Изеды: Ангелы – покровители людей

Изеды – буквально «Достойные почитания» небожители в зороастрийской традиции представляют различные ипостаси единого Господа Ахура‑Мазды, подобно тому как различные цвета спектра – лишь плод дифференциации чистого белого света. В зороастрийском календаре, хранящем базовую модель идеального времени, каждый божий день являет собой частицу единого неделимого потока времени. Каждому году, месяцу и дню зороастрийского календаря соответствует тот или иной Изед, характер которого окрашивает определенный отрезок времени, связанный с этим небожителем, в соответствующие ему цвета. Соответствие небесной иерархии светлого воинства календарным ритмам накладывает отпечаток как на характеристику временных интервалов, так и на рекомендации, касающиеся поведения людей, рожденных в соответствующий Изеду год, месяц или день.

В зороастрийской религии Творцом Мира, верховным божеством, является Ахура‑Мазда, Высшая Мудрость, Господь Премудрый, даритель радости и благополучия. Его противник, Разрушитель – Ангра‑Манью (Ахриман). Все блага мира происходят от Ахура‑Мазды, все зло в мире – от Ангра‑Манью. Между ними идет непримиримая борьба, которая неминуемо закончится победой сил Света над силами Тьмы.

Главными помощниками Ахура‑Мазды выступают шесть великих небожителей, называемых Амеша‑Спента, что означает Бессмертные Святые: Аша‑Вахишта, наивысший порядок; Воху‑Ман – благая мысль, благие намерения; Спента‑Армаити – благодетельный мир; Кшатра‑Ваирья – лучшая власть; Хаурват – целостность и здоровье; Амертат – бессмертие.

Высшие божества зороастрийского пантеона (архангелы) воплощают в себе благие качества самого Творца. Каждый из них покровительствует одному из благих творений Хормазда: Аша‑Вахишта – Огню, Кшатра‑Ваирья – Небу, Хаурват – Воде, Спента‑Армаити – Земле, Амертат – Растениям, Воху‑Ман – Животным. Под покровительством самого Ахура‑Мазды находится Человек.

Повторим вкратце их характеристики.

Воху‑Ман переводится как «Благая Мысль». Он – проводник божественной воли на земле, а также дух‑покровитель животного царства.

Аша‑Вахишта переводится с авестийского языка как «Праведность», или «Лучший Распорядок». Это божество воплощает в себе абстрактную сущность идеального порядка в обществе, это – праведность и правда, благодаря которой возможны цивилизованные отношения между людьми, строящиеся на взаимопонимании.

Шахревар, или Кшатра‑Вайрья, означает «Лучшая Власть». Он – покровитель стихии воздуха, камней, металлов, минералов, дарует людям силы, отвагу и мужество. С ним связано воспоминание о первичном каменном небе, целостность которого была нарушена при вторжении Ангра‑Манью в пределы материального Мира. В представлении зороастрийцев, драгоценные камни – это осколки некогда прекрасного каменного небосвода.

Спента‑Армаити означает «Благодетельный Мир» и воплощает собой стихию земли. Земля стала ареной битвы сил Света и Тьмы. Спента‑Армаити страдает от ран, наносимых ей служителями Ахримана, разрушающими красоту первозданной природы. Святым долгом каждого зороастрийца считалось поддержание чистоты окружающего мира, они орошали пустыни и осушали болота, стараясь сделать плодородными даже эти малоприятные места.

Хаурват, чье имя переводится с авестийского языка как «Здоровье» и «Целостность», воплощает в себе силы регенерации и восстановления утраченной гармонии. Каждый живой организм, как творение Хормазда, представляет собой гармоничную замкнутую целостную структуру. Нарушение изначальной целостности влечет за собой изменения в работе функциональных систем организма и, как следствие, болезнь. Болезням противостоит архангел Хаурват – покровитель всех врачей и целителей. Он открывает для людей, обладающих Хварной, все кладовые природы, пробуждает скрытые резервы человеческого организма, заставляя его в борьбе с болезнью выходить на новый эволюционный уровень. Он покровитель стихии воды.

Амертат на языке Авесты означает «Бессмертие». Он покровительствует растениям, с ним связано представление о Великом Мировом Древе – «Древе Всех Семян», называемом Хаомой. Амертат первым истолок древо Хаомы, сок которого стал напитком бессмертия, дарующим сверхъестественные способности и побеждающим смерть. Авестийская Хаома близка индийской Соме или Амрите, а также греческой Амброзии. Это та самая «живая вода» русских сказок, употребление которой возрождает к жизни даже мертвые ткани.

