ФАРГАРД 13. Собака.

Айова.

Примечания:
1. Что является добрым существом среди созданий добрых Дух, что с полуночи до восхода солнца идет и убивает тысячи созданий злого духа?
2. Ахура Мазда ответил: длинная и тонкая морда, собака Вангапара 1, которая злоязычные люди называют Duzaka ; это хорошее существо среди созданий доброго духа [Spenta Mainyu-JHP] , что с полуночи до солнце встает и убивает тысячи существ злой дух. 1. Еж. — Ежик, если верить Бунд. 19.28, создается в оппозиции к муравью, который уносит зерно, как говорится, что ежик, каждый раз, когда он опорожняет мочу в муравейник, уничтожит тысячу муравьев, (Бунд. 19.28; ср. Saddar 57). Когда арабы завоевали Саистан, жители представлен при условии, что ежи не должны быть убиты и не охотились, как они избавились от гадюк, которые роятся в этом Страна. У каждого дома был свой ежик (Yaqout, Dictionnaire de la Perse p. 303). Плутарх считает ежа среди животных священный для волхвов (Quaestiones Conviviales, IV, 5, 2)2. Dusaka-популярное имя ежа (Pers. Зуза). Это не без значения, имя которого дано существу: «Когда его называют высоким именем, он могущественен «(комм.); ср. § 6, и Vd18.15 .
3. — И кто бы ни был, о Заратуштра! должен убить собаку с колючая спина, с длинной и тонкой мордой, собака Вангапара, который зловещий народ называет Дузакой, убивает собственную душу в течение девяти поколений он не найдет пути через Чинвад. мост 3, если только он, будучи живым, не искупил свой грех .’ 3. Мост, ведущий в рай; см. Vd19.30 .4. Ср. § 54. Фрамджи переводит: «он не может искупить это в своей жизни даже совершая жертвоприношение Шраоше» (ср. Vd9.56, текст и примечание).
4. О создатель материального мира, Святый! Если человека убьют собака с колючей спиной, с длинной и тонкой мордой, собака Вангхапара, которую злонамеренные люди называют Дузака, что является ли наказание, которое он должен заплатить?Ахура Мазда ответил: Аспахе-Астра, тысяча полос со Сраошо-Чарана.

ИБ.

5. Который является злым существом среди существ зла Дух, что с полуночи до восхода солнца идет и убивает тысячи созданий доброго духа [Spenta Mainyu-JHP]?

6. Ахура Мазда ответил: «daeva Zairimyangura 5, который зловещие люди называют Заиримяка 6, это зло существо среди созданий злого духа, что полночь, пока не взойдет солнце, убивает тысячи людей. существа доброго духа [Spenta Mainyu-JHP]. 5. Черепаха (Framji и Rivayats [218]).6. «Когда не так называется, он менее силен» (комм.) Заиримяка это счастливое имя, а значит, как кажется, кто живет в зелени; Заиримянгура, по-видимому, означает «пожиратель зелени».’
7. — И кто бы ни был, о Заратуштра! должен убить daeva Zairimyangura, который злонамеренные люди называют Zairimyaka, его грехи в мыслях, словах и делах искуплены так, как они были бы искуплены его грехи в мысли, слове и Деле искуплены за . 7. См. Vd14.5

ВТОРОЙ.

8. «Кто поразит пастушью собаку или пастушью собаку, тот дом-собака, или Вохуназга собака , или дрессированная собака 9, его душа, переходя в другой мир, полетит 10 вой громче и мучительнее, чем овцы в лесу. высокий лес, где водится волк. 8. См. § 19, Примечание.9. Охотничья собака.

10. «Из Рая» (Комм.)

9. — Ни одна душа не придет, чтобы встретить его уходящую душу и помочь ей., воет и скорбит в другом мире; и не будут собаки, что держите [Чинвад] мост 11 помогите его уходящей душе выть и скорбел в другом мире. 11. См. Vd19.30 .
10. «Если человек ударит пастушью собаку, чтобы она стала негодный к работе, если он отрежет ему ухо или лапу, и вслед за этим вор или волк врываются и уносят [овец] без предупреждения собаки, человек должен заплатить за потерю, и он заплатит за рану собаки, как за смерть. умышленное ранение 12 . 12. Баодхо-варшта; см. Vd7.38 n.
11. -Если человек ударит домашнюю собаку так, что она станет непригодной. для работы, если он отрежет ей ухо или лапу, и после этого вор или волк ворваться и унести [что-нибудь] от Хаус, без предупреждения собаки, человек заплатит за это. потеря, и он заплатит за рану собаки, как за умышленную. ранение.’12. О создатель материального мира, Святый! Если мужчина должен поразить пастушью собаку, чтобы она оставила призрака и душа отделяется от тела, каково наказание, которое он должен понести? платить?

