Понятие о карме и реинкарнации

Зачем человек приходит в этот мир? Для чего рождается? Как следует жить? К чему надо стремиться? Что ждет человека после смерти, и ждет ли его что‑то вообще? Все эти вопросы очень часто остаются без сколько‑нибудь вразумительного ответа. На них не отвечают ни современная наука, считающая их просто бессмысленными и не подлежащими обсуждению, ни многие из известных религий и духовных учений, которые нередко ограничиваются ссылкой на волю Бога и повторением морально‑этических заповедей. А ведь эти вопросы всегда были одними из основных вопросов, волновавших человека.

Точно так же многим людям, даже знакомым с религией, совершенно непонятно, почему с ними происходят те или иные события. Почему нередко характер человека с самого раннего детства резко контрастирует с нравами его семьи и всей его социальной среды? Почему одному всю жизнь везет, другому, наоборот, не везет, а у третьего вообще периоды удач и неудач чередуются? Часто это пытаются объяснить наградой за праведную жизнь и наказанием за грехи. Но ведь бывает так, что на человека начинают сыпаться несчастья одно за другим, хотя вроде он живет как все, ничего плохого не делает, в то время как отпетый негодяй нагло блаженствует.

Другого объяснения, кроме того, что одних людей Бог почему‑то любит, а других – нет, проповедники часто предложить не могут. Иногда, правда, ссылаются еще на заслуги и грехи предков, которые отражаются на судьбе их потомков. Но неужели человек страдает только из‑за того, что когда‑то нагрешили его предки? Тем более нередки случаи, когда в одной семье у детей, получивших одинаковое воспитание, совершенно различные характеры и судьбы. Если признать, что мы живем один раз, то получается, что по каким‑то причинам все мы находимся в разных условиях, перед нами ставятся совершенно разные задачи, но спрос за то, как мы их решили, как прожили свою жизнь, будет одинаковый. Справедливо ли это?

На все эти вопросы отвечает учение о множественности воплощений человека, которое объясняет очень многие причинно‑следственные взаимосвязи в его жизни, а также в эволюции всего мира. Согласно учению о реинкарнации, человек рождается (воплощается на Земле) множество раз, проживает земную жизнь и умирает (переходит в невоплощенное состояние). Истинная жизнь человека включает в себя целый ряд воплощений. Надо сказать, что в настоящее время люди в основном узнают о реинкарнации (множественности воплощений) из индийских религий (буддизм, ведическая религия и пр.). Гораздо меньше известно о том, что учение о реинкарнации признавали многие другие религии и философские системы, например, его проповедовал древнегреческий мыслитель Пифагор. Однако корни этого учения – древнеарийские.

К признанию реальности реинкарнации подходит сейчас и наука. В настоящее время в литературе описано более тысячи случаев, подтвержденных многочисленными свидетелями, когда люди помнили свое предыдущее воплощение. Отметим, что наиболее часто это происходит с детьми. Они вдруг начинали говорить на языке, который раньше никогда не слышали, подробно рассказывали о своем прошлом воплощении, узнавали людей, с которыми встречались только в прошлой жизни. Со взрослыми это происходит гораздо реже и обычно требует применения специальных мер, например, погружения в гипнотическое состояние. Известно, что Пифагор помнил даже четыре своих предыдущих воплощения. Многие ученые уже не сомневаются в реальности реинкарнации и ставят вопрос о серьезном научном изучении проблемы. Реинкарнация признавалась и многими деятелями раннего христианства, но обсуждение вопроса о ее официальном признании на пятом Вселенском соборе (VI в. н. э.) привело к тому, что церковь в принципе отказалась от такого понятия. Тем самым еще одна связь с изначальным учением была разорвана.

