ИСПЫТАНИЕ ЗАРАТУШТРЫ

Изложено по: «Видевдат» 19.1—16, 43—47. В «Денкарт» VII. 4.36—41 — конспективный пересказ данных фрагментов «Видевдата»

От северной страны, от северных стран [каршваров] примчал¬ся Ангхро Майнью, полный смерти, дэв дэвов. Так сказал он, злодейский Ангхро Майнью, полный смерти:

Друдж! Ступай, умори праведного Заратуштру!

Друдж окружит его, дэв Буити, гибель коварная, злобная. Чтобы оберечь себя от её козней, Заратуштра прочёл «Ахуна Вайрью» [3]:

«Как наилучший Господь,

Как наилучший Глава,

Давший по Истине дело Мазде благое и власть,

Убогих поставив пасти» [СК].

И воскликнул, прочитав «Ахуна Вайрью»:

Славьте благие воды доброго создания, исповедуйте веру маздаяснийскую!

Пораженная, Друдж умчалась назад, дэв Буити, гибель коварная, злобная [3]. Она вернулась в мерзкую обитель Злого Духа и сказала ему:

— Мучитель Ангхро Майнью! Не обретаю для него гибели, для Спитамы Заратуштры: полон блеска праведный Заратуштра.

Заратуштра [тем временем] узрел в душе: «Дэвы злые, злодейские совещаются о моей гибели».

Восстал Заратуштра, выступил Заратуштра, не уязвлённый Злым Духом, жестокостью вражеских умыслов, держа в руках камни,— они величиною в дом 773, — праведный Заратуштра, взывая к Творцу Ахура Мазде: «Где бы ты ни поддерживал эту землю, широкую, круглую, с дальними пределами, склонись в поддержку дома Порушаспова». <…>

Возвестил Заратуштра Ангхро Майнью:

— Злодейский Ангхро Майнью! поражу я творения, дэвами сотворенные! [3] Уничтожу паирику Хнафаити до прихода Спасителя!

Ему возразил злокачественный Ангхро Майнью:

— Не истребляй моих созданий, праведный Заратуштра! Ты [ведь] сын Порушаспов, от [смертной] матери ты родился. Отрекись от доброй веры маздаяснийской, и обретёшь счастье, какое обрёл Вадаган 774 царь.

Ему возразит, Спитама Заратуштра:

— Не отрекусь я <…> от доброй веры маздаяснийской, ни если бы даже и кости, и жизнь, и душа пошли врознь.

Ему возразит злокачественный Ангхро Майнью:

— Чьим словом поразишь, чьим словом прогонишь, каким оружием [поразишь] мои создания, [сотворённые мною], Ангхро Майнью ?

Ему сказал, Спитама Заратуштра:

— Ступкою, чашею, хаомой и словом, изречённым Маздою! Вот моё оружие, самое лучшее! Этим словом поражу, этим словом прогоню, этим оружием [поражу] твои создания, о злодейский Ангхро Майнью! Сотворил [это оружие] Святой Дух сотворил [он его] в беспредельное время [зерван акарана] 775 , сотворит [его] Амеша Спента, благовластвующие, благодетельные [3].

*773 Сравн. «Яшт» 17.20 — с. 256.

*774 Аналогичная фраза Ахримана — в «Меног-и Храт» 57.24. Вадаган — один из эпитетов Ажи Дахаки. этимологически связанный с именем или эпитетом матери Дахака — Вадак («Денкарт» IX. 10.3; «Датастан-и Деник» 72.5, 78.2). В «Датастан-и Деник» Дахаку приписывается грех прелюбодеянии, отвратитель¬ною и порочного, — [грех] недозволенного соединения с [собственной матерью] Вадак при жизни Хрутаспа, который [был] его отцом <…> и мужем Вадак.

*775 «Ахуна Вайрья» была создана до сотворения мира («Ясна» 19 — см. с. 273) — когда в бесконечном времени ещё не существовало конечного временного промежутка в 12000 лет, в течение которого должна свершиться мировая история.

Высказав Духу Зла эти гордые и гневные слова, преисполненный сознанием своей правоты Заратуштра отправился к Ахуре, своему великому наставнику, и попросил у Ахуры поддержки в противостоянии вселенскому Злу.

