АРДВИСУРА АНАХИТА

Изложено по: «Яшт» 5 ( «Ардвисур-» или «Абан-яшт»)

С золотой вершины горы Хукарьи, с высоты её, равной росту тысячи мужей, ниспадает Ардвисура Анахита (среднеперс. Анахид, фарси Haxид), высотою равная всем водам <…> по земле текущим, и вперёд устремляется( Отождествление реки Ардви с Ардвисурой Анахитой — богиней этой реки.), полная силы <…> широко разливающаяся, целительная, дэвам враждебная, вере Ахуры преданная [Бр], прекрасная богиня реки Ардви, повелительница воды, священной стихии Датуша.

Из края в край волнуется

Всё море Ворукаша,

И волны в середине

Вздымаются,когда

Свои вливает воды,

В него впадал, Ардви

Всей тысячью протоков

И тысячью озер (260)

Любое из которых

За сорок дней объехать

Успеет только всадник

На добром скакуне [СК].

260 В прошлом веке ещё было замечено, что это описание напоминает дельту Амударьи. (Примеч. И. М. Стеблин-Каменского.)

Ардвисура Анахита — богиня любви, страсть вызывающая [Бр], покровительница стад и домашнего очага, защитница арийский стран. Она творит семя всех мужей, уготавливает для родов материнское лоно всех жён, делает лёгкими роды всех жён, исполняет в урочное время молоком материнскую грудь; бескрайняя, славная именем, длиною равная всем водам <…> покровительница всего творения в Истину-Ашу верующих. Под кровом [её] великолепия и величия мелкий скот и крупный скот и <…> люди умножились на земле. [Она], поистине, охраняет всё доброе, Маздой сотворённое, от Истины-Аша исходящее, словно как хлев охраняет овец.

Всякий может увидеть её, Ардвисуру Анахиту, в образе прекрасной девушки, сильной, стройной, прямой, высоко подпоясанной, знатного рода, именитого, в нарядном плаще с обильными складками, златопрядном. Барсман в руках у неё должной меры, красуется она серьгами четырёхгранными, златоковными; ожерельем обвила благородная Ардвисура Анахита прекрасную шею. Стягивает она стан свой, чтобы дивные груди её восстали, что бы влеклись к ней людские взгляды. Чело увенчала своё Ардвисура Анахита прекрасным обручем, сотнями самоцветов украшенным, златоковным, осьмичастным, словно бы колесница, перевитым лентами, чудесным, с кольцом посредине, искусно сделанным. В бобровой шубе она, Ардвисура Анахита, из трёхсот бобров. ( Может быть, не трёхсот, а тридцати, что существенно для истолкования последней чисти («Ардвисур-яшта»] в календарно-астрономическом плане. (Примеч. И. Л/. Стеблин-Каменского.)) <…> меха ослепляют смотрящего блеском золотым и серебряным [Бр].

——————————————————————————————————————

Ардвисура Анахита — единственное иранское божество, которое в «Авесте» описывается антропоморфно; других подобных описаний в сохранившихся текстах «Авесты» не содержится. М. Дрезден указывает, что «с точки зрения литературных приёмов „Авесты “ такое необычайно подробное и красочное описание наводит на мысль о том, что у автора [«Ардвисур-яшта»] была перед глазами статуя богини или же он её себе мысленно представлял». (Дрезден М. С. 355. )Однако авестийское описание Анахиты не соответствует ни одному из изображений богини на сохранившихся памятниках.

——————————————————————————————————————

Разливается ли прекрасная богиня полноводным потоком, шествует ли над Хваниратой в колеснице, запряжённой четвёркой коней, все четыре единой масти <…> высокие, оборающие зломышление всех врагов, и дэвов и людей [Бр], и йату, и паирика, и карапанов, и кавиев, — думой одной занята она: «Кто восславит меня? Кто почтит [Бр] возлияниями хаомы с молоком? Кто сделает это, почтив меня молитвой, тот верен и послушен мне, и я исполню все его желания. Воздсим я за преданность и верность и силой, и добром [СК]».

Не только все люди, но и боги — ахуры и язаты преклоняются перед великолепием и величием [Бр] Лрдвисурм Апахиты. Сам Ахура Мазда приносил ей жертву в Арьяна Вэджа, у благой реки Вахви Датии, прося помощи в наставлении Заратуштры, дабы пророк мыслил, говорил и делал в согласии с праведной маздаяснийской верой. К Ана хите обращались с молитвами все иранские герои; каждый жертвовал богине сто коней, тысячу быков и десять тысяч овец, чтоб она умилостивилась и дала удачу [СК] и угодном Ахура Мазда деле: возвела достойного на царство, или помогла одолеть полчище приверженцев Друджа, или даровала изобилие и благоденствие. Богиня принимала жертвы и исполняла благочестивые просьбы: она всегда дарует удачу просящему, заотру («з а о т р а — пресная жертвенная лепешка из теста, замешенного на соке хаомы и молоке.) в дар приносящему, благочестиво жертвующему [Бр] Но не должны взывать к Анахите и вкушать её заотру ни один <…> (Здесь и далее в цитате опущены названия болезней, не поддающиеся истолкованию) ни болеющий горячкой, ни обременённый грыжею <…> ни одна женщина, ни один общинник, что гат не произносят. ни прокажённый, от остальных отторгнутый [Бр]. Не примет Анахита заотры от слепых, от глухих, и от карликов, от слабоумных, и <…> и припадочных, от помеченных метой, какою. с общего гласа, умалишённых метят; не должны одарять заотрой ни горбатые спереди, ни горбатые сзади, ни кривозубые карлики |Бр].

— — — —

«Возможны и иные толкования этих дефектов, в частности, просто человек с гнилыми или кривыми зубами. Напомним, в связи с этими строками, правила, предписываемые священникам в Библии: „И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у кого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Rory своему. Никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, ни слепый, ни хромый, ни уродливый, ни такой, у которого переломлена нога или переломлена рука, ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с поврежденными ятрами“ (Левит. 21.1U— 20)». (Стеблин — Каменский И. М. К «Гимну Ардви-Суре» //Авеста. С. 185. Примеч. 14.) Сравн. в «Ард-яште» — с. 131. В «Видевдат» 2.29, 38) телесные недостатки названы отметинами Ангхро Майнью, наложенными на смертных [СК] — см. с. 161.

И тем дерзким дэвам, карапанам и вождям кочевников, которые, замысля злое дело, осмеливались просить у Анахиты помощи в нём, богиня всегда отказывала и не принимала жертв.