Вернемся, однако, к зороастрийскому учению. Итак, человек может рождаться и умирать множество раз, проживая не одну земную жизнь. Истинная жизнь человека, точнее, его неуничтожимой сущности, протекает в самые равные эры, эпохи и периоды в жизни Вселенной, Земли, человечества. Не следует думать, что временные интервалы между воплощениями малы, то есть рождение следует практически сразу за смертью, или постоянны. Величина этих интервалов определяется целым рядом факторов и может достигать многих миллионов лет. При этом человек необязательно все время воплощается на Земле (может и в других мирах) и все время в виде человека (может и в виде животного или растения), хотя это все же наиболее типичная ситуация. При рождении человека память о его предыдущих воплощениях стирается – именно таким образом нам дается шанс прожить жизнь как бы заново, правда, иногда бывают исключения из правил. Но все предыдущие воплощения, поскольку они заложили причины событий и запустили программы их реализации, в текущем воплощении действуют уже как следствие.

Зачем же человек снова и снова посылается сюда, какой в этом смысл? Что представляет собой для человека эта жизнь? Многие религии воспринимают жизнь человека как страдание, как мучение. Другие полагают, что человек рождается для счастья, для наслаждения и блаженства. Зороастрийское учение считает, что жизнь человека, которую он должен пройти он начала и до конца, – это не блаженство и не страдание, а нелегкий труд. Нас посылают сюда сделать работу, причем ту, которую мы не можем сделать где‑нибудь еще.

Жизнь для человека – это проверка, испытание и шанс для развития. И самое главное, что мы здесь должны делать, – это выбор между Добром и Злом. И направляют нас сюда именно потому, что в прошлом мы сделали неправильный выбор, нарушив тем самым изначальную гармонию мира. Теперь же мы должны вращаться в этом круге воплощений, чтобы пройти свой путь очищения. То есть Землю можно уподобить чистилищу, хотя для некоторых она скорее «грязнилище» – для тех, кто еще больше оскверняется. Поэтому было бы совсем неверным думать, что воплощаться много раз – хорошо. Гордиться многократными воплощениями – это то же самое, что гордиться многократным посещением одного и того же класса в школе, когда тебя из года в год оставляют на второй год.

Еще в начале Эры смешения Добра и Зла, когда произошло вторжение Зла, воплощенный мир был замкнут во временное кольцо, то есть Зло было замкнуто само на себя, чтобы предотвратить его распространение. Это, кстати, один из эффективнейших методов борьбы со Злом на всех уровнях его проявления. Теперь только от нас самих зависит, преодолеем ли мы Зло в этом замкнутом мире, или же победит Зло, и наш замкнутый мир погибнет. А возможность восстановить утраченную гармонию, сделать выбор в пользу Добра, мы можем только в земной жизни, в воплощенном состоянии. Между воплощениями такой возможности у нас не будет. Из того, что здесь у нас сейчас довольно сильно Зло, совсем не следует, что воплощенный мир несовершенен по своей сути, а совершенный мир – это только невоплощенный. Наоборот, зороастризм считает, что именно воплощенный мир наиболее целостен, ибо в нем реализуется вся полнота возможных проявлений.

В воплощенном мире человек имеет все три свои основные ипостаси: дух, душу и тело, а также максимальные возможности вмешиваться в преобразование мира, очищая его от Зла и восстанавливая гармонию. Воплощенный мир больше всего привлекает силы Зла, поскольку здесь им есть чем поживиться, есть на чем паразитировать, есть кого поставить себе на службу, – вот почему на Земле человек оказывается на переднем фронте борьбы со Злом. Уход из воплощенного состояния (физическую смерть) зороастризм считает результатом несовершенства нашего мира. Когда же Зло будет окончательно побеждено и больше не будет потери физического тела, тогда дух, душа и тело навсегда станут едины. А пока наш мир – место очищения.

Часто спрашивают: «Ну почему, за что мы воплотились в этом несовершенном мире, да еще в это ужасное время?» За то, что когда‑то мы неправильно распорядились изначально данной нам свободой и поэтому направлены сюда на исправительные работы. Ну, а время воплощения – это то самое время, которое мы заслужили. По сути, нам дан еще один шанс исправиться. Как его использовать – зависит от нас.