Ахура Мазда ответил: Аспахе-Астра, восемьсот полос со Сраошо-Чарана.’

13. О создатель материального мира, Святый! Если мужчина должен поразить собаку дома так, чтобы она отказалась от призрака и душа отделяется от тела, какое наказание он должен заплатить?

Ахура Мазда ответил: «семьсот полос с Аспахе-Астра, семьсот полос со Шраошо-чараной.’

14. О создатель материального мира, Святый! Если мужчина должен поразить вохуназга собаку так, что она отказывается от призрака и душа отделяется от тела, каково наказание, которое он должен понести? платить?

Ахура Мазда ответил: Аспахе-Астра, шестьсот полос со Шраошо-Чарана.’

15. О создатель материального мира, Святый! Если мужчина 13 так поразит ли тауруна собаку, чтобы она оставила призрака и душа отделяется от тела, какое наказание он должен заплатить?Ахура Мазда ответил: Аспахе-Астра, пятьсот полос со Шраошо-Чарана.’ 13. Тауруна, кажется, другое название дрессированной или охотничьей собаки (ср. § 8 по сравнению с §§ 12-15), хотя традиция переводит его — собака не старше четырех месяцев.’
16. — Это наказание за убийство Джажу собака, визу собака 14, дикобраза собака 15, из острозубой ласки 16, из быстроногой лисы; это является ли наказание за убийство любого из существ доброго духа [Спента майню], принадлежащего к собачьему роду, кроме водяного пса 17 .’ 14. Неизвестный. См. Vd5.31, 32 .15. Дикобраз. См. Vd5.31 .

16. Ласка. См. Vd5.33 .

17. Выдра. «Ибо наказание в таком случае самое тяжелое» (комм.) См. § 52 seq. и Vd14 .

III.

17. О создатель материального мира, Святый! Что такое место пастушьей собаки?Ахура Мазда ответил: «он приходит и уходит в yujyesti 18 раунд около загона, высматривая вора и волка.’ 18. Расстояние в шестнадцать Хатр (16000 шагов).
18. О создатель материального мира, Святый! Что такое место дома-собака?Ахура Мазда ответил: «он приходит и уходит по кругу около дома, высматривая вора и волка.’
19. О создатель материального мира, Святый! Что такое место собаки Вохуназги?.Ахура Мазда ответил: «он не претендует ни на один из этих талантов. только стремится к его существованию 19 .’ 19. — Он не может сделать то же самое, что пастушья собака и домашняя собака . да, но он ловит Храфстрас и поражает Насу.) Он это «собака без хозяина» (gharîb), бродячая собака; он в большом почете (§ 22), и является одним или собак, которые могут использовать для провисания.

ВНУТРИВЕННЫЙ.

20. О создатель материального мира, Святый! Если человек дает плохая еда для пастушьей собаки, какой грех он делает сам виновен?

Ахура Мазда ответил: «он делает себя виновным в том же чувство вины, как будто он должен подавать плохую пищу хозяину дома. первого ранга.’

21. О создатель материального мира, Святый! Если человек дает скверная пища для домашней собаки, в каком грехе она делает себя виновной?

Ахура Мазда ответил: «он делает себя виновным в том же чувство вины, как будто он должен подавать плохую пищу хозяину дома. среднего ранга.’

