ИЗГНАНИЕ

Изложено по: «Затспрм» 23.1—4; 24.8, «Бундахишн» 32.3

Десять лет проповедовал Заратуштра ахуровскую веру в родном племени. Думы его были обращены только к Ахуре, озабочен он был только соблюдением праведности, и постоянно вопрошал в мыслях великого бога:

{«Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура!

Может ли в благодарность за моё восхваление

Такой, как ты, открыться как другу такому, как я? <…>

Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура!

Как будут заложены основы наилучшей жизни? <…>

Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура!

Кто был изначальным отцом Арты [Духа огня]

при зарождении его?

Кто проложил путь Солнцу и звёздам?

Кто заставляет Луну прибывать и убывать?

Это и многое другое, о Мазда, хочу я узнать!

Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура!

Кто водрузил землю на место и удерживает здание облаков? <…>

Кто впряг в одну упряжку быстрых жеребцов

с ветрами и облаками?

Кто был создателем Воху Маны [Духа скота], о Мазда?

Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура!

Какой мастер сотворил свет и тьму?

Какой мастер сотворил сон и бодрствование,

Дабы разумному человеку напомнить о заботах его?

Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура!

Верно ли наставляю я?

Для кого создан скот?

Кто научил сына почитать отца своего?

Как овладеть поучениями и словами правды?

Будет ли награждён приверженец правой веры?

На всех недругов будут смотреть с неизменной ненавистью.

Как избавиться от приверженцев Лжи?

Каким образом можно предать Зло в руки Арты, дабы оно

повергнуто было ниц силою заклинания — Мантра?

Кому из двух воинств — Добра и Зла — даруешь ты победу?

Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура!

Получу ли благодаря Наилучшему Распорядку [Арте] воздаяние своё —

Десять кобылиц и жеребца, и верблюда, которые, о Мазда,

Причитаются мне вместе со Здоровьем [Хаурватат]

и Жизненной Силой [Амертат], присущими тебе?

Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура!

Кто не отдаёт платы тому, кто заслужил её,

И, сдержав слово своё, счёл её своей по праву,

Какое наказание следует ему уж сейчас?

Ибо, что уготовано ему в Конце, известно.

Видел ли кто-либо справедливое царствование дэвов?

Но об этом спрошу я приверженцев лживых карапанов и кавиев,

изводящих скот» [Бр]}784

Через десять лет духовных исканий Заратуштра обратил проповедь к своему двоюродному брату Мадйо-монгхе (среднеперс. Медйомах, в поздней традиции Медйомах), сыну Арaстайи (среднеперс. А расти). Мадйо-монгха внял словам пророка и стал первым его последователем.

На грани отчаяния пророк спросил Ахура Мазду в молитве:

 Один, только один человек стал последователем моим, о Ахура праведный, — и это за целых десять лет! Почему так?

Великий бог вновь вселил твёрдость в своего пророка, открыв ему завесу грядущего. Наступит время, сказал Творец, когда неисчисли¬мым станет воинство последователей Заратуштры, приверженцев Истины.

Укрепившись в вере, Заратуштра вновь стал славить Axуpy:

{«Преисполненным святости признал я тебя!

Изначален ты и воздашь добром за добро и злом за зло.

Преисполненным святости признал я тебя!

Когда ты спросил меня: „Кто ты? С кем ты?“ —

Я ответил: „Я — Заратуштра, последователь справедливости,

недруг Лжи, тебя славословлю».

На твой вопрос: „На что ты решился?“ —

Отвечу: „При каждом поклонении огню

думать лишь о Наилучшем Распорядке |Арта]“.

Научи же меня изречениям твоим!

Помоги мне силою Хшатры и Арты,

Когда вместе с теми, кто познал твои заклинания,

Хочу я восстать и изгнать осквернителей заветов твоих» [Бр].}785

{Но соплеменники по-прежнему не внимали словам Заратуштры. Когда он пытался говорить с ними о вере, они гнали его прочь.} 786

{И тогда Спитама Заратуштра покинул родину и отправился на чужбину. Он ушёл один, по совету [и по] приказу Ахура Мазды, в царство Виштаспы, и [тем] положил конец ужасному противостоянию между собой и жрецами-карапанами.}

*Согласно «Ривайат» 47.4—6, проповедническая деятельность Зардушта была пресечена стараниями злодея по имени Ганнаг Меног, который, ради того, чтобы причинить вред учению пророка, подговорил одного из соплеменников незаметно подложить в карман одеяния Зардушта человеческие кости. Во время проповеди Ганнаг Меног заявил людям, что перед ними не вероучитель, а презренный переносчик тру¬пов; эти слова были условным сигналом, по которому сообщник Ганнага Менога по¬рвал ткань на кармане у Зардушта, и на землю упала сперва человеческая голова, а затем нога и стопа. Зардушта схватили, связали 33-мя путами и бросили в темницу; там ему не давали есть и пить, так что он обессилел и даже на время потерял зрение и слух (сравн. на с. 325). После этого он был изгнан из племени.