Отсюда же понятно, насколько нелепо рассуждать о возможности создания на Земле некоего идеального общества, состоящего исключительно из перевоспитанных, сознательных, бескорыстных и честных людей. Достаточного количества таких людей найти или воспитать в принципе невозможно. Пока наш мир в целом не преодолеет заключенное в нем Зло, он будет использоваться только как место для исправления провинившихся. Изначально чистые сущности воплощаются у нас крайне редко, это единичные случаи. Очень мало также тех, кто в течение жизни осознал свои ошибки, решительно встал на путь исправления и достиг на этом пути заметного продвижения. Тем более нелепо пытаться воплотить мечту об идеальном устройстве общества насильственными средствами. Создать такое общество невозможно, его можно только объявить, оболванив одних и подавив недовольство других. К тому же представления об идеальном обществе у многих людей различны, и без насилия к выбранному идеалу не продвинуться, а это является нарушением права человека на свободный выбор. Поэтому пусть такие мечты лучше остаются только мечтами и внутренним критерием самосовершенствования.

На земле мы должны жить полноценной земной жизнью, не забывая, естественно, и о духовном развитии. В зороастризме не поощряется ни праздное безделье, с одной стороны, ни религиозный фанатизм и аскетизм – с другой. Религия не противопоставляется мирской жизни. Уход от мира разрешается только тем, кто уже выполнил свою земную программу, в частности, воспитал своих детей. Бывают, конечно, исключения, но тогда у человека должны быть особые показания. Монастыри никогда не были распространены, ведь весь наш мир может рассматриваться как один большой монастырь.

Нередко можно услышать утверждение, что без Зла было бы скучно жить, а следовательно, оно необходимо. Как видим, доля истины здесь есть: если смотреть с точки зрения цели нашего текущего земного воплощения, то выбор между Добром и Злом нужен нам для нашего развития. Но делать из этого вывод о необходимости Зла вообще совершенно неверно. Представим человека, строящего себе новый дом. Он создает проект дома, придумывает методы строительства, творит уникальные вещи, нужные ему в быту, возводит стены дома, как вдруг на него обрушивается тяжелая болезнь, не только мешающая ему продолжать строительство, но и угрожающая самой его жизни. Можно ли утверждать, что до того, как человека поразила болезнь, ему было скучно, а после этого стало гораздо интереснее? Конечно же, нет. Ведь теперь вместо творческого труда ему придется долго и нудно лечиться. Поэтому часто за рассматриваемым утверждением скрывается стремление некоторых людей оправдать борьбой с трудностями, нередко создаваемыми ими же самими, свою неспособность или нежелание творчески проявить себя как личность. Таким людям существование Зла нужно для оправдания своего бездействия.

С учением о множественности воплощений, то есть реинкарнацией, тесно связано понятие кармы (или зармы, как она называется в авестийских текстах). Применительно к человеку карма – это общая сумма совершенных им поступков и их последствий, которая, в частности, определяет характер его нового воплощения, то есть дальнейшего существования. Все, что человек совершил в прошлых своих воплощениях, сформировало его карму на момент начала его текущей жизни. Эта карма определила место, время, семью, общественную среду данного воплощения. Точно так же поведение человека в этой жизни отражается в его карме, закладывая основу условий следующих воплощений. Абсолютной предопределенности жизни учение о карме не предусматривает, как утверждают некоторые исследователи. Свобода выбора остается, а карма, можно сказать, создает фон жизни человека, притягивая к нему те или иные события. Степень зависимости от кармы сугубо индивидуальна и может существенно изменяться с течением времени. При этом она может сильнее влиять в одной из областей жизни и слабее в другой.

У некоторых людей карма выступает на первый план, резко повышая роль судьбы, фатума. Таким людям очень легко предсказывать судьбу – все, что им предсказано, сбывается, то есть будущее для них практически безальтернативно.

У других карма – второстепенный фактор, у них много вариантов будущего, поэтому предсказать им это будущее гораздо сложнее, оно зависит во многом от выбора человека.

Зороастрийское понимание кармы (зармы) несколько отличается от индийского и предполагает ее возникновение вследствие изначального осквернения (неправильного выбора) человека, а также подразумевает возможность каждого активно влиять на свою карму, через активное включение ускоренно ее отрабатывать и даже уходить на время от расплаты по кармическим долгам, но только до Фрашегирда. В понятие зармы входит еще и путь постепенного вычленения своего сознания из общего круга и одновременного вхождения в общий поток (две свастики), то есть понятие зармы – это понятие пути человека. Именно выбор между Добром и Злом формирует зарму, а также позволяет уменьшить или увеличить ее влияние. Однако многие люди не отрабатывают свою зарму, а нарабатывают, закладывая себе негативную программу на будущее.

