ДИНАСТИЯ КАВИЕВ

Авестийское название династии — К а в и и (среднеперс. и фарси Кейн, Кей аниды) — этимологически восходит к названию жреческого сословия кавиев. В отличие от сказаний о Парадата — чисто мифических персонажах, сказания о Кавиях — Кейях, по-видимому, имеют реальную историческую по доплёку (См., например: Дьяконов И.-2. С. 138, 143—144.) (некоторые исследователи, однако, считают и все предания о Кейях вымышленными).

«Авеста» и пехлевийские сочинения называют «царством Кавиев/Кейев» различные мифические области на востоке Ирана: долину Хара Березайти, долину Вахви Датии, побережье Ворукаши, окрестности озера Чайчоста и др.; мусульманские авторы — Бактрию; Бируни связывает Кейянидов с правителями Нововавилонского царства (VII—VI вв. до н. э.). Наиболее обоснованной в настоящее время представляется точка зрения И. М. Дьяконова, который локализует «царство Кавиев» в Дрангиане.

Процесс сложения легенд о Кавиях, очевидно, развивался примерно так же, как и процесс сложения легенд о Парадата: сначала сказания существовали раздельно, затем, при собирании утраченных авестийских текстов (между I и III вв. н. э.) они были объединены в цикл, а в ходе формирования зороастрийской ортодоксии — систематизированы и отчасти канонизированы. В теократической государственной идеологии Ирана значение преданий о Кейанидах возрастает с IV в. и. э.: при шаханшахе Шапуре II (309—379 гг. н. э.) провозглашается новая династийная доктрина, возводящая род Сасанидов к покровителю Заратуштры Кави Виштаспе (см. с. 61); при Шапуре III в официальную царскую титулатуру включается титул «Кей». Особенную популярность эпические циклы о Кенамидах приобретают в V в. н. э.

Пехлевийская традиция, вслед за «Младшей Авестой» представляя Кейев как праведных властителей и борцов со Злом (которое олицетворяют прежде всего туранцы и Фрасийак), в то же время приписывают некоторым представителям династии отрицательные деяния и качества: нарушение клятвы, гордыню, богоборчество и др. Такое двойственное отношение к Кейям сохранилось и у Фирдоуси.

ХВАРНА КАВИЕВ

Изложено по: «Яшт» 19.9, 71—72

С уходом династии Парадата, царей-первозаконников, на престоле арийских стран воссияла новая династия — Кавии. Огненная Хварна отныне пристала — им,

Так, что они все стали

Могучие и смелые,

Отважные и мудрые —

Всесильные цари [СК].

И так прославились они, такие великие дела вершили, что божест-венная Хварна вовеки стала называться с тех пор «Хварной Кавиев».

Сильную Кавиев Хварну,

Данную Маздою, чтим —

Самую славную, превосходящую,

Наилюбезную, нанразящую,

Наилопчайшую, неуловимую,

Высшее средь созданий [СК].

КАВИ КАВАТА

Дошедшие зороастрийские тексты не сообщают генеалогии родоначальника династии Кавиев Кови Каваты (среднеперс. Кей К а в о д, фарси Кей Кубад); несомненно, однако, что его родословная восходит к потомкам Траэтаоны — Фретона по линии Арьи.

Миф изложен по зороастрнйским текстам разных эпох, указанным п подстрочных примечаниях.

{Кави Кавата был ребёнком в набедренной повязке; [его] покинули на реке .

—————————————————

То есть, по-видимому, младенец был завёрнут в набедренную повязку и оставлен на берегу. Предлагалось и другое толкование этого фрагмента: маленького Кавада. запеленутого в повязку, пустили плыть по реке в корзине — сравн. с библейским сказанием о Моисее.

—————————————————

Но малыш чудесным образом оказался у людского жилья. Дрожа от холода, он плакал под дверным порогом. Мальчика нашёл Узава, взял его, выходил [и] установил имя дрожащему дитя.} ( «Бундахишн» 31.24. В подлиннике попытка объяснить имя «Кавад» созвучием с «кавадакан» — «дверной порог».)

Пролетели годы, и вот {Кавата был осенён лучезарной Xварной — Хварной Кавиев} («Яшт» 19.71, «Денкарт» VII. 1.33). {Он утвердил царскую власть в стране, объединил арийские земли Хванираты и стал родоначальником новой блистательной династии.

Власть <…> [была] хорошо использована или он совершил много благих дел, возрадовав Землю, творение Ахура Мазды, и праведно служил ему, великому богу} («Меног-и Храт» 27.47—48, «Денкарт» VII. 1.33.), всюду утверждая Веру маздаяснийскую.

{Пятнадцать лет царствовал Кави Кавата.} ( «Бундахишн» 34.7.) {Им был Кави Апивоха (среднеперс. Кей А п и в о х) рождён. }э 7(«Бундахишн» 31.25.)