Спросил Заратуштра Ахура Мазду:

— Ахура Мазда, Дух Святейший, Творец миров телесных, праведный! <…> Как мне это сделать, [чтоб освободиться] от этого Друджа, от злодейского Ангхро Майнью? Как мне устранить осквернение посредственное, как [изгнать] Насу от этой деревни маздаяснийской? Как мне очистить мужа праведного, как дать очищение женщине праведной 776

И сказал Ахура Мазда:

— Молись ты, Заратуштра, доброй Вере маздаяснийской [Даэне]; молись ты, Заратуштра, невидимым Амеша Спента на земле, разделённой на семь каршваров; молись ты, Заратуштра, самосозданному небосводу, беспредельному времени [зерван акарана], Вайю, действующему в вышине; молись ты, Заратуштра, Ветру [Вата] сильному, сотворённому Маздою, святой прекрасной дочери Ахура Мазды [Спента Армайти]. Молись ты, Заратуштра, фраваши моей, фраваши Ахура Мазды, ей, величайшей, добрейшей, твердейшей, мудрейшей, благовиднейшей и по праведности высочайшей, душа которой есть Святая Молитва [Мантра Спента]. Сам от себя молись, о Заратуштра, этому творению Ахура Мазды.

Речь [Ахура Мазды] исполнил Заратуштра [говоря]:

— Молюсь Ахура Мазде, Творцу праведного творения. Молюсь Митре, имеющему широкие пастбища, носящему отличное оружие, самое блестящее из оружий, самое побеждающее из оружий. Молюсь Сраоше праведному, с прекрасным станом, держащему в руках оружие, направленное на головы дэвов. Молюсь Святой Молитве [Мантра Спента] чрезвычайно славной; молюсь самосозданному небосводу, беспредельному времени [зерван акарана], Вайю, действующему в вышине. Молюсь Ветру [Вата] сильному, сотворённому Маздою, и святой прекрасной дочери Ахура Мазды [Спента Армайти]. Молюсь доброй Вере маздаяснийской [Даэне], Закону [Аша] противодэвовскому, заратуштровскому. <…>

Помышляли и размышляли, обдумывали и раздумывали Ангхро Майнью, полный смерти, дэв дэвов, дэв Индра, дэв Шару, дэв Нахатья, дэвы Тарви и Заири, Айшма, страшный, злодсятельный дэв, зима, созданная дэвами 777, гибель коварная [Акаташа]. старость [Заурва] злая, дэв Буити, дэв [нищенства] Дриви, Дэв[обмана] Дави, дэв [скудости] Касви, дэв Патиш 778, самый дэвовский дэв из дэвов.

*776 Об изгнании Насу и ритуальном очищении от «трупной скверны» см. выше — с. 274—284.

*777 Зима упоминается не во всех списках «Видевдата»

*778 Противоборство [Ахура-Мазде] — олицетворение деяний Ангхро Майныо и злой силы, которой он наделён.

Так сказал злодейский Ангхро Майнью, полный смерти:

— Что на сходке постановили дэвы подлые, злодейские, у вершины Эрезуры?

Прибежали, советовались дэвы подлые, злодейские; кричали, рассуждали дэвы подлые, злодейские. Злой обман 779 выдумали дэвы подлые, злодейские:

— Это мы постановили на своей сходке у вершины Эрезуры. Родился — увы! — праведный Заратуштра из дома Порушаспова. Где ему мы найдём гибель? Он — поражение дэвов, он — сопротивление дэвам, он — противодэв дэвам, низвергающий поклонников дэвов, Насу, сотворённую дэвами, Ложь притворную.

Раздумали, умчались дэвы подлые, злодейские, ко дну мрака ужасного, обманчивого — в царство Бесконечной Тьмы.

{И не только в Арьяна Вэджа для арийцев, но во всякой земле и для всякой расы [людской]: дэвов охватывал трепет и изничтожались их тела, когда праведный Заратуштра декламировал «Ахуна Вайрью». При его появлении дэвы падали ниц перед ним, в прах изливалось их семя, и уменьшалось в роде людском [число] потаскух, учиняющих сладострастие. С помощью «Ахуна Вайрьи», которую праведный Заратуштра громко им воспевал, все дэвы были схвачены и загнаны глубоко под землю — туда, где вершится полное и окончательное разрушение их тел. И людям стало ясно, что, не обладая плотской оболочкой, эти дэвы уже не могут чинить зла, что они — лжебоги и поклоняться им не должно никогда и нигде.}780

*779 Вероятно, в религиозном смысле, то есть «Ложь» (как противоположность «Истине»).

*780 Денкарт» VII. 4.42—46.