Карму (зарму) имеет не только человек, но и любой развивающийся организм, обладающий свободой выбора. Так, для каждого человека существует карма народа, карма государства, карма учения, карма рода. Поэтому, рождаясь в данной семье, в данном народе, в данной стране, мы принимаем на себя, помимо своей собственной, и их карму, сложившуюся к этому моменту. Значит, мы ее заслужили и нам придется ее отрабатывать. До тех пор, пока человек не расплатится по своим кармическим долгам, он не сможет выйти из бесконечного круга воплощений, а задачей является именно выход из этого круга.

Какова же конечная цель истинной жизни, включающей в себя целую цепь воплощений? Ведь нас сюда посылают работать, а работа должна иметь какую‑то глобальную цель. При создании мира каждый из нас был сотворен по образу и подобию Божию, то есть потенциально в любом человеке есть все, что есть в Боге, Создателе Вселенной. Только все это у нас глубоко скрыто, не проявлено, не используется. Изначально поставленная перед каждым из нас цель – осознать в себе эти божественные потенции, осознать свое единство с Творцом, а затем – приблизиться к Богу, развить у себя качества Творца. Именно поэтому все наши поступки оцениваются такой высокой меркой, и именно поэтому нам была предоставлена свобода выбора. Исходя из этого, насколько мы приближаемся к главной цели существования, коей является совершенствование себя и созидание окружающего мира, или удаляемся от нее, работая на разрушение мира в целом и себя в частности, судят о каждом из нас. Только тогда, когда человек полностью очистится от Зла, разовьет в себе качества Творца, осознает единство всего сущего, можно считать, что он достиг конечной цели. И тогда ему может быть дано право создать свой мир, свою Вселенную.

Помимо изначальной, главной, коллективной цели, перед каждым человеком стоит цель выполнения своей индивидуальной программы, определяемой всей его прошлой жизнью. При этом любой из нас может идти по одному из трех путей: низшему, среднему и высшему.

Низший путь – это путь осквернения, путь усугубления и ухудшения своей кармы, путь удаления от Бога. Все особенности своего характера, все свои врожденные способности человек использует не по назначению, делая выбор в сторону Зла и способствуя нарушению изначальной целостности мира. Это дорога в никуда, превращающая человека в зомби.

Средний путь – это путь большинства людей, которые как отрабатывают свои долги, так и нарабатывают новые. Такие люди обычно чрезмерно замыкаются на повседневных земных проблемах, руководствуются в своих поступках чисто прагматическими соображениями, предпочитают избегать выбора и живут так, как живется.

Наконец высший путь – наиболее трудный, предполагающий непрерывное развитие творческих способностей человека, а также активный выбор в сторону Добра и активную борьбу со Злом. По этому пути идут немногие, но именно они сделали первый шаг к выходу из круговорота воплощений, к достижению основной цели – приближению к Богу.

Выбор своего пути – за каждым из нас: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Книга пророка Иеремии, гл. 6).

Нередко приходится слышать обвинения зороастризма в упрощенном понимании мира, будто бы он сводит все сложнейшее и многообразнейшее мироустройство лишь к двум координатам: Добро и Зло, заменяя цветное кино мира его черно‑белым вариантом. Понять происхождение такого мнения довольно просто, ведь так велик соблазн встать на позицию стороннего наблюдателя, стать «по ту сторону Добра и Зла» и, рассуждая о сложности и многообразии мира, оправдывать свои неблаговидные поступки вынуждающими обстоятельствами. Понимание Добра и Зла, как противостоящих друг другу начал (созидающего, творческого и разрушающего, паразитического), позволяет выявить их противостояние и борьбу в любом явлении мира. Да, это всего лишь один срез мира, но этот срез для нас – наиважнейший, пока Зло существует. Обращая большее внимание на другие стороны мира, мы рискуем запутаться в его проявлениях, потерять главный ориентир. Особенно это касается не нашего привычного земного мира, а осознания высших сил, более тонких слоев мира, религиозно‑философской сферы. Силы Зла очень часто подсовывают людям, пытающимся разобраться в этих вопросах самостоятельно, весьма правдоподобные на первый взгляд системы мироустройства, в которых Зло предстает если и не привлекательным, то равноправным компонентом Мироздания. Конечно, это помогает силам Зла продлить свое существование и расширить свое влияние.