Амертат и Хаурват воплощают собой мистерию близнечного мифа, гармонично дополняя друг друга. Подобно тому, как бессмертный дух неразрывно связан с бренным физическим телом, так и бессмертный Амертат связан со своим смертным братом Хаурватом.

Наряду с архангелами существуют и другие небожители – Изеды (Язата) – это, в сущности, ангелы. В переводе с авестийского языка «Язата» означает «Достойный поклонения». Все они тоже являются помощниками Творца Мира Ахура‑Мазды.

Рассмотрим их краткие характеристики.

Хварна означает харизму, выделенность и отмеченность, присущую людям, на которых почила благодать Божья. Хварна освобождает человека от зависимости, позволяет выйти за рамки пространственно‑временного континуума, раз и навсегда вырваться из колеса воплощений. В зороастрийской мифологии существовало божество, именуемое Фарном, оно изображалось то в виде птицы, то в виде барана, сопутствующего отмеченным Богом людям. Но чаще всего Фарн изображался в виде нимба – ореола святости над головами людей, облеченных харизмой. Хранилищем Хварны является зороастрийский календарь, в котором с годовым солнечным кругом связана Хварна царя, месяцы хранят Хварну жреца, а солнечные дни – Хварну воина.

Атар – персонификация священного Огня в зороастризме. Огонь – плазменное состояние вещества, первая стихия, возникшая при сотворении Вселенной. Последователи Заратуштры почитали три священных огня, связанных с тремя Хварнами: огонь царской Хварны – Атар Гушнасп, огонь жреческой хварны – Атар Фарнбаг, огонь Хварны воина – Атар Борзенмихр.

Апам‑Напат – это божество водной стихии, и само имя его переводится как «Сын Вод». Апам‑Напат олицетворяет собой стихийные проявления природы. Он – владыка скрытых, непроявленных сил водной стихии, в его власти находится течение тайных, невидимых глазу процессов, он воплощает в себе сакрально‑магические функции воды. Это вода, обладающая силой, способной смести любые препятствия на своем пути. Апам‑Напата можно уподобить грозному греческому богу морей и океанов Посейдону – великому колебателю земли.

Хваршат – божество Солнца. Зороастрийцы поклонялись ему как всевидящему оку Хормазда. Имя этого Изеда происходит от корня «хвар», означающего «блеск», «сияние». Слова «Хварна» и «Хваршат» не просто близки по звучанию – Хваршат наделяет человека шахским сиянием, харизмой власти. Образ Солнца, как дарителя жизненной энергии, всегда глубоко почитался у зороастрийцев, и неслучайно маздаяснизм иногда называют религией солнцепоклонников.

Мах – богиня Луны. Она связана с подсознательной природой человека, в большей степени воздействует на впечатлительных, эмоциональных людей, для которых характеристика дней лунного календаря является более значимой, чем характеристика солнечных дней.

Изображение Мах

Тиштрия – небесный всадник, дарующий дождь. В зороастрийских мифах он выступает как победитель демона засухи – Апаоши. Разгоняет тьму, отвращает голод и смерть. Под именем Тиштрии зороастрийцы подразумевали звезду Сириус, которая восходит одновременно с Солнцем во время летнего солнцестояния. Считалось, что Сириус‑Тиштрия приносит дождь, дарующий живительную влагу иссушенной земле. Он же очищает землю от храфстры, проливая на змей, скорпионов и тарантулов губительные для них воды дождя.

Гэуш‑Урван, чье имя переводится как «Душа Быка», воплощает в себе производительные силы животного царства. Бык – самое почитаемое животное у зороастрийцев. От него напрямую зависело благосостояние общинников, и поэтому они считали быка Эвходата первым животным, созданным Хормаздом, и даже универсальное божество животного царства Гэуш‑Урван приняло у зороастрийцев вид быка.

Ардвисура Анахита – дочь самого Ахура‑Мазды, воплощение женственности, любви и красоты. В иранской мифологии она выступает как богиня плодородия и небесных вод, стекающих с вершины горы Харахваити в мифической стране Арьяна‑Ваэджа. Она питает собой все источники, дает начало рекам, делает землю цветущей и плодородной, оказывает помощь молящим ее о ниспослании сил.