Но и на чужбине отовсюду гнали его лживые карапаны и кавии.

{Отказал в гостеприимстве лжекавий Вэпйа у моста зимой

Спитаме Заратуштре, оскорбляя его и отказав в крове

Ему и дрожащим от мороза вьючным животным <…>

Да будет наказал он у моста судейского разбора Чинват! [Бр]}788

{Нигде не находил себе приюта несчастный изгнанник Заратуштра. Только Ахура Мазда, благой бог, был с ним, и пророк взывал к Мазде:}789

{«В какой земле мне укрыться, куда мне пойти укрыться?

Изгоняют меня от земляков и соплеменников,

Неблагосклонны ко мне и родовой союз,

И поклоняющиеся друджам правители страны.

Как мне добиться твоей благосклонности, о Мазда Ахура?

Знаю я, почему, о Мазда, нет мне успеха:

Мало у меня скота и мало людей.

Рыдаю я пред тобою, взгляни же, Ахура,

Поддержку ниспошли, какую друг даёт другу!

Научи чрез Ашу, как приобрести Добрую Мысль!

Когда, о Мазда, придут солнечные всходы,

Дабы мир добыл себе Ашу?

Когда [придут] могущественные Спасители

с мудрыми изречениями?

Кому на помощь придут они ради его Доброй Мысли?

Ко мне, ибо избран я тобою для завершения 790, Ахура!

Тот сторонник друджей последователям Закона мешает

Разводить быка в стране и в области,

Мешает обладающий злою славой, мерзкий делами.

Кто лишит его царства, Мазда, или жизни,

Тот, шествуя впереди, да уготовит пути доброго учения. <…>

Кого, о Мазда, дадут мне подобному в защитники,

Когда сторонник друджей соберётся причинить мне насилие,

Кроме Огня твоего и Мысли твоей,

Делами которых созревает царство Закона?

Такое учение „я“ моему возвести!

Кто собирается нанести вред дому и двору моему,

Чрез дела того да не постигнет меня напасть!

На него же да обратятся они, терзая

Его, лишал покойной жизни,

Но не лишая жизни тяжёлой, злые дела его, Мазда!

Кто тот верный, кто первый научил нас

Считать тебя лучшим помощником.

Святым праведным Судиёй над всеми делами?

Что Закон, что Закон возвестил Творцу быка,

Хотят они услышать чрез Добрую Мысль твою…

Кто мне, муж ли, жена ли, о Мазда Ахура,

Даст то, что ты считаешь лучшим для жизни,

Тому в награду за праведность дай царство чрез Добрую Мысль.

Их я буду убеждать вам поклоняться,

С ними всеми перейду чрез мост раздела [Чинват]. <…>

Кто заодно со мной, тому и я лучшее

Из того, чем обладаю, обещаю чрез Добрую Мысль,

Но вражду тем, кто с вами сбирается враждовать,

Следуя вашей воле, о Мазда и Закон!

Это — решение разума и духа моего…

Кто по Закону свершит мне то,

То свершит Заратуштре, что ближе всего к моим желаниям,

Тому, заслужившему будущую жизнь, в награду

Будет пара беременных коров со всем, чего он желает.

И это ты мне сделаешь, Мазда,

Это ты умеешь подать лучше всех» [Б].}791

*784 «Ясна» 44.

*785 «Ясна» 43.5—14.

*786 Искусственная вставка

*787 «Денкарт» VII. 4.65

*788 «Ясна» 51.12—13.

*789 Вероятно, «для завершения» мировой истории, которая с момента рождения Зара¬туштры вступила в свой последний этап

*790 «Ясна» 46.1—4, 7—10, 18—19. Строфы 1—3 в редакции перевода 1960 г., ос¬тальные строфы в редакции 1924 г.

*791 Дьяконов И. 2. С. 138.