Да, пока мы вынуждены смотреть только черно‑белое кино, потому что еще не доросли до цветного. Только когда Зло будет преодолено, побеждено окончательно, мы выйдем на уровень понимания Мира, доступный лишь тем, кто уже прошел свой выбор между Добром и Злом и окончательно выбрал Добро. Только тогда мы дойдем до осознания изначально цельного, гармоничного, многогранного мира, каким он был задуман и создан Творцом.

О Фрашегирде и «конце времен»

И в заключение данной главы ответим на последний вопрос: будет ли Зло существовать всегда, и если нет, то до каких пор? Нет, не будет, ибо еще при создании Вселенной силам Зла был положен временной предел. Сейчас заканчивается эра Смешения Добра и Зла, приближается эра Разделения Добра и Зла (в Авесте – Визаришн), этап перехода к которой наступит в 2008 году. К сожалению, в обозримый исторический период нередко торжествовало Зло – оно сгущалось, распространялось, усиливалось и увеличивало сферу своего влияния. Сейчас Зло достигло своей максимальной силы: мир подошел к порогу самоуничтожения. Но приближается время размежевания, разделения Света и Тьмы, – время, в котором Зло будет замкнуто в самом себе и полностью уничтожено к концу эры Разделения. Именно это описывается в христианской традиции как Страшный суд, а в Авесте – как Фрашегирд, который не следует путать с судом души после смерти человека.

В зороастрийской традиции сложилось представление о двух видах посмертного суда.

Первый суд происходит сразу после смерти человека, и на этом суде справедливые судьи загробного мира кладут на весы все мысли, слова и деяния, совершенные человеком при жизни. Если сумма Добра превысит сумму Зла, перед душой человека откроются врата рая, и его собственная совесть в образе прекрасной девушки переведет душу покойного через разделяющий миры Мост Чинвад. Тем же, чьи грехи перевесят благодеяния, суждено сорваться с этого Моста прямо в адскую бездну.

Второй суд, называемый Фрашегирдом, ожидает человечество после восстания из мертвых. В течение времени после смерти и до восстания из мертвых человеческие души по приговору посмертного суда пребывают либо в раю, либо в аду. Но ни то ни другое не вечно. Согласно зороастрийской эсхатологии в конце времен все человеческие тела будут восстановлены Саошьянтом (Спасителем). Все души покинут места своего пребывания и вновь войдут в тела, чтобы пройти последнее испытание – очищение в реке расплавленного металла. Для праведников эта огненная река покажется парным молоком, грешники же испытают все возможные физические страдания в той мере, насколько они сами были заражены грехом. Огненный металл выжжет все зло из человеческих душ, которые впоследствии обретут последние тела – вечные и нетленные, прекрасные и совершенные. Таким образом, весь мир пройдет очищение в космическом пламени, после чего настанет новое Время, в котором не будет места ни злу, ни смерти, ни разрушению. Разумеется, этот Страшный суд произойдет не в одночасье, а будет длиться миллионы лет.

И, наконец, в последнюю (четвертую) эру развития Вселенной, эру мудрости и воссоединения (в Авесте она называется Маздезишн), зла уже не будет ни в каком его проявлении, а все творения, очистившись и получив по заслугам, сольются в едином потоке. Но до этого еще надо дожить…

А сейчас наша главная цель и задача – восстанавливать гармонию мира, помогая его Создателю и вторя молитве:

Да будет воля Твоя на земле, как на небе!

Но придет день, когда перед очищенной и обновленной Землей разверзнутся Небеса, и все благие творения Хормазда, обратившись к Его божественному свету и величественному сиянию, провозгласят в единой молитве следующие слова:

Свершилась воля Твоя на земле, как на небе!