22. О создатель материального мира, Святый! Если человек дает плохая еда для собаки Вохуназга, из какого греха он делает себя виновен?Ахура Мазда ответил: «он делает себя виновным в том же чувство вины, как будто он должен подавать плохую пищу святому человеку, который должен прийти к нему домой в образе священника 20 .’ 20. Собака Вохуназга не имеет места жительства, поэтому ее не сравнивают с хозяином дома, но с бродячим монахом, который живет на благотворительность.
23. О создатель материального мира, Святый! Если человек дает плохая еда для собаки Тауруны, какой грех он делает сам виновен?Ахура Мазда ответил: «он делает себя виновным в том же чувство вины, как будто он должен подавать плохую пищу молодому человеку, рожденному от благочестивые родители, и которые уже могут ответить за свои поступки 21 .’ 21. Вероятно, » кто исполнял ню-зуд [навйоте-ДЖХП], пятнадцати лет.’ Молодая собака входит в сообщество верующих в возрасте четыре месяца, когда он пригоден для провисания-сделал и может изгнать НАСУ.
24. О создатель материального мира, Святый! Если мужчина должен дать плохую пищу пастушьей собаке, каково наказание, что он заплатит?Ахура Мазда ответил: «он Пешотану: двести нашивки с Аспахе-Астрой, двести нашивок с Аспахе-Астрой Шраошо-Чарана 22 .’ 22. «Я также видел душу человека, которого демоны, как собаки, никогда не рвать. Этот человек дает собакам хлеб, а они его не едят.; но они всегда пожирают грудь, ноги, живот и бедра Человек. И я спросил Так: какой грех было совершено этим телом, чей душа терпит такое суровое наказание? СОШ благочестивый и Атар ангел сказал так: это душа того нечестивого человека, который, в мир, сдержанный назад еда собак пастухов и домовладельцев; или избили и убили их » (Arda Viraf 48, перевод Хауга).
25. О создатель материального мира, Святый! Если мужчина должен дать плохую пищу домашней собаке, каково наказание, что он должны платить?Ахура Мазда ответил: «девяносто полос с Аспахе-Астрой, девяносто полос со Шраошо-Чарана.’

26. О создатель материального мира, Святый! Если мужчина должен дать плохую пищу собаке Вохуназга, каково наказание, что он заплатит?

Ахура Мазда ответил: Аспахе-Астра, семьдесят полос со Шраошо-Чарана.’

27. О создатель материального мира, Святый! Если мужчина должен дать плохую пищу собаке Тауруны, каково наказание, что он должны платить?

Ahura Mazda ansvvered: ‘пятьдесят полос с Аспахе-Астра, пятьдесят полос с Сраошо-Чарана.

28. Ибо в этом материальном мире, о Спитама Заратуштра! это собака, из всех созданий доброго духа [Spenta Mainyu], что больше всего быстро разлагается до возраста, не ест рядом с едящими людьми, и наблюдая за товарами, ни один из которых он не получает. Принесите ему молока и жир с мясом 23; это правильная пища для собаки 24 .’ 23. Тот же корм, что рекомендован для собаки Columella (Ordacea Фарина ЦУМ серо, VII, 12; ср. Virgil, Pasce sero pingui, Georg. III, 406).24. — Всякий раз, когда кто-нибудь ест хлеб, нужно отложить в сторону три глотка и три глотка. отдай их собаке … ибо среди всех бедных нет никого беднее собаки » (Саддар 31).

V.

29. О создатель материального мира, Святый! Если есть в доме поклонника Мазды бешеная собака, которая кусается что делать поклоняющимся Мазде без лая?

30. Ахура Мазда ответил: «они наденут вокруг себя деревянный ошейник». его шею, и они привяжут к ней морду, толстую, если дерево твердое, два астиса, если мягкое. К этому ошейнику они должны связать его; двумя сторонами 26воротника они должны связать оно. 25. Мера неизвестной суммы. Фрамджи читает ишти, «кирпич» толщиной.26. Слева и справа от него.
31. — Если они этого не сделают, и бешеная собака, которая кусается снаружи. лай, удар овцы или рана человека, собака должна заплатить за ранение раненого за умышленное убийство 27 . 27. Согласно закону Солона, собака, укусившая человека, должна была доставьте к нему привязанного к блоку длиной в четыре локтя (Плутарх, Solon 24). Книга Второзакония повелевает волу, который убил человека, которого предадут смерти.
32. «Если собака поразит овцу или ранит человека, то они должны отрежьте ему правое ухо.»Если он поразит другую овцу или ранит другого человека, то отрежем ему левое ухо.
33. «Если он поразит третью овцу или ранит третьего человека, то должен сделать разрез в правой ноге 28 . Если он ударит четвертого овцы или ранили четвертого человека, они должны сделать разрез в его левой нога. 28. «Они только отрезали кусок плоти от ноги» (Brouillons d’Anquetil).
34. — Если он в пятый раз поразит овцу или ранит человек, они отрежут ему хвост.- Поэтому они должны привязать морду к ошейнику. стороны воротника они свяжут его. Если они этого не сделают, и бешеная собака, которая кусает без лая, бьет овец или Рани человека, он заплатит за рану раненого, как за рану раненого. преднамеренное убийство.’

