетики — того, что непостижимо разумом, как некая среда, сироп, который заливается, или, скажем, атмосфера, которой мы дышим. Короче, это нечто, что всех нас на каком-то уровне объединяет. Кстати, бессознательное ощущение общности не менее нам присуще, чем ощущение отделенности друг от друга.

На уровне Солнца нет защиты от хаоса, на уровне Луны, оказывается, есть. Она обеспечивает порядок в этом подлунном мире. И даже не столько порядок, сколько сохранение невыделенности на бессознательном уровне. Как только люди начинают проявлять эгоцентризм, сразу Змей Горыныч воскресает. Своим неправильным выбором человек выводит его из спящего состояния в бодрствующее.

Пока этот Змей есть, всегда могут пробудиться те силы, которые способны разрушить наш мир до основания. Мир этот несовершенен, и несовершенным будет, пока существует хаос, помехи. Нынешняя Луна не в состоянии обеспечить нам гарантию полной защиты, поскольку она сама подверглась нападению нечестивого Ахримана и была жутко осквернена.
В текстах говорится о том, что реликтовая Луна (до осквернения) была иной. Во-первых, она вращалась вокруг собственной оси, а не была все время повернута к Земле одной своей стороной; во-вторых, орбита её располагалась ближе к Земле, иным был цикл. Из-за того, что Луна была ближе, диск был намного больше, то есть, больше света отражалось, меньше возможностей лиходействовать было у сил тьмы. К сожалению, сейчас ничего этого нет. Тем не менее, ночное светило, даже в своем нынешнем виде, способно обеспечивать нам эту защиту, блокировать множащийся хаос, олицетворяя общность и целостность.