Митра – божество справедливости и закона, бог‑судья, призванный судить людей. Приверженцы маздаяснийской религии видели в нем того, кто взвешивает добрые и злые дела, совершенные человеком при жизни, и выносит приговор на посмертном судебном процессе, в котором также принимают участие Рашну и Сраоша. Авеста подчеркивает священную миссию Митры как различителя Добра и Зла. В каком‑то смысле он определяет некую морально‑нравственную границу, преступая которую, человек становится служителем лжи и тем самым навлекает на себя гнев Митры.

Митра

Сраоша в иранской мифологии, наряду с Митрой и Рашну, является одним из участников посмертного судебного процесса. Он препровождает души умерших на тот свет, помогая праведникам благополучно перейти через мост Чинвад. Но основная функция Сраоши заключается в другом – это божество религиозного послушания и порядка. Он наблюдает за тем, насколько добросовестно люди относятся к выполнению своего религиозного и социального долга. Сраоша – благовестник и посланец Ахура‑Мазды. Он призван бороться с ересями, отвращать верующих от ложных помыслов и заблуждений, тем самым охраняя чистоту зороастрийской веры. Этот Изед оберегает людей от происков злых сил, а по ночам устраивает расправу над злыми духами.

Рашну – дух праведности в иранской мифологии. Он вместе с Митрой и Сраошей входит в триаду загробных судий. Ему даны весы для взвешивания добрых и злых деяний. Рашну вездесущ и всеведущ, он является постоянным спутником Митры. Местом его обитания считается вершина мировой горы Хара, с которой он наблюдает за человечеством.

Фраваши – души лучших предков, продолжающих загробное существование, невидимое для материального мира. Фравахар – это некая нематериальная субстанция или сущность, предсуществующая по отношению к человеку. В момент рождения человек отделяется от своего Фравахара, а в момент смерти возвращается к нему. Фравахар – это единое генетическое Древо, к которому причастны все люди – предки и потомки какого‑то определенного рода. У каждого из нас есть предки‑Фраваши, и в свое время мы сами станем Фравашами для своих далеких потомков и также будем влиять на течение их жизни, как влияют на наши судьбы наши собственные Фраваши‑предки.

Вертрагна (Вархран, Бахрам) – эпитет древнейшего индоевропейского божества – громовержца Индры. Слово «Вертрагна» означает «Победитель Вритры», змея‑демона, преградившего собой течение рек, олицетворяющего темную, косную материю. Победа над Вритрой приравнивается к космогоническому акту перехода от хаоса к космосу, от беспорядка к организации. Согласно авестийскому «Бахрам‑яшту», Вертрагна даровал Заратуштре мужскую силу, крепость рук и ног, мощь тела и остроту зрения. Вертрагна выступает как активнейший участник Космической битвы сил Добра с силами Зла.

Рамман – божество изобилия и богатства, его имя означает «богатый». Даритель тучных нив и многочисленных стад. Он же является божеством подземного мира, хранителем подземных богатств, аналог Плутона. Рамман обладает огромными силами, он концентрирует в себе невиданные энергии, которые иногда стихийно выплескиваются в виде извержений вулканов, землетрясений, ураганов и цунами.

Вата (Бхад) – индоиранское божество Ветра. Вата – добрый ветер, он легок и подвижен, всегда приносит перемены, с ним связаны новшества и неожиданности. Вата и Вайю определяют наш пространственно‑временной континуум. Вайю связан с течением времени, Вата же определяет систему координат в нашем трехмерном мире, и неслучайно «роза ветров» стала символом Бога Ветра по имени Вата. Вата дает людям возможность выбора пути, с ним связана путеводная Полярная звезда, помогающая определить единственно правильное направление.

Вайю – символ пустоты. Это пустота, существовавшая еще до возникновения материального мира, вакуум, который, согласно данным современной науки, обладает огромными энергетическими резервами. Вайю находится в особой связи с течением времени: он является пространственно‑временной границей между идеальным и материальным мирами. Он – свидетель великого космического договора между Хормаздом и Ахриманом. Он ограничивает Ахримана в пределах материального мира, не давая возможности Злу вырваться из ограниченного однонаправленного течения времени, которое зороастрийцы называли Зерваном Даргахвадата – «Время долгого правления». Находясь на границе воплощенного мира, Вайю обладает всеми потенциями мира Меног, где властвует Зерван Акарана – «Время бесконечное», ибо только силы и энергии высшего порядка могут удержать Ангра‑Манью в пределах материального мира, ставшего ареной борьбы сил Света и Тьмы.