35. О создатель материального мира, Святый! Если есть в доме поклонника Мазды бешеная собака, у которой нет запах, что должны делать поклоняющиеся Мазде?

Ахура Мазда ответил: «Они будут сопровождать его, чтобы исцелить его, так же, как они поступили бы с одним из верующих.’

36. О создатель материального мира, Святый! Если они попытаются чтобы исцелить его и потерпеть неудачу, что должны делать поклоняющиеся Мазде?

37. Ахура Мазда ответил: «они наденут вокруг себя деревянный ошейник». его шею, и они привяжут к ней морду, густую, если дерево твердое, два астиса, если мягкое. К этому ошейнику они должны связать его; обеими сторонами воротника они должны связать оно.

38. — Если они этого не сделают, собака без запаха может упасть в обморок. яма, или колодец, или пропасть, или река, или канал, и приходите к горю: если он скорбит так, то они будут Пешотанус.

ВАЙ.

39. — Собака, о Спитама Заратуштра! Я, Ахура Мазда, сделал я-одетый и обутый; бдительный и бодрствующий; и Острозубый; рожден, чтобы принимать пищу от человека и присматривать за ним. товары человека. Я, Ахура Мазда, сделал собаку сильной из тела против злодея, когда здравомыслие и бдительность товары.

40. «И всякий, кто проснется от его голоса, о Спитама Заратуштра! ни вор, ни волк ничего не должны нести. из своего дома, без предупреждения; волк будет он разбит и разорван на куски; он изгнан, он тает, как снег 29 .’ 29. Сомнительный.

VII.

41. О создатель материального мира, Святый! Какой из два волка заслуживают большего, чтобы быть убитыми, тот, что он-собака рождение волчицы, или того, что рождает волк. она-собака?

Ахура Мазда ответил: «из этих двух волков, тот, который он-собака, порождение волчицы, заслуживает большего, чтобы быть убитым, чем тот, что волк порождает собаку.

42. — Потому что собаки, рожденные там, падают на пастушью собаку. собака дома, на собаке Воху-назга, на дрессированной собаке, и уничтожьте складки; такие собаки более убийственны, более озорные, более разрушительные для складок, чем любые другие собаки 30 . 30. ‘Ultroque gravis succedere tigrim
Aura canis, majore tulit de sanguine foetum.
Sed praeceps virtus ipsa venabitur aula:
Ille tibi et pecudum multo cum sanguine crescet.’ — Gratius Faliscus, Cyneg. 165 seq.
43. — И волки, рожденные там, падают на пастушью собаку ., на доме-собака, на Вохуназге собака, на дрессированной собаке, и уничтожьте складки; такие волки более убийственны, более озорной, более разрушительный для складок, чем любой другой волк.

VIII.

44. — У собаки характеры восьми видов людей .:-

— У него характер священника .,

— У него характер воина .,

— У него характер земледельца .,

— У него характер бродячего певца .,

— У него характер вора .,

— У него характер Дису .,

— У него характер куртизана .,

— У него характер ребенка.

45. — Он ест отбросы, как священник. удовлетворенный 32, как священник; он терпелив, как священник; он хочет только маленький кусочек хлеба, как у священника; в этих вещах он как священнику.- Он идет впереди, как воин, он сражается за власть. благодетельная корова, как воин 33; он выходит первым из дома, как воин 34; в этих вещах он подобен воину. 31. Странствующий священник (см. выше, Примечание 20 ).32. «Хорошее обращение делает его радостным «(комм.)

33. «Он отгоняет волка и вора» (комм.)

34. Это положение, как кажется, повторяется здесь по ошибке из § 46.

46. — Он бодрствует и спит легко, как земледелец . выходит первым из дома, как муж 35; возвращается последним в дом, как земледелец 36 ; в этих вещах он подобен к земледельцу.- Он любит петь, как бродячий певец. тот, кто приближается слишком близко к 38, как гуляющий певец; он плохо обученный, как бродячий певец; он переменчив, как певец. прогуливающийся певец; в этих вещах он подобен прогуливающемуся певец. 35. При вывозе скота из конюшни.36. При возвращении скота в конюшню.