Даэна – воплощение благой зороастрийской веры и совести верующего маздаяснийца. Считается, что она встречает душу умершего на мосту Чинвад и препровождает ее на «тот свет». Но каждому человеку она является в разных образах. Если человек жил праведной жизнью и душа его осталась чистой, Даэна явится ему в виде прекрасной девушки. Если же человек при жизни встал на путь греха и осквернил свою бессмертную душу, продав ее дьяволу, то после смерти Даэна придет за ним в образе отвратительной старухи‑колдуньи.

Арта (Аша) – персонификация счастья, удачи и изобилия в иранской мифологии. Она наделяет праведных зороастрийцев золотом и серебром, богатыми землями и плодовитыми домашними животными, прекрасными женами и красивыми дочерьми. Родителями Аши считаются Ахура‑Мазда и Спента‑Армайти, братьями – Митра, Рашну и Сраоша, а сестрой – сама Даэна, религия маздаяснийцев. Из этого можно заключить, что зороастрийцы не видели Счастья без веры, справедливости, закона и благого труда на плодородной земле.

Арштат – персонификация чести и достоинства в иранской мифологии. Это божество очень тесно связано с морально‑этической триадой зороастризма, выражаемой молитвенной формулой: «Хумат, Хукст, Хуварст», что означает «Благая мысль, благое слово, благое дело». Арштат требует от зороастрийцев правдивости, честности, прямоты в мыслях, словах и делах. Арштат – основное отличительное свойство и достоинство сословия свободных людей и особенно государей. Царственный нимб, Фарн, покидает государя сразу же, как только он перестает следовать Арштату.

Асман (Ашман) – хранитель первичного каменного неба, подобия вары, защищающей Землю от вторжения темных сил. На материальном уровне Асман воплощается в виде атмосферы, которая, с одной стороны, дает возможность существования живым организмам на Земле, способствует нормальному температурному режиму на нашей планете, а с другой – задерживает потоки жестких космических излучений и ультрафиолетовых лучей, а также препятствует проникновению в нижние воздушные слои астероидов, метеоритов и прочего космического мусора. Асман хранит планету Земля, качая ее в мягкой колыбели воздушных масс, он же открывает перед душами умерших двери Неба и впускает праведников в обитель Блаженных.

Зем – божество подземного царства. Зороастрийцы почитали Зема как хранителя сокровищ, сокрытых в глубинах земли. Изеды Асман и Зем составляют пару древнейших индоевропейских божеств – Отец‑Небо и Мать‑Земля. Ко времени формирования ортодоксального зороастризма культ Матери‑Земли (Зема) был вытеснен культом Спента‑Армаити, а культ Асмана (Неба) – культом Кшатра‑Вайрья. По своим функциям Зем очень схож с Рамманом и Йимой – первым человеком, принявшим смерть, а потому ставшим божеством подземного царства.

Мантра‑Спент – в переводе с авестийского языка означает «Святое Слово». Зороастрийцы придавали огромное значение сказанным словам. Они считали, что каждая звуковая вибрация несет в себе определенный смысл, а тем более молитвенная формула или магическое изречение. Самыми священными зороастрийскими мантрами считаются «Ашем Воху» и «Ахунвар». Чтение этих молитв отгоняет темные силы. Последователи Заратуштры, памятуя о том, что Ахура‑Мазда сокрушил силы Ангра‑Манью прочтением 21 слова Ахунвара, почитают за правило молиться не один раз в течение дня. Чтение молитвы перед едой, после сна, перед совершением какого‑либо важного дела, во время омовения называется «баджем», что в переводе с авестийского означает «скажи». Понятие «баджа» настолько глубоко вошло в сознание верующего зороастрийца, что стало неотъемлемой частью ежедневного ритуала.

Спента‑Манью – буквально Святой Дух. Спента‑Манью не является отдельным божеством зороастрийского пантеона – это тот же Ахура‑Мазда, но только в творческой ипостаси. Он напрямую противостоит Ангра‑Манью, о чем свидетельствует само его имя: Спента‑Манью (Святой Дух) борется на просторах Вселенной с Ангра‑Манью (Злым Духом).