37. Так называемые Looris в наше время.

38. Он оскорбляет или грабит прохожего, как Лори.- «The Looris» странствуй по миру, ища свою жизнь, постель-товарищей и попутчиков о собаках и волках, когда-либо на дорогах, чтобы грабить день и ночь» (Фирдоуси.)

47. — Он любит темноту, как вор, он рыщет в темноте. тьма, как вор; он бесстыдный едок, как вор; он поэтому неверный хранитель подобен вору 39 ; в этих вещах он подобен вору.- Он любит темноту, как Дису-40 ; он бродит в темноте. тьма, как Дису; он бесстыдный едок, как Дису; он таким образом, неверный хранитель подобен Дису в этих вещах он подобен Дису. 39. «Когда кто-то доверяет ему что-то, он съедает это» (комм.)40. По словам Фрамджи, » дикий зверь.’
48. — Он любит петь, как придворный; он ранит того, кто поет. подходит слишком близко, как куртезан; он бродит по дорогам, как бродяга. куртезан; он плохо обучен, как куртезан; он непостоянен. , как куртезан 41 ; в этом он подобен куртезану.- Он любит спать, как ребенок, он нежен, как снег., как ребенок; он полон языка, как ребенок; он роет земля с его лапами 42, как ребенок; в этих вещах он подобен к ребенку. 41. Описание куртизанки близко следует за описанием куртизанки. певица: на востоке публичная певица, как правило, проститутка. Loori означает и певец и проститутка.42. Сомнительный.

IX.

49. — Если эти две мои собаки, пастушья собака и собака … Хаус-дог, пройди мимо любого из моих домов, пусть их никогда не держат в стороне. от него.Ни один дом не мог существовать на земле, созданной Ахурой, но для тех двух моих собак, пастушьей собаки и дом-собака 43 .’ 43. — Но для собаки не осталось бы ни одной головы скота. существование » (Саддар 31).

X.

50. О создатель материального мира, Святый! Когда собака умирает, когда костный мозг и семя высохли, куда уходит его призрак? 44. Костный мозг-средоточие жизни, позвоночник — «колонна и столб». весна жизни » (Yt10.71); сперма приходит от него (Bundahishn 16). Такая же теория преобладала в Индии, где сперма называется Маджа-самудбхава, «то, что рождается из мозга»; это было затем последовал Платон (Тимей 74, 91;ср. Censorinus, De die natali, 5), и опровергнут Аристотелем (De Part. Аним. III, 7).
51. Ахура Мазда ответил: воды 45, О Спитама Заратуштра! а там из них двое из каждой тысячи и каждой тысячи собак образуются водяные собаки. образуется тысяча ше-догов, парочка, ватер-дог и ватер-дог она-собака 46 . 45. К источнику Ардви Суры, богини вод.46. Поэтому в одной водяной собаке столько же жизни и святости как в тысяче собак. Это объясняет следующее. — Водяная собака (удра упапа; персидский саг-иаб) — выдра.
52. — Тот, кто убивает водяную собаку, вызывает засуху, которая высыхает . вверх по пастбищам.- До тех пор, о Спитама Заратуштра! сладость и жирность будет вытекать из той земли и из тех полей, со здоровьем и исцеление, с полнотой и ростом и ростом, и ростом кукурузы и травы.’

53. О создатель материального мира, Святый! Когда сладость и жирность, чтобы вернуться снова в ту землю и к те поля, со здоровьем и исцелением, с полнотой и увеличением и рост, и выращивание кукурузы и травы?

54, 55. Ахура Мазда ответил: «сладость и жирность никогда не будут вернись снова на ту землю и на те поля, со здоровьем и любовью. исцеление, с полнотой и увеличением и ростом, и ростом кукуруза и трава, пока убийца водяного пса не был убит. поражен насмерть на месте, и святая душа собаки имеет был принесен в жертву, в течение трех дней и трех ночей, с пылающим огнем, с привязанной Баресмой и с Хаомой подготовлено 47 . 47. См. Vd9.55, 56, Примечание 34.
56. [‘Тогда сладость и жирность снова вернутся к этому земля и на те поля, со здоровьем и исцелением, с полнотой и рост и рост, и выращивание кукурузы и травы 48 .’] 48. См. Vd